Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие особенности развития тоталитарных режимов




Общие особенности функционирования демократических режимов

Трансформация основных социально-политических теорий.

 

1. Трансформация основных социально-политических теорий. Первая половина ХХ века для мирового сообщества прошла под знаком острого противоборства между либерализмом, традиционализмом и нарождающимся тоталитаризмом. Промышленная революция оказала существенное влияние на формирование государственных и общественных институтов в странах Европы, Азии и Америки. Исторический процесс начал приобретать глобальный характер.

Процесс распространения ценностей западной цивилизации, получивший широкое развитие в начале ХХ века, в 1920-е годы столкнулся с необходимостью «переоценки ценностей». В условиях преодоления экономических, социальных и культурных последствий Первой мировой войны западное общество оказалось в состоянии страха и апатии перед крушением привычного образа жизни и неопределенности перед будущим. («Закат Европы» О. Шпенглера и др.). Поиск путей выхода из кризиса создавал благоприятную почву для появления различных теорий и проектов, основанных на идее совершенствования устройства мира. Среди многочисленных вариантов дальнейшего развития можно выделить два основных направления:

1) реформистский путь преобразований;

2) тоталитарный путь преобразований.

Что касается реформистского пути, то он был характерен для ряда стран, разделявших принципы экономического и политического либерализма (США, Великобритания, Франция и др.). Но основы политических и социально-экономических программ правительств этих государств в первой половине ХХ века претерпели существенные изменения, позволившие им приспособиться к изменившемся реалиям нового времени. Данное обстоятельство послужило началом тесной конвергенции между консерватизмом, либерализмом и социал-демократией.

Сторонники консерватизма вынуждены были признать происходившие изменения, отказавшись от идеи сохранения незыблемости основ экономической и социальной структуры общества. Сторонники либерализма (Дж. Гобсон, Т. Грин, Дж. Дьюи и др.) сохраняя верность принципам индивидуализма и свободной конкуренции, признали необходимость государственного регулирования социально-экономической сферы. Существенные изменения затронули и социал-демократическое движение. Сохраняя еще в начале ХХ века огромное влияние в среде рабочих социалистических партий, основные представители социал-демократизма (Р. Гильфердинг, К. Каутский, Э. Бернштейн и др.) призвали к смене тактики действий. Предпочитая путь парламентской деятельности, социал-демократы в первые десятилетия ХХ века отвергли основные установки на революционное преобразование общества, на необходимость классовой борьбы и установления диктатуры пролетариата, признав существующие общественно-политические институты.

Иная ситуация сложилась в тех государствах, где свое воплощение получил революционный способ преобразований, приведший к формированию тоталитарных и авторитарных режимов. Праворадикальная модель преобразований была представлена в государствах, где власть утвердили фашистские и националистические правительства (Италия, Германия, Испания, Португалия, Греция, Норвегия, Финляндия и др.). Укреплению фашистских и национал-социалистских режимов способствовала не только популяризация националистической идеологии, но и расширение возможностей государственного управления экономикой, проявившееся в условиях Первой мировой войны.

В Италии приход к власти фашистов в 1920-е годы означал усиление государственных структур (на основе создания корпоративной модели управления экономикой и обществом), укрепление культа вождя (дуче), распространение идей воссоздания «Римской империи». Таким образом, в Италии государственный строй приобрел черты тоталитаризма и авторитарности одновременно.

В Германии установление тоталитарного режима оказалось связано с кризисом Веймарской республики и приходом к власти Гитлера в январе 1933 года. Здесь произошла трансформация основных социально-политических институтов и правовой системы, правящая национал-социалистическая партия получила монополию на власть, укреплялся культ личности фюрера.

Усиление деятельности воинственных националистических группировок наблюдалось в ряде государств Европы. Формирование авторитарных режимов восточноевропейских государств (Румыния, Болгария, Венгрия и др.) привело к демонтажу парламентских систем. Опорой подобных режимов здесь являлись военные, монархические, нередко церковные структуры. Этим восточноевропейские режимы отличались от западноевропейских, где основной акцент делался на образование массовых партий фашистского типа во главе с сильным лидером. В то время, как в одних государствах (Финляндия, Норвегия, Греция и др.) такие группировки представляли собой внушительную политическую силу, способную существенно влиять на политику местных правительств, в других государствах (Бельгия, Люксембург, Нидерланды и др.) националистические движения не получили массовой поддержки.

2. Общие особенности функционирования демократических режимов. Завершение первой мировой войны и преодоление ее последствий способствовало дальнейшему развитию экономических основ индустриального мира. Укрепилась тенденция к формированию глобального рынка. В то же время, в истории западных стран период 1920-х годов, сопровождался определенными трудностями в экономическом развитии, вызванными как внутренними, так и внешними причинами. Бюджетный дефицит европейских государств (Великобритании и Франции), колониальные войны, изменение конъюнктуры рынков способствовало поиску новых путей экономического развития. Во Франции удалось сохранить довольно высокие темпы роста промышленности, во многом благодаря присоединению промышленных районов Эльзаса и Латарингии, а также использования Саарского угольного бассейна, однако необходимые ресурсы для поддержания стабильного темпа роста были ограничены. Необходимость развития социальных программ требовала от правительств изыскания дополнительных средств, что способствовало росту инфляции.

Определенные меры по стимулированию промышленного производства и укреплению финансовой системы предпринимались и в Великобритании. Однако и здесь проведению успешной социальной политики препятствовал бюджетный дефицит. В определенной мере преодолению послевоенного кризиса в европейских государствах способствовало активное развитие энергетической, нефтедобывающей промышленности, средств транспорта и связи. Складывание модели государственно-монополистического капитализма, хотя и с определенным либерализмом, в 1920-е годы прослеживалось и в государствах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Предоставление государству определенных социальных функций показало здесь свою эффективность в кризисные 1930-е годы.

В наибольшей степени экономическое процветание прослеживалось в США, где за период 1920-х годов заметно увеличились темпы роста авиационной, автомобильной, химической и других видов промышленности. Расширялся ассортимент потребительских товаров (радиоприемники, холодильники, автомобили), что иллюстрировало дальнейшее развитие общества «массового потребления». К 1929 году национальных доход США составил 44,8% от общемирового промышленного производства, в то время как в Германии - 11,6%, в Великобритании - 9,3%, в СССР - 6%. Вместе с тем, недостаточное государственное регулирование экономических процессов означало дальнейшее усиление влияния промышленных и банковских монополий. В частности, американский президент К. Кулидж (1923-1928) активно поддерживал позицию невмешательства государства в экономическую деятельность.

Экономический кризис 1929 г. и его масштабные последствия поставили окончательную точку над свободно-предпринимательским капитализмом и сделали государственное регулирование основным и постоянным элементом социально-экономической жизни западного общества. Большую популярность приобрела сформулированная еще в 1928 году в Великобритании теория Д.М. Кейнса, основанная на признании определяющей роли государства в процессе регулирования социально-экономических отношений. Представленная в книге «Промышленное будущее Британии», теория кейнсианства получила характер особой политической идеологии. Анализ ошибок, допущенных в сфере управления экономикой, показал, что государство обязано обеспечивать необходимый уровень материального благосостояния для всех граждан. При этом отвергался социализм во всех его проявлениях, приоритетными ценностями продолжали оставаться свобода человека, основанная на сосуществовании, конкуренции и сотрудничестве различных социальных групп. Кейнсианство как теория стала основой проведения экономической политики правительств многих западных стран, в первую очередь США. Здесь в годы проведения политики «нового курса» президента Ф. Рузвельта (1932-1945) была принята серия законов, укрепивших позиции государства в финансово-экономической сфере, создана система социальной помощи для малообеспеченных слоев населения, развита система общественных работ (строительство дорог, уборка улиц и пр.), поддерживалось сельское хозяйство.

Безусловно, масштабы и методы государственного вмешательства в экономику, определившие модели выхода из кризиса в каждой стране, оказывались различными. В частности, во Франции пик падения производства наблюдался лишь в 1932 году. Причиной тому стало использование французским правительством системы репарационных выплат с Германии, повышение экспорта после девальвации франка и пр. Однако дальнейший спад производства вызвал массовое «бегство капиталов» из страны, сократились объемы внешней торговли. Решительные меры по борьбе с кризисом приняло правительство «Народного фронта» Л. Блюма. Был установлен контроль над финансовой системой, введена 40-часовая рабочая неделя, ежегодные отпуска, создание органов рабочего контроля, повышение зарплат и социальных пособий. Выделялись средства для организации общественных работ, поддержки мелких квартиросъемщиков и пр. Однако в целом политика «Народного фронта» не затронула главных рычагов господства монополий, не изменила основ кредитно-финансовой системы. В Великобритании государственное регулирование, принявшее локальный характер, также приобрело ряд специфических особенностей, среди которых выделялся имперский протекционизм. Многие черты государственного регулирования приобрели довольно ограниченный характер. К сожалению, сохранявшейся бюджетный дефицит не позволил в полной мере проводить эффективную социальную политику. Также было ужесточено рабочее законодательство. Так, в 1927 году был принят закон, запретивший всеобщие стачки и массовое пикетирование. Тем не менее, английское правительство провело ряд мер по поддержанию традиционных отраслей экономики (судостроение, добыча угля, выплавка стали, текстильная промышленность и др.), увеличилось субсидирование сельского хозяйства.

Таким образом, общие направления моделей выхода западных стран из кризиса оказывались схожими. Сюда можно отнести усиление контроля государства над банковской системой, над крупными монополиями, расширение масштабов общественных работ, поддержка сельского хозяйства и социальных программ. В целом, в 1930-е годы в странах Европы и США усилилось государственное регулирование крупными корпорациями, трестами и пр. В результате, преодоление мирового экономического кризиса сопровождалось процессом возрастания государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

3. Общие особенности развития тоталитарных режимов. Определяющую роль в процессе вмешательства государства в экономику играл тип политического режима каждого государства. В демократических государствах усиление роли государства в экономической жизни, в конечном счете, было направлено на обеспечение баланса рыночных связей, на ликвидацию последствий «нерегулируемого рынка», что отражалось в расширении действия социального сектора. В странах, где господствовали тоталитарные режимы (Италия, Германия и др.), контроль над экономикой служил целям усиления самих режимов. Здесь государство само определяло степень свободы рыночных отношений и сферу действия рынка. В таких государствах в период 1930-х годов осуществлялась централизация экономики, усиливался контроль над деятельностью предприятий. Особую актуальность экономические преобразования приобрели в Германии, хозяйственная жизнь которой была полностью подорвана после Первой мировой войны. Выплата репараций, потеря целого ряда территорий (Эльзас, Лотарингия, часть Силезии и др.), неэффективная политика «Веймарской коалиции» привели страну к экономическому коллапсу. Страну захлестнула гиперинфляция. Большую роль в нормализации экономики страны сыграла помощь США, Великобритании и Франции, заинтересованных в сохранении системы репарационных выплат. Полученные кредиты использовались для структурной перестройки экономики, развития новых отраслей производства. В то же время страна оказалась в зависимости от иностранных инвестиций, заработная плата оставалась довольно низкой. Мировой кризис серьезно ударил по многим промышленным отраслям и сельскому хозяйству. Резко усилилась безработица. Все это заставило правительство уже в начале 1930 года осуществить контроль банковской системы, сферу ценообразования и выплаты зарплат. После прихода к власти Гитлера началось создание жесткой вертикальной системы регулирования экономики. Был учрежден Генеральный совет немецкого хозяйства, в состав которого вошли 12 представителей предпринимательских кругов и 5 представителей Министерства имперского хозяйства. Частных сектор сохранялся, однако полномочия владельцев предприятий серьезно ограничивались. В частности, владелец предприятия вынужден был подчиняться указаниям правительства и фюрера, неся перед ними ответственность. В противном случае он мог лишиться этого права. Таким образом, частная собственность теряла роль регулятора экономических отношений. Стачки и забастовки запрещались. Была сформирована новая отраслевая структура германской экономики, связанная с все более масштабной подготовкой к войне. Добившись беспрецедентной централизации экономики, усилив масштабы его планирования (более 80% к 1939 г.), нацистскому руководству удалось в короткие сроки поднять уровень производства в промышленности и сельском хозяйстве. Увеличилось производство нефтепродуктов, станков, автомобилей, значительными темпами росло производство военной техники, новых видов вооружений. В это время Германия демонстрировала заметный промышленный рост, был преодолен кризис, заметно сократилась безработица.

В Италии для укрепления экономических позиций «государства-вождя» были созданы ряд крупных корпораций, объединивших предприятия, профсоюзы и трудящихся. Было усилено государственное регулирование трудовых отношений, запрещены стачки и забастовки. Был восстановлен 8-часовой рабочий день, введена 40-часовая рабочая неделя. Политика Муссолини во многом была направлена на достижение независимости национальной экономики (автаркии). С этой целью проводилась реорганизация целого ряда производств, усилился контроль над финансовой системой, проводилось регулирование потребления. В ходе принудительного картелирования укрепились крупные монополистические группы в основных отраслях экономики. Все это позволило заметно увеличить темпы развития итальянской экономики во второй половине 1930-х годов.

Таким образом, в странах с праворадикальными режимами формировалась особая модель государственно-монополистического капитализма, во многом носившая мобилизационный характер. В то же время эта модель оказывалась неспособной удовлетворять интересы основных групп общества, что впоследствии обусловило ее кризис и распад.

Успехи в развитии индустриальных процессов, развитие средств транспорта и связи способствовали формированию социальной структуры индустриального общества. В странах Европы и Америки данный процесс, в основном, завершился уже к началу ХХ века. Ведущее место в данной структуре приобрели представители буржуазии и пролетариата. Пролетариат превратился в значительную социальную группу, способную отстаивать свои права и интересы. В начале ХХ века усилилось значение рабочих партий, многие из которых выбрали социал-демократическое направление. Большое значение сыграло развитие профсоюзных организаций, объединявших многомиллионные массы трудящихся. Деятельность рабочих партий и профсоюзное движение сыграли значительную роль не только в отстаивании интересов рабочего класса, но и в защите прав и свобод граждан западных государств, в укреплении принципов демократии западного общества.

Дальнейшее индустриальное развитие в странах Запада сглаживало традиционные различия между представителями основных социальных групп, началось формирование «нового среднего класса», объединившего представителей технической интеллигенции, служащих предприятий и т.д. На протяжении 1920-х - 1930-х годов социальная база «нового среднего класса» заметно расширилась. Этому способствовали мероприятия правительств западных государств, направленные на укрепление экономической и социальной роли средних слоев населения, на расширение состава предпринимателей и акционеров и пр. Развитие промышленности способствовало дальнейшему сокращению численности крестьян, мелких ремесленников и торговцев, ранее представлявших средний слой населения. В частности, во Франции уже в 1920-е годы городское население превысило сельское. В ХХ веке в странах Запада усилились процессы урбанизации, возрасла численность населения крупных городов (Лондон, Париж, Нью-Йорк и т.д.).

Таким образом, период 1920-х - 1930-х годов был ознаменован серьезными изменениями во внутренней политике западных государств. Дальнейшее укрепление основ индустриального общества наметило пути развития экономических систем стран Запада, укрепилась координирующая роль государства в регулировании социально-экономических процессов. Серьезной трансформации оказались подвержены традиционные идеологические течения. Вместе с тем в ряде государств началось распространение тоталитарных идеологий, представлявших собой своеобразный способ преодоления кризисных явлений. Неспособность демократических правительств противостоять угрозе разрастания праворадикальных тоталитарных режимов привела в конечном итоге к развязыванию Второй мировой войны.

Лекция 6(12). Российский вариант вхождения
в индустриальную современность ХХ века




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.