КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современный этап развития марийского народа
Современный период характерен выдвижением национальных проблем на одно из первых мест в условиях многонационального государства, где обнаружился кризис национальной политики. С началом перестройки, разрушения тоталитарной советской системы, среди марийцев, как и среди других нерусских народов, наступило оживление национальной идеи, началось формирование национального движения. В 1989 г. небольшая группа национально мыслящей молодой гуманитарной интеллигенции в Марийской республике выступила инициатором создания национальной организации. Это были молодые писатели, журналисты, ученые, объединившиеся в организацию "У вий" ("Новая сила"). В том же году в Уфе был организован "Марий клуб", затем по его инициативе - "Марийское общество Башкортостана". Тревога за будущее своего народа объединила молодых энтузиастов. К ним присоединились и некоторые люди среднего поколения. В декабре 1989 г. на объединенном пленуме Марийского отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры, Марийского отделения Советского фонда культуры и Общества "Мемориал" был сформирован организационный комитет по созданию Марийского национального движения. Была основана газета ''Марий чанг". В апреле 1990 г. в Йошкар-Оле на учредительном съезде, где были представлены все регионы проживания марийцев, оформилось движение "Мари Ушем", принят его устав. Участники движения заявили: главная задача - сохранение и возрождение родного языка, национальной культуры марийцев, причем не только в своей республике, но и за ее пределами, где проживает более половины всего марийского населения страны. Важнейшим моментом этого форума было объявление ответственности Марийской республики за культурно-языковое состояние всего марийского этноса, разбросанного по территории страны. В принятых документах выдвигалась задача укрепления статуса родного языка, к тому времени полностью вытесненного из общественной жизни, делопроизводства и деловой переписки. Ставился вопрос о придании ему статуса государственного языка наряду с русским. Признавая положительное значение двуязычия, активисты движения поднимали вопрос о паритете национально-русского и русско-национального двуязычия. То есть, чтобы не только марийцы хорошо знали русский (это необходимо и стало реальностью), но чтобы и русские, живущие и работающие среди них, знали их язык. Дело потом ограничилось формальным провозглашением двух государственных языков: русского и марийского. Но это нисколько не изменило реальную ситуацию. На учредительном съезде движения развернулась оживленная дискуссия о характере создаваемого объединения людей, обеспокоенных современным состоянием и перспективами возрождения родного народа: должно ли оно быть культурно-просветительным обществом, или должно стать общественно-политической организацией. Некоторые, наиболее радикальные делегаты съезда настаивали на последнем, причем политическая активность непременно должна была направляться против тогдашних правящих партийно-советских структур. Более умеренные выступали против чрезмерной политизации движения на стадии его оформления. Ведущие его идеологи объясняли это таким образом: в массовом движении должны быть объединены, независимо от политических взглядов и убеждений, все, кто обеспокоен судьбой родного народа, его культуры и языка, будь то коммунисты или демократы, анархисты или еще кто-то. В Уставе движения "Мари Ушем" было записано, что оно является демократическим общественным объединением. Цели и задачи определялись, исходя из общей угрозы культурно-языковой ассимиляции народа. "Мари Ушем" решил тогда ограничить свою деятельность в основном культурно-просветительскими проблемами. Национальное движение марийского народа, таким образом, первоначально оформилось как преимущественно культурно-просветительское и в этом качестве сумело добиться определенных положительных результатов. В частности, совместными усилиями, по инициативе "Мари Ушем", удалось добиться введения преподавания марийского языка и родной литературы в ряде школ Кировской и Пермской областей, открыть марийские культурно-общественные центры в Нижегородской и Кировской областях, Татарстане, Удмуртии. Марийское Общество Башкортостана добилось выхода в свет республиканской газеты "Чолман", открытия марийского отделения в Бирском пединституте, организации передач на марийском языке по республиканскому радио и телевидению, открытия марийских классов в некоторых городских школах. Развитие движения шло сложно и даже болезненно. Немалое значение в этом имел тот факт, что одновременно произошло провозглашение суверенитета республики. Национальные деятели "Мари Ушем", выступив в поддержку декларации о суверенитете Марийской АССР от 22 октября 1990 г., верили, что провозглашение суверенитета пойдет во благо коренному народу, и присоединились к требованиям убрать из официального названия республики слово "автономная" (затем было принято название Республика Марий Эл). В 1991 г. было принято решение ввести в республике президентскую форму власти и управления. В декабре того же года первым президентом был избран Владислав Максимович Зотин. В 1996 г. его сменил на этом посту Вячеслав Александрович Кислицын. Представительным органом власти Республики Марий Эл стало Государственное собрание. "Мари Ушем" выступил с инициативой созыва съезда марийского народа. Был создан оргкомитет по подготовке и проведению съезда, куда на паритетных началах вошли представители правительства и национального объединения. Съезд марийского народа состоялся 30 - 31 октября 1992 г. (он был назван третьим, исходя из того, что первые два состоялись в июле 1917 и июне 1918 гг., после чего на них был наложен запрет). Делегаты из различных регионов проживания марийцев с большой обеспокоенностью говорили о проблемах возрождения родного народа, его языка и культуры, о необходимости активизации участия марийцев в общественно-политической жизни. Все это нашло отражение в главном документе съезда - в "Декларации о национальном возрождении народа мари". Довольно аргументированно и принципиально, хотя и в осторожных выражениях, были поставлены вопросы существования и возрождения народа в резолюциях о языке, образовании и культуре, о концепции Конституции республики, экологической ситуации, о принципах Закона Республики Марий Эл о гражданстве и других. На съезде был принят ряд важных документов, направленных на создание более благоприятных условий для национального возрождения, сохранения и развития родного языка и культуры. Съезд провозгласил себя "высшим представительным собранием народа мари", "органом общественного самоуправления, действующим во имя возрождения и консолидации марийской нации, защиты ее суверенных прав на национально-государственное строительство, социальных и национально-культурных интересов"; он избрал свой руководящий орган, действующий в период между съездами, - Мер Кангаш (Всемарийский Совет) - орган общественного самоуправления, не претендующий на власть. Внутри национального движения, не успевшего укрепиться, произошло расслоение, что затем привело к расколу. Из "Мари Ушем" в январе 1991 г. отделилась небольшая группа членов, недовольных умеренной культурно-просветительской линией поведения правления объединения, и объявила о создании общественно-политической организации "Кугезе мланде" ("Земля предков"). Она стала выпускать газету "Егук" (так латиницей обозначили слово "Эрык", т. е. "Свобода". Выпущено несколько номеров). Таким образом, идеи национального возрождения получили определенное развитие. Но общественное движение за их реализацию развивалось с большими трудностями. После заметной волны подъёма на рубеже 80—90-х годов оно оказалось в стадии спада. Высший его подъем был осенью 1992 г., когда состоялся III съезд народа мари, принявший хорошие решения, но следующий съезд, проведенный осенью 1996 г., показал, что практически ни одно из них не выполнено. Марийское национальное движение, не завоевав широкой социальной опоры, охватило только небольшую прослойку гуманитарной интеллигенции и не проникло в толщу народных масс. Параллельно с образованием национальных организаций марийского и других финно-угорских народов развивалось движение их общности и солидарности, причем представители марийской интеллигенции часто выступали в этом деле инициаторами. В мае 1989 г. по инициативе Союза писателей Марийской АССР в городе Йошкар-Оле состоялась первая Международная встреча писателей финно-угорских народов. Как и следовало ожидать, разговор на ней шел в первую очередь и главным образом о критической культурно-языковой ситуации финно-утров России и проблемах их национального возрождения. В ноябре 1990 г. был образован Фонд развития культур финно-угорских народов с местопребыванием в Йошкар-Оле, с участием государственных структур и общественных организаций. Он с самого зарождения в своих уставных документах подчеркивал нацеленность на широкие культурно-образовательные задачи. По его инициативе с 1991 г. стали проводиться фестивали фольклора, фестивали телевизионных программ, научные конференции по проблемам этнокультуры финно-угорских народов, которые получили большой общественный резонанс. В обстановке демократизации появилась возможность возрождения различных религиозных организаций. Было создано объединение приверженцев древней марийской религии - "Ошмарий-чимарий' (его члены организовали в 1992 г. большое языческое моление у д. Олоры Параньгинского района, в 1993 г. - в священном для язычников-мари историческом месте, у горы Чембулата в устье Немды (Советский район Кировской области). Ныне всемарийские моления проводятся ежегодно в разных местах. Стали издаваться на марийском языке новые газеты "Марий чанг", "Кугарня", журнал "Саман", восстановлен горномарийский журнал "У сем", на языке горных марийцев стала дублироваться детская газета "Ямде лий". Вместе с тем для марийского народа в целом вопрос выживания вырисовывается гораздо шире и сложнее, с учетом большой распыленности, рассредоточенности его представителей по территории страны. Послевоенные переписи населения показали рост численности марийского народа: 1959 г. - 504 тыс., 1989 г. - 671 тыс. Из этого количества более половины проживает за пределами Марийской республики. Например, в Башкирии проживают ок. 110 тысяч марийцев, в Татарстане - 20 тысяч, в Кировской области - ок. 50 тысяч, в Екатеринбургской (Свердловской) области - 30 тысяч, в Удмуртии — 10 тысяч и т.д. В этих регионах Волго-Уральской зоны они живут испокон веков и имеют компактные районы расселения. А вот 12 тысяч марийцев в Казахстане, 8 тысяч в Красноярском крае, 5 тысяч в Донбассе... — это мигранты советских лет. В этих районах они проживают дисперсно и поэтому потенциально обречены на ассимиляцию. В названных выше районах Волго-Уральского региона компактность расселения марийцев позволяет учитывать их национальные интересы, культурные и языковые потребности. До конца 30-х годов такая возможность использовалась. Позднее всё прекратилось. Только в Башкирии (да в нескольких населенных пунктах Татарии и Удмуртии) сохранились марийские школы, в Башкирии сохранилась одна районная марийская газета. В других местах, в русских областях, марийцы перестали иметь возможности учить детей на родном языке, читать на нем книги, газеты, журналы. А без этого фактора не может быть обеспечено национальное развитие. Сейчас для поддержания связей с внереспубликанскими марийцами, содействия возрождению в местах их проживания национальной школы, культурно-просветительных учреждений, художественной самодеятельности, распространения печатных изданий на родном языке устанавливаются контакты по линии государственных органов, общественных организаций. Марийское население этих местностей в большинстве положительно относится к этому. Уже в 1990 г. в Кировской области в двух школах и в одной школе в Пермской области было введено преподавание марийского языка. Впервые в истории был издан "Букварь" на диалекте северо-западных мари. Марийское национальное движение возродилось, исходя из надежды, что в целом положение народа не совсем безнадежно, как может показаться на первый взгляд. Порукой тому, что надежды на национальное возрождение не являются пустыми, служит народная культура, которая, в отличие от языка, не претерпела столь гибельного разрушения. Народ, пронесший сквозь века свои танцы, задушевные мелодии, красочные костюмы, выстоял. В ряде местностей родители, учителя сумели в молодых выпестовать уважение, интерес к родной культуре, литературе, языку, обычаям. Это вселяет надежду, что удастся приостановить этническое размывание и предотвратить исчезновение древнего народа. Тревоги и надежды у нас, марийцев, общие с другими малочисленными народами. Углубление демократических преобразований в стране сулит нам просвет впереди. Но главное в том, что мы осознаем всё отчетливее: сказочная "Живая вода", которая может спасти нас - в наших собственных руках, внутри нас самих. И главное - в руках и сердцах подрастающего поколения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |