КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа над репертуаром хора
Хорового сочинения. Исполнение мелодии, соответствующее характеру и фактуре Средства художественной выразительности Музыкальная фразировка, цезура. Простейшая форма музыкального построения – период. Входит в состав более крупного произведения, но есть произведения из одного периода (Ц.Кюи «Всюду снег»). Период делится на предложения, предложения – на фразы, а фразы – на мотивы.. Разделение на мотивы, фразы, предложения в музыке совпадают с синтаксическим строением текста. Приём, способствующий исполнению хорового сочинения с учётом строения музыкальной речи и делающей это исполнение более понятным и выразительным называется фразировкой. Он заключается в осмысленном выделении отдельных музыкальных построений (мотивов, фраз, предложений). Исполнение построений должно происходить путём оттенения кульминаций фраз и разделения построений, согласно замыслу композитора, едва заметной паузой, дыханием. Такие разделительные грани между музыкальными построениями называются цезурами. Цезура выполняется посредством смены дыхания (пример с паузами). Часто цезура может выполняться и без возобновления дыхания (вдоха). Это будет мгновенная пауза, подчёркивающая выразительность данного отрезка мелодии, связанного с текстом. Умение оттенять мелодию в зависимости с тем, в какие условия поставлен голос (партия). При пении в унисон забота о выделении мелодии отпадает, т.к. весь хор поёт одну основную мелодию. В 2-хголосном пении мелодию тоже нетрудно оттенить, т.к. 2-ой голос имеет вспомогательное значение. В гармоническом складе – мелодия поручается верхнему голосу – Сопрано. В некоторых случаях ведущая партия поручается другой партии или поочерёдное исполнение мелодии партиями. Особый вид имитации канон – последовательно вступающий голос проводит свою мелодию. Отдельная партия поёт без слов с закрытым ртом (или гласную), создавая фон для партии, поющей со словами. Темповый нюанс «Фермата» - временная остановка звучности (на ноте, паузе, тактовой черте), в середине музыкального построения.
При отборе репертуара учитывается принцип единства воспитания и обучения: репертуар подбирается с учётом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участника хора. Главный, ведущий принцип заключается в том, что репертуар должен содействовать не столько приобретению чисто музыкальных навыков и умений, сколько общему художественному развитию, эмоциональному обогащению, пробуждению художественного мышления ребёнка. Основной педагогический принцип обучения – систематичность, последовательность от простого к сложному, от близкого к далёкому – является определяющим при подборе репертуара. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нём фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура руководителя хора, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает, а также тем, в каких условиях происходит обучение. В первую группу включаем задачи воспитания участников хора в процессе хоровых занятий. Важно выяснить, насколько данное произведение усилит интерес детей к хоровой деятельности и к музыке вообще, будет способствовать расширению музыкального кругозора, совершенствовать музыкальный вкус. Ко второй группе относятся задачи чисто специальные: развитие разных сторон музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического) в тесной связи с певческим интонированием. Эти задачи неотделимы о развития мышления, памяти, эмоциональной отзывчивости певцов, от формирования хоровых навыков, умения читать ноты, от общей музыкальной грамотности участников хора. 1. Приступая к отбору, определим содержание произведения, особенности его художественного образа. Важным является и определение степени яркости произведения, возможной силы его психологического воздействия на ребёнка. Выявленные затем жанр, форма, структура, особенности драматургии, фразировка, продолжительность звучания произведения должны соотноситься как с учебно-воспитательными задачами в целом, так и с тем, насколько всё это вместе взятое доступно детям данного возраста. 2. Далее идёт анализ произведения в плане выяснения трудностей в звуковысотном аспекте (выразительность, вокальность мелодии, характер интервальной последовательности, диапазон, лад, особенности гармонического построения хоровой партитуры и сопровождения и т.д.) 3. Анализ произведения в тембровом отношении, т.е. выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. Опираясь на знания особенностей звучания детского певческого голоса, надо представить себе, в какой манере могут повлиять на характер звучания также элементы произведения, как его тесситура, звуковысотные компаненты, ритмический рисунок, динамика, штрихи, поэтический текст, художественный образ в целом, его эмоциональная насыщенность. 4. Определяется общая исполнительская трактовка произведения. При отборе следует учесть, насколько данный состав хора сможет добиться художественного исполнения песни при сохранении оптимального возрастного вокализирования, готов ли хор к этому психологически, эмоционально, достаточно ли он технически обучен. Если произведение будет отбираться с учётом особенностей и возможностей детей данного возраста, это в значительной мере явится залогом успешного индивидуального певческого развития школьников, охраны их голоса, т.е. первейшим условием функционирования детского – подросткового – юношеского хорового коллектива. 5. Нужно иметь в виду и такую деталь как предпочтение детьми разного возраста того или иного содержания, характера, жанра произведения. Младшие школьники любят песни яркие, броские, ритмически чёткие, но не сложные, с лаконичным, понятным текстом. Их привлекают песни-игры, песни-инсценировки, в которых можно ввести несложные действия и выразительные движения. Чутко реагируют на образы нежные, ласковые (песни о маме, о природе, о животных). Им ближе чистые, яркие тона чувств, полутона они различают слабее. Подростков привлекает романтика, героика. Иной характер принимает их интерес к лиричным произведениям: они могут быть более сдержанными, более «»взрослыми». Содержание шуточных, юмористических произведений должно быть острым, актуальным, доступным ему. Школьники этого возраста всё более входят во вкус современной популярной музыки, но в благоприятных условиях прекрасно воспринимают музыку классическую и народные песни. Старшие школьники также склонны к романтике. Они хорошо воспринимают произведения и серьёзные, с философской тематикой, требующие глубокого размышления. Из лирических – «сдержанно-взрослые», напевные, в современном ключе. Старшеклассники тянутся к современной эстрадной музыке, но одновременно к классике, если её достаточно в репертуаре хорового коллектива. 6. обращать внимание на правильное соотношение отбираемого материала по жанрам. Нежелательны «перекосы» в сторону предпочтения того или иного жанра. В репертуар должны входить произведения как современных композиторов, так и произведения классиков, народные песни. 7. П ри отборе соотношение количества включаемых в работу произведений со степенью трудности их исполнения, поскольку как перегрузки, так и недогрузки в этом плане снижают уровень хоровой деятельности. Должно быть соблюдено равновесие художественного и технического. Наилучшим будет такой отбор, который позволит руководителю хора работать гармонично в обучении и следовать принципу единства художественного и технического.
Решение исполнительско-технических задач в три этапа: 1. одноголосие, двухголосие; 2. развитое 2-хголосие, 3-хголосие в самых разных проявлениях: гомофонных, полифонических и т.д.; 3. 3-х, 4-хголосие и многоголосие. Свободное владение всеми видами хорового исполнительства. I этап – в репертуаре много одноголосных песен (иногда с солистом). Кропотливая работа над хоровым унисоном. В репертуаре появляются песни с элементами 2-хголосия (вся песня одноголосная, а в последних двух тактах 2-хголосие). Важно «впевать», «выстраивать» 2-хголосие, хорошо наряду с «впеванием» - «откладывание» труднодоступных мест с последующим многократным возвращением к ним. Хорошо «впевать» 2-хголосные места отдельно (гармоническим «впеванием»). Это даёт качество. Продолжается работа над хоровым унисоном, над элементарным 2-хголосием, а затем над развитым 2-хголосием. 2-хголосие в разных интервальных проявлениях. Здесь помогают упражнения хорового сольфеджио. Примерный репертуар: рус.нар.п. «Во поле берёза стояла», рус.нар.п. «Что же ты, соловушка», А.Алябьев «Зимняя дорога» (переложение А.Луканина), А.Дворжак «Платочек»
II этап – продолжается закрепление навыков пения с развитым 2-хголосием. Постоянно вводятся элементы 3-хголосия (полифонические примеры, каноны с постоянным нарастанием степени трудности). Примерный репертуар: бел.нар.п. «Рэчанька» (обр. А.Свешникова), Моравская нар. П. «В поле» (обр. Я.Досталика), Е.Жарковский «Мелодия ручья», канон В.Моцарта «Dona nobis pacem», П.Чайковский «Рассвет».
III этап – свободное владение 3-хголосием (включая полифонию). В репертуаре секундовые сочетания, во всех хоровых партиях (6-тиголосие, 8-иголосие). Все трудности, доступные детскому хору. Диапазон 3 этапа широк: от одноголосия (работа над унисоном) до сложнейших произведений (Б.Бриттен «Короткая месса»). Хормейстер должен выбрать для исполнения произведения технически доступные его коллективу, знакомые по предварительным занятиям хоровым сольфеджио. Овладение техническими навыками путём упражнений на занятиях хоровым сольфеджио решит сложную исполнительскую задачу, но даст возможность приобрести навыки для решения других задач. Можно включать в репертуар ряд женских хоров a capella: «Ночевала тучка золотая» Н.Римский-Корсаков фуга; хор «Улетай на крыльях» оперы А.Бородина «Князь Игорь»; обработки и аранжировки русской и зарубежной классики П.Чайковский «Соловушка»; М.Глинка «Попутная песня»; Э.Григ «Детская песня»; переложения произведений, написанных для мужского хора: Ф.Шуберт «Ночь»; А.Даргомыжский «Сосна». Песни и романсы русских и зарубежных композиторов: М.Глинка «Ты, соловушка, умолкни»; П.Чайковский «Колыбельная в бурю»; Р.Шуман «Грёзы». Имитация, полифония. Обратить внимание на каноны (много их у В.Моцарта, Й.Гайдна, Б.Бартока). М.Анцев «Кукушка»; Е.Жарковский «Непогода» и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |