КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы сборки
ВОПРОС 14. СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ПОСАДКОЙ С НАТЯГОМ. СПОСОБЫ СБОРКИ. РАСЧЁТ ПОСАДОК.
Натягом N называют положительную разность диаметров вала d отверстия: N = B - A. После сборки вследствие упругих и пластических деформаций диаметр d посадочных поверхностей становится общим. При этом на поверхности посадки возникают удельное давление р
Сборку соединения выполняют одним из трех способов: прессованием, нагревом втулки, охлаждением вала. Прессование — распространенный и несложный способ сборки. Однако этому способу свойственны недостатки: смятие и частичное срезание (шабровка) шероховатостей посадочных поверхностей, возможность неравномерных деформаций деталей и повреждения их торцов. Шабровка и смятие шероховатостей приводят к ослаблению прочности соединения до полутора раз по сравнению со сборкой нагревом или охлаждением. Для облегчения сборки и уменьшения шабровки концу вала и краю отверстия рекомендуют придавать коническую форму (рис. 7.2). Шабровка поверхностей контакта устраняется полностью при сборке по методу нагревания втулки (до 200…400°С) или охлаждения вала (твердая углекислота -79°С, жидкий воздух -196°С). Недостатком метода нагревания является возможность изменения структуры металла появление окалины и коробления. Метод охлаждения свободен от этих недостатков.
Расчёт посадок, несущей способности и прочности соединения
При расчете посадок с натягом необходимо рассматривать как условие прочности (неподвижности) соединения, так и условия прочности его деталей. Условие прочности соединения при нагружении осевой силой: где р ‑ давление на поверхность контакта; K = 1,5…2 ‑ — коэффициент запаса; f – коэффициент трения в соединении. Условие прочности соединения при нагружении крутящим моментом При совместном действии крутящего момента T и осевой силы : где ‑ окружная сила. В приближенных расчетах при сборке нагревом рекомендуют: f = 0,18 ‑ при чистовом точении; f = 0,32 ‑ для оцинкованных и азотированных поверхностей; f = 0,4 — для оксидированных поверхностей; f = 0,48 ‑ при использовании абразивных микропорошков. В случаях сборки запрессовкой приведенные выше величины коэффициентов трения уменьшают в 1,8…2 раза. При сборке охлаждением ‑ увеличивают на 10%.
По теории расчета толстостенных цилиндров, удельное давление на поверхности контакта связано с натягом зависимостью где N ‑ расчетный натяг; С 1 и С 2 ‑ коэффициенты: ; и , и ‑ модули упругости и коэффициенты Пуассона материалов вала и втулки: При расчете прочности соединения расчетный натяг N определяют по минимальному табличному () или вероятностному () натягу с учетом поправки , т.е. Величина и зависит от шероховатости посадочных поверхностей соединяемых деталей, способа сборки соединения и условий его эксплуатации. В общем случае: Здесь ‑ поправка на смятие микронеровностей в собранном соединении где , и , ‑ шероховатость поверхности по шкале и для вала и втулки. Обычно в посадках с натягом поверхности обрабатывают по 6…8-му классам шероховатости. ‑ поправка на температурную деформацию деталей. где , ‑ рабочая температура вала и втулки соответственно; , ‑ коэффициент линейного расширения материала втулки, ; ‑ для стали; ‑ для чугуна; ‑ для бронзы и латуни. Поправка и, может не учитываться, если или не превышают 10°С. ‑ поправка, учитывающая уменьшение натяга в быстровращающихся деталях. Учет этой поправки актуален для соединений, работающих при высоких частотах вращения (свыше 20000…30000 мин-1). Изгибающий момент, которым может быть нагружено соединение, определяют на основе следующих расчетов. Действие момента ( ) вызывает в соединении деталей 1 и 2 такое перераспределение давления р, при котором внешняя нагрузка уравновешивается моментом внутренних сил . Составляя расчетные зависимости, полагают, что поворот детали 1 происходит вокруг центра тяжести соединения ‑ точки О, а первоначальная равномерная эпюра давлений (на чертеже показана штриховой линией) переходит в треугольную, или трапецеидальную. Кроме того, не учитывают действие силы F, перенесенной в точку О, как малое в сравнении с действием момента М. Максимально давление изменяется в плоскости действия нагрузки. При некоторой величине нагрузки эпюра давления из трапеции превращается в треугольник с вершиной у края отверстия и основанием, равным 2р. Этот случай является предельным, так как дальнейшее увеличение нагрузки приводит к появлению зазора. Учитывая принятые положения, можно написать где R ‑ равнодействующая давлений на поверхностях верхнего и нижнего полуцилиндров. Величина этой равнодействующей определяется давлением р посадки и не изменяется от действия изгибающего момента: Плечо . Подставляя данные, получаем: Для обеспечения необходимого запаса прочности соединения на практике принимают При этом давление в наиболее нагруженных точках соединения не должно вызывать пластических деформаций. Изменение давлений, вызванное действием изгибающего момента, не отражается на способности соединения воспринимать осевую силу и крутящий момент, так как суммарная величина сил трения остается постоянной.
ВОПРОС 15 СОЕДИНЕНИЕ ПОСАДКОЙ НА КОНУС
Такие соединения применяют для закрепления деталей на концах валов. Давление на конической поверхности образуется в результате затяжки гайки. В остальном соединение подобно соединению посадкой с натягом. Задачей расчета является определение момента Т, который может передавать соединение при заданных размерах и силе F3 затяжки гайки. Учитывая малое значение < 3°, приближенно полагаем, что равнодействующие нормальных давлений Fn и сил трения Fn · f располагаются по окружности среднего диаметра соединения dср; из равновесия ступицы получим: . Обычно принимают стандартную конусность 1:10. При этом = 2°51’40”; коэффициент трения = 0,11…0,13; коэффициент запаса К = 1,2…1,5. За расчетный момент Т принимают максимальный; Если условие прочности не соблюдается, то соединение усиливают шпонкой. Расчет шпоночного соединения выполняют по полному моменту нагрузки Т.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |