КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разинское движение в марийском крае
Причины и начало разиновского движения Тема: Участие марийцев в крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина 1) Причины и начало разиновского движения; 2) Разинское движение в марийском крае. Ужесточение крепостной политики в ясачной деревне по Соборному Уложению 1649 г., рост ясачных платежей и повинностей, повсеместный произвол и злоупотребления воеводской власти и приказных людей, обман купцов и ростовщиков, дальнейшее расхищение русскими феодалами и казной общинных владений ясачных марийцев, общее ухудшение положения ясачных людей неизбежно вели к обострению социальных отношений в Марийском крае. Стихийным недовольством существующими порядками были охвачены не только ясачные люди, но и русские крепостные крестьяне, посадские люди, казаки, низшие слои служилых людей (стрельцы, тарханы и др.). Еще накануне Крестьянской войны 1670-1671 гг., которую возглавлял донской казак Степан Тимофеевич Разин, в нерусской деревне Поволжья, в том числе марийской, заметнее стало стихийное брожение ясачных людей. Участились крестьянские побеги, утайки действительных размеров ясачных земель, облагаемых налогом. Усилилась борьба и против наступления русских феодалов на общинные марийские земли. Кое-где произошли отдельные расправы с наиболее ненавистными притеснителями. Стихийное социальное сопротивление ясачных марийцев приобрело более грозные очертания и открытый вооруженный характер в связи с начавшейся крестьянской войной. Взятие разинцами многих поволжских городов (Царицын, Астрахань, Саратов, Самара и др.), военные победы повстанцев над царскими войсками, широкий размах движения, и в особенности призывы С. Разина в "прелестных письмах" привлекали на его сторону многотысячные массы обездоленных людей. Вот образец одной из «грамот», рассылавшихся осенью 1670 г. из-под Симбирска: «Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кровопивцев вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить, и вам бы иттить к ним в совет, и кабальныя, и апальныя шли бы в полк к моим казакам». Пламенные призывы Разина и его атаманов нашли широкий отклик в Поволжье. Русские крепостные, мордва, татары, чуваши и марийцы охотно вступали в ряды восставших и самоотверженно сражались не только под Симбирском, но и под Алатырем, Саранском и другими городами.
Осенью 1670 г. разинское движение охватило и Марийский край. Разинскому атаману Прокопию Иванову при поддержке восставших ясачных марийцев, чувашей, русских крепостных крестьян, посадских людей, ямщиков, стрельцов и бобылей 1 октября 1670 г. удалось овладеть городом Козьмодемьянском. Восставшие ликвидировали воеводскую власть, расправились с воеводой, приказными людьми, уничтожили налоговые ясачные книги и другие царские указы, разграбили имущество богатых людей и установили в городе и уезде свой порядок. Восставшие марийцы организовали свои вооруженные отряды. Совместно с разинцами марийские повстанцы Акмарсовой сотни Козьмодемьянского уезда во главе со своими вожаками Ансаем Няниковым, Юванаем Тювяковым, Атюем Адимовым захватили Спасо-Юнгинский монастырь и уничтожили все поземельные документы-грамоты, подтверждавшие земельные права этого монастыря на захваченные у них общинные ясачные земли. В октябре—декабре 1670 г. многотысячные отряды восставших марийцев, чувашей и русских Козьмодемьянского уезда с оружием в руках мужественно сражались с превосходящими силами царских войск, присылаемых из Казани. В Левобережье особенно ожесточенными были бои у речки Ерыкса, около д. Луговая Кушерга, на берегу речки Рутка, а в Правобережье - вблизи речки Большой Сундырь. Третьего ноября 1670 г. царские войска штурмом овладели Козьмодемьянском. В бою погибло много восставших, немало оказалось в плену. Брошенные в тюрьму, пленные повстанцы в ходе жестокого расследования были подвергнуты мучительным истязаниям, а 60 человек казнено. Пленные и заложники из числа ясачных марийцев были направлены в Казань. Население уезда и города приводилось к присяге на верность царской власти Алексея Михайловича. Однако восстание марийцев в Козьмодемьянском уезде продолжалось и после ухода карательного войска Д.А. Барятинского. В ночь на 16 ноября 1670 г. Козьмодемьянск подвергся штурму 13-тысячного отряда марийских и чувашских повстанцев. Бой был кровопролитным и ожесточенным. Несмотря на героизм восставших, им не удалось овладеть городом. Марийские повстанцы из числа ясачных крестьян, сотников и служилых тарханов приняли активное участие и в осаде города Кокшайска. В течение трех недель осенью 1670 г. они осаждали город, подвергая великому страху кокшайского воеводу и приказных людей. Осада сопровождалась разгромом помещичьих имений и монастырских владений. Лишь под натиском прибывших карательных войск восставшие вынуждены были снять осаду и принести повинную властям. В начале 1671 г. повстанческое движение в значительной мере было подавлено. Восставшие подверглись суровым наказаниям. Многие были казнены. Царская власть торжествовала. Да иначе и быть не могло. Восставшие были слабо вооружены и плохо организованы, их действия были стихийными и разрозненными. Они верили в «доброго царя». Тем не менее, поражение не смогло стереть в народной памяти эти героические страницы вооруженной борьбы за социальную справедливость. Необходимые выводы из уроков Крестьянской войны были сделаны и царской властью. Специальными указами вновь предписывался запрет ясачным нерусским людям Поволжья заниматься кузнечным ремеслом. Были внесены изменения в порядок сбора ясаков. Отныне сбор ясака в общинах поручался выборным "мирским" сотникам. Прежние "ясатчики" из числа приказных людей воеводской администрации из-за своих злоупотреблений были лишены этого права и не имели права въезжать в ясачные жительства. Указ 1685 г. о размежевании земель в Среднем Поволжье предусматривал четкое определение земельных границ общинных владений ясачных людей. Земли, захваченные русскими феодалами у ясачных марийцев, мордвы, чувашей, татар и удмуртов, необходимо было вернуть им, как исконно принадлежавшие их предкам. Воеводам предписывалось строго соблюдать законность и порядок, держать "привет и ласка" к ясачным людям. Тема: Истоки духовной культуры мари. Языческие верования марийцев: 1. Первые сведения о язычестве марийцев; 2. Погребальный обряд марийцев. В условиях полной зависимости от природных стихий, социального и национального неполноправия, в повседневном семейном быту, общинной и народной жизни взоры марийцев привычно обращались к их языческим божествам. Стремясь облегчить свою земную жизнь, марийские язычники усердно молились им и приносили традиционные жертвоприношения. В этой связи весьма примечательным представляется наблюдение иностранного путешественника Адама Олеария, который в середине XVII в. Отмечал: марийцы "приносят жертвы и богу. Режут для этой цели лошадей, козлов и овец. Натягивают шкуры на колья, варят рядом с ними мясо. Берут блюдо, полное мяса, в одну руку, а чашку с медом или другим напитком в другую руку и бросают все это против шкуры в огонь, говорят: "Иди, передай мое желание богу". Также: "О боже, я охотно жертвую тебе это, прими это от меня и дай мне скота" и т.д., смотря по тому, что они охотно желали бы. Так как они не верят в иную, чем здешняя, жизнь, то все их просьбы и молитвы устремлены на мирское. Они молятся также солнцу и месяцу, так как замечают, что их действие благоприятно для земли и скота. Особенно же во время урожая высоко чтится ими солнце. Нам даже сообщали, что они в течение дня почитают и иногда обожают все то, что видели во сне, будь то корова, лошадь, огонь или вода. Когда я и хозяин мой иногда из-за этого уговаривали черемисина, что неправильно чтить скот и другие твари как бога и молиться им, - он давал такого рода ответ: что же такое представляют собой боги русских, вешаемые на стенку? Ведь в них нет ничего, кроме дерева и краски, и он поэтому не желает им поклоняться; гораздо лучше и разумнее обожать солнце и то, что имеет жизнь. У них нет ни письмен, ни попов, ни церквей. Их язык также своеобразен и имеет мало родства с обыкновенным татарским или турецким. Те, кто в этих местах живут среди русских, пользуются обыкновенно русским языком". Языческие верования марийцев являлись важным фактором их сплачивания и собственного жизненного самоутверждения.
МАРИЙЦЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIII век) 1) Расселение и численность марийцев; Переселение марийцев Поволжья. Формирование восточных марийцев; 2) Хозяйственная деятельность и жизнеобеспечение марийских крестьян
Восемнадцатое столетие во многих отношениях оказалось сложным для марийского народа. Оно наполнено многими фактами и событиями, затронувшими важнейшие стороны жизни (стихийные бедствия, массовые эпидемии, неурожаи, голод, резкое ухудшение жизненного уровня в годы петровских реформ, перевод марийцев в 1724 г. с ясака на подушную подать, ликвидация социальной прослойки «служилой черемисы», массовое переселение, оформление этнической группы восточных марийцев, принудительное крещение народа, открытие первых новокрещенских приходов с церквями и школ, обострение межконфессиональных отношений между язычниками и христианами, начало марийского религиозного синкретизма, участие первых марийских депутатов в Уложенной комиссии и марийских крестьян в восстании Е.И. Пугачева, изменения в управлении марийской деревней, влияние Генерального межевания земель на традиционную систему общинного землевладения и крестьянского землепользования и другие).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |