Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и принципы организации финансового контроля




ТЕМА №3: Сущность финансового контроля, его виды и органы осуществления.

План.

1. Сущность и принципы организации финансового контроля.

2. Виды и методы финансового контроля.

3. Органы государственного финансового контроля.

 

Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов, а также совокупность действий по проверке законности, эффективности использования финансовых ресур­сов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль отличается от прочих видов контроля в экономике (налогового, таможенного, экологического, сани­тарного и др.) тем, что по своей природе является стоимостным контролем, поскольку проводится во всех сферах общественного хозяйства.

Объекты финансового контроля — это финансовые показатели деятельности (прибыль, себестоимость, рентабельность, платеже­способность и т.д.) предприятий всех организационно-правовых форм.

Задачи финансового контроля:

• способствовать эффективному и рациональному использо­ванию финансовых ресурсов предприятия;

• выявлять внутрипроизводственные финансовые резервы, с помощью которых можно увеличить объемы получаемой при­были;

• способствовать оптимальному формированию финансо­вых ресурсов предприятия, т.е. соотношению собственных и заем­ных финансовых средств (кредит, спонсорские деньги);

• обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов деятельности предприятий;

• осуществлять контроль за всей финансовой дисциплиной предприятия.

Финансовый контроль многоуровневый и всесторонний.

Реализация финансового контроля осуществляется в эконо­мике на определенных уровнях. В связи с этим выделяют:

1) контроль на государственном уровне;

2) контроль на уровне предприятий.

Государственный финансовый контроль предназначен для про­верки исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фон­дов, а также финансовой деятельности государственных унитар­ных предприятий.

Государственный финансовый контроль — система государ­ственных мер конкретных органов власти и управления, направ­ленных:

• на соблюдение действующего бюджетного и налогового за­конодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, со­ставления отчетности;

• на эффективное и целевое использования средств государ­ственного бюджета и внебюджетных фондов, правильность опе­раций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кре­дитных учреждениях;

• на выявление резервов роста бюджетных доходов и эконо­мии средств;

• на успешную реализацию межбюджетных отношений, эф­фективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

• на пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выяв­ление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных дей­ствий;

• на улучшение финансовой дисциплины, проведение про­филактической и разъяснительной работы.

Финансовый контроль на уровне предприятий, т.е. за деятельно­стью предприятий, направлен:

• на проверку эффективности использования денежных средств (собственных, заемных и привлеченных) предприятий;

• на анализ и сопоставление фактических финансовых ре­зультатов с запланированными;

• выявление внутрипроизводственных резервов роста при­были предприятий;

• на определение правильности и достоверности финансо­вой отчетности;

• на улучшение финансовой дисциплины предприятий.

В 1977 г. Международная организация высших органов финан­сового контроля приняла Лимскую декларацию, в которой изло­жены основные принципы организации финансового контроля. Декларацию подписали 178 стран, которые неукоснительно долж­ны соблюдать принятые принципы. Основные принципы:

• независимость;

• объективность и компетентность;

• гласность;

• результативность;

• четкость и логичность предъявляемых контролерами тре­бований;

• неподкупность субъектов контроля;

• обоснованность и доказательность информации, приве­денной в актах проверок и ревизий;

• превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

• презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финан­совых преступлениях лиц;

• согласованность действий различных контролирующих ор­ганов и др.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

• финансовой самостоятельностью контрольного органа;

• длительными полномочиями руководителей органов кон­троля и конституционным характером этих полномочий.

• финансовой независимостью контрольных органов;

• отсутствием постороннего влияния на контролеров и свя­зью с контролируемыми организациями.

В соответствии с этой Декларацией учреждение высшего кон­трольного органа и необходимая степень его независимости долж­ны быть заложены в конституции.

Кроме того, в стране должна присутствовать соответствующая юридическая защита, которая гарантирует невмешательство в де­ятельность контрольных органов.

Объективность и компетентность подразумевают неукосни­тельное соблюдение контролерами действующего законодатель­ства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизион­ной работы.

Объективность и компетентность проверяющих означает, что они имеют соответствующую профессиональную подготовку и в момент проверки проводят объективный финансовый контроль на основе имеющейся финансовой документации.

Гласность предусматривает постоянную связь государствен­ных контролеров с общественностью и средствами массовой ин­формации. Гласность проведения финансового контроля в Евро­пе означает, что после его проведения информация о допущенных нарушениях становится достоянием общественности.

Результативность контроля зависит от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, а также от регламента ревизий и проверок. Порядок и последова­тельность проведения финансовых ревизий основаны на стандар­тах бухгалтерского учета.

В соответствии с Декларацией члены и сотрудники контроли­рующих органов должны иметь квалификацию и быть честными, иметь теоретическую подготовку и быть работоспособными».

Декларация требует, чтобы максимальное внимание уделялось дальнейшей теоретической и профессиональной подготовке всех сотрудников, что должно поощряться всеми возможными финан­совыми средствами.

Для обеспечения подбора кадров высокой квалификации уро­вень их заработной платы должен соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к кадрам по роду их дея­тельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.