КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура марийцев
Материальная и духовная культура марийцев в XVIII в. продолжала носить традиционный национальный характер. Из поколения в поколение в марийских семьях и общинах передавалось умение возделывать землю, содержать скот, ловить рыбу, охотиться на зверей, изготовлять орудия труда, различную утварь, посуду, одежду, обувь, строить жилища, готовить пищу и многое другое. Достаточно самобытными были устное народное творчество (легенды, предания, сказки и т.д.) и народное искусство (песни, танцы, украшения и т.п.). И всё же главным считалось умение возделывать землю-кормилицу. Не случайно в 1767 г. марийцы заявили, что "ныне, так и в будущее время", нужно проявлять всемерную заботу «o размножении хлебопашества», являвшегося "наиглавнейшей надобностью рода человеческого». В XVIII в. традиционная народная языческая религия сохраняла господствующие позиции в марийской деревне. На семейных, общинных и более крупных "земляческих" молениях и жертвоприношениях своим богам марийские язычники просили Кого Юмо и другие божества дать им счастье, здоровье, урожай, плодородие, ум, богатства и защитить их от "всякого зла", "от худых людей, от злой болезни, от глупых людей, от судьи худаго и от вздорного человека", помочь им своевременно казенные "подати платить" и сохранить свое личное свободное социальное положение. Формирование самосознания народа невозможно без устоявшихся понятий родного языка, включающих в себя богатейший опыт предшествующего историко-культурного развития. Не случайно в первой марийской грамматике 1775 г. приведены такие важные имена прилагательные, которые характеризуют человека: «эрекан»- свободный, " патыр " - сильный, «сай» — хороший, "пиялан" - счастливый, "сулукан" - грешный, а также глаголы, которые определяют его мысли и поступки: "шонем" — думаю, ''полшем" - помогаю, «утарем» - избавляю, освобождаю, ''инянем" - верю. Как и у любых других народов, у марийцев основные понятия, Крупной вехой в культурном развитии марийцев стало возникновение письменности и грамотности. Издавна широкое распространение у них имели картинное письмо (пиктография), различные знаки (иероглифы) и числовые обозначения. Знаки "тамги", восходящие к родовым знакам, марийцы вырезали на деревянных брусках и бирках ножом, на земле обозначали лопатой, на "личных" деревьях и бревнах вырубали топором. Тамга ставилась на документах, ею обозначалась принадлежность той или иной собственности; она выступала в качестве символа двора, семьи, могла означать число. Единицы обозначались простыми вертикальными палочками (I I I), а десятки — в виде римской десятки (XXX). Были и специальные обозначения для сотен (шудо), тысяч (тужем). Среди счетных документов в широком употреблении были бирки сборщиков податей, домашние и пастушьи, а также полевые, загонные и другие. Марийская письменность, основанная на русской графике, возникла в 1775 г. Именно в этом году Российская Академия наук издала в Петербурге "Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка". Книга была составлена в Казани под руководством Вениамина Пуцек-Григоровича с помощью марийских учащихся. Кроме грамматики в ней был русско-марийский словарь, насчитывающий около тысячи слов. Богатство марийского языка отразилось на основе русской графики и в некоторых словарях XVIII в., отдельные из которых содержали до 11 тысяч слов о самых различных сторонах быта и культуры марийцев. Первые три стихотворения - четверостишия на марийском языке (горном и луговом) появились в 1767, 1782 и 1795 гг. Они были написаны учениками-марийцами Казанской новокрещенской школы и духовной семинарии и относятся к виршевой поэзии. В XVIII в. были сделаны и первые заметные шаги в распространении грамотности и церковного школьного образования. В годы петровских реформ несколько учащихся из числа марийцев обучалось при Казанском архиерейском доме. В 20 - 30-е годы марийские учащиеся обучались также при новокрещенских школах Казани и Свияжска. На основе царского указа 1740 г. в Царевококшайске, как и в ряде других уездных городов Казанской губернии, предусматривалось открытие новокрещенских школ. Лишь спустя несколько лет, в 1749 г., здание Царевококшайской новокрещенской школы было построено, а занятия в ней начались в 1750 г. В школу были набраны 50 мальчиков из марийских семей. В 1755 г. Царевококшайская школа вместе с учащимися и учителями была передана в Казань, где просуществовала до 1800 г. Знания в школах давались самые элементарные. Обучение велось на церковнославянском и русском языках. Голод, телесные наказания, болезни были характерными явлениями жизни учащихся. Многие дети убегали из школ. Всего в новокрещенских школах в XVIII в. из числа марийцев было подготовлено до 150 дьячков приходских церквей, 5 - 10 учителей и 20 - 30 волостных писарей. Несколько мальчиков из горных марийцев в конце XVIII в. обучалось в Нижегородской духовной семинарии. Таковы в целом памятные вехи истории марийского народа в XVIII веке.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |