КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие культуры
В 1921 —1922 гг., когда свирепствовал голод, все средства были брошены на спасение жизней людей. На культуру, просвещение денег и сил не оставалось. В это время тот небольшой подъем в культурном развитии марийского населения, который начался в годы гражданской войны, был приостановлен и многие позиции утеряны. Произошло большее сокращение числа школ, клубов, изб-читален, библиотек. С 1923 г. закрытые школы, а также учреждения культуры вновь стали открываться и работать, а в последующие годы их количество значительно увеличилось. Большинство детей школьного возраста, а с 1930 года – все дети, были охвачены обучением, причем на родном языке. Примечательно то, что школы с обучением на родном языке работали во всех без исключения местах компактного проживания марийского населения. Развернулась борьба за ликвидацию неграмотности взрослых. Этим занимались не только учителя, им помогали и ученики. К концу 30-х годов неграмотных среди марийцев осталось всего несколько процентов. В этих условиях требовалось все больше учителей, особенно мари. Их готовили педагогические техникумы: Краснококшайский (Йошкар-Олинский), Сернурский, Горномарийский (до 1927 г. располагался в бывшем Михайло-Архангельском монастыре на Суре, затем был переведен в Козьмодемьянск и стал называться Козьмодемьянским), Краснокамский (в Николо-Березовке) в Башкирии, Урал-марипедтехникум в г. Красноуфимске Свердловской области, Яранский в Кировской области. При Казанском университете открылся Марийский рабфак. А в Восточном педагогическом институте (г. Казань) было создано марийское отделение. Его первым заведующим стал известный еще с дореволюционного времени просветитель Леонид Яковлевич Мендияров, сыгравший большую роль в создании и в становлении педтехникумов. На базе этого отделения в 1931 г. в Йошкар-Оле открылся Марийский педагогический институт, готовящий учителей, в том числе марийского языка и литературы. Это - кузница марийской интеллигенции; его выпускники вместе с представителями старой дореволюционной интеллигенции - воспитанниками "системы Ильминского" - сыграли большую роль в развитии культуры родного народа. Многие учителя показывали пример трудового героизма на ниве народного образования. Учителю Сурской семилетней школы при Горномарийском педтехникуме П.Г. Григорьеву, заведующему Сернурским педтехникумом М.И. Веткину, учителю Ильнетской школы Татарской АССР М.Г. Герасимову (Микаю) было присвоено почетное звание Героя Труда. Разворачивались научные исследования языка, культуры, истории марийского народа. Большой вклад в это внесли первые ученые-мари В.М. Васильев, Т.Е. Евсеев, М.Н. Янтемир, Ф.Е. Егоров и другие. Агроном В.П. Мосолов, уроженец села Мари-Турек, стал первым академиком из мари, был избран вице-президентом Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук. В Йошкар-Оле открылся научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Его первым директором стал В.А. Мухин, который являлся не только известным общественным деятелем, писателем, но и видным ученым. Это было время расцвета марийской литературы; она успешно развивалась во всех жанрах. Признание народа получили произведения С.Г. Чавайна, особенно драматические ("Ямблат кувар", "Мукш отар", "Акпатыр" и др.). Н.В. Игнатьев и М. Шкетан (Я.П. Майоров) освоили новый в марийской литературе жанр романа, успешно развивали сатиру и юмор. Блеснул талантом молодой поэт Олык Ипай, за короткий срок выпустивший 10 сборников, написавший первый в родной литературе роман в стихах. Успешно развивалась печать; причем оформились два литературных языка: горномарийский и лугово-восточный. Издание газет "Йошкар Кече" и горномарийской "Тор" из Казани было переведено в Краснококшайск и Козьмодемьянск. Правда, "Тор" в 1923 г. была закрыта, но через три года стала выходить газета "Кыралшы" (в дальнейшем - "Ленин корны"). Большое значение для культурного развития народа имело издание журналов: "У вий", "Туныктымо паша", "У сем" (переименованного затем в "Якшар знамя"). Периодика на марийском языке издавалась не только в МАО. В Москве выходила газета "Марий ял", в Свердловске - областная газета "Социализм корно". В разное время марийские газеты с разными названиями выходили в Бирске, Елабуге, Вятке. Даже на диалекте небольшой группы ветлужских мари, близком к горномарийскому, в середине 30-х годов в Тоншаеве начала выпускаться газета "Якшар знамя". Марийский передвижной театр, возникший в годы гражданской войны как любительский, от самодеятельного уровня поднялся до профессионального, получил собственное красивое здание в г. Йошкар-Оле. При нем сформировалась группа талантливых артистов (Анастасия Филиппова, Филипп Лебедев, Нина Конакова и др.), вырос первый национальный режиссер А.И. Макж-Егоров. Замечательный киноактер Иыван Кырля получил мировую известность, сыграв роль Мустафы в фильме "Путевка в жизнь". Первый марийский композитор И.С. Ключников-Палантай прославился новаторским подходом к марийскому хоровому искусству, разработал многоголосное исполнение народных песен в собственной обработке, со своим хором успешно выступил на первой Всесоюзной Олимпиаде хоров в Москве. Песни Палантая "Йывырте", "Кусле", его знаменитые обработки народных мелодий стали популярными в народе, вошли в золотой фонд марийской культуры. Крупным деятелем художественной культуры страны стал художник А.В. Григорьев. Занимаясь огромной организаторской работой среди советских художников, руководя Ассоциацией художников революционной России и Союзом Советских художников, работая старшим инспектором по изобразительному искусству в Наркомпросе РСФСР, он, однако, находил время и для собственного творчества, создал ряд первоклассных произведений, которые хранятся в музеях и картинных галереях нашей страны и за рубежом. Известным художником был Константин Егоров, посвятивший свое творчество в основном отображению жизни и быта родного края древних времен. Наряду с профессиональным искусством развивалась художественная самодеятельность. В городах и селах создавались и работали драматические, хоровые, музыкальные и иные кружки. Это время характерно не только несомненными достижениями в культурной жизни. Идеология "новой" культуры была довольно жестка. Ограничивалась деятельность старой интеллигенции, дети «кулаков» не допускались в учебные заведения, из духовной жизни изгонялась религия, как христианская, так и языческая. Закрывались церкви, жестоко преследовались (даже сильнее, чем при царе) языческие моления, сжигались и вырубались во многих местах священные рощи, уничтожались другие культовые памятники марийцев.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |