КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умеренные западники
Поиски методологических основ в литературной критике 1840х годов Нельзя всех категорично делить на западников и славянофилов: в общественной борьбе выделяется четыре группировки: 1. Западники крайнего толка — петрашевцы. Участники: Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен и Н.П. Огарёв. Мировоззренческая основа: философия Л.А. Фейербаха: (1) «Основные положения философии будущего», 1843; (2) «Сущность христианства», 1845. Атеисты. Фейербах был интересен им тем, что разоблачал христианство. Человек как биологический вид. Материалистическая доктрина впервые прозвучала в такой явной, грубой форме. Христианство, по мнению Фейербаха, запутывает. Бог — идея, выработанная человечеством, «чтобы сделать себя бессильного более сильным», это плод фантазии. Для сильных это способ держать в узде толпы, для слабых — попытка сделать себя более сильными. Нужна борьба со злом. Они начинают создавать образ врага — монархия и монарх. Пропагандируется ненависть к монархии, обвинение в грехах. Возникают термины «лучшая жизнь», «лучшее будущее». Работа Фейербаха «Основные положения философии будущего»: демократические свободы, образование, технический прогресс, классовая борьба. Эмансипация женщины, активная общественная политическая борьба, страсть к разрушению, монархия понимается как тирания. М.А. Бакунин: «Страсть к разрушению есть творческая страсть». Печатные органы: «Колокол» А.И. Герцена. Поддерживал Валериан Майков, полемизирует с В.Г. Белинским. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев (1850е годы).
Их было очень много, почти каждый второй. Участники-критики: В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, С.П. Боткин, Н.А. Некрасов, П.В. Анненков.
Идеи: также создают образ врага, но они монархисты. Враг — крепостное право, отсталость России в социальном отношении, в цивилизации. Либералы-постепеновцы, выступали за реформы «сверху». Литературное проявление — натуральная школа, которая строится на идее «защита бедных людей», «униженных и оскорблённых». Белинский выдвигает лозунг: «А разве мужик не человек?» Изнанка реальной жизни. Сатирический налёт. Строят идеи на гуманности. Журналы: «Современник» Н.А. Некрасова, «Отечественные записки» А.А. Краевского. Исследование жизни низших сословий. Пропагандируется отрицание романтических идеалов, натура, которую видят у Гоголя (а не проблему бытия человека и религиозного его осмысления). Возникает тема «маленького человека». Нерелигиозное познание жизни. Внешнее описание — типическое. Произведения: Ф.М. Достоевский «Бедные люди»; Д.В. Григорович «Петербургский шарманщик», «Антон-горемыка»; очерки В.И. Даля (псевд. казак Луганский); И.С. Тургенев, поэма «Параша». Духовный реализм А.С. Пушкина заменяет «критический реализм» (термин ввёл в употребление в ХХ веке М. Горький) Натуральная школа породила в литературе социальность: «среда заела», натурализм. Рабское копирование натуры. Душевные недуги — порождение среды. Герои сваливают вину за свою неудавшуюся жизнь на среду.
3. Славянофилы. Группа порождена в попытке идентифицировать себя как нацию. В 1830е годы — официальная народность. Культ личности, монарх — наместник Бога. Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский (по учебнику Кулешова [советский учебник, соответствующая интерпретация] — «реакционеры»). Но лагерь был неоднородным: одни признавали Запад, другие — нет. Славянофилы — охранители. Православие как форма духовной жизни России, тип её культуры. Форма государственного устройства — только самодержавие. Культ державы, власти. Идея строгого единоначалия. Народность — главное богатство страны — в лучших качествах национального характера: терпимость к другим нациям и религиям — залог мира. Смиренномудрие, чувство греха как качество национального характера. Бытовое благочестие.
Славянофилы: Ю.Ф. Самарин, С.П. Шевырёв, М.П. Погодин, братья Аксаковы, Достоевские. Идея любви к родине. Россия, по их мнению, страна специфическая, она не может слепо копировать бытие других наций. Враг — социализм и коммунизм. Им противопоставлена традиция России, её религия. Борьба вокруг духовной жизни нации, вокруг православия — такова сущность политической драмы второй половины XIX века. Печатные органы: «Сын Отечества», «Северная пчела» Н.И. Греча, «Библиотека для чтения» О.И. Сенковского. Глумились над романтизмом, западнической философией. «Современник» был славянофильским при Пушкине и Плетнёве. Журнал «Маяк» (Корсаков, Бурачок) — оборотная сторона славянофильства: к чему может привести усердие дураков.
4. Славянофильство в узком смысле слова — 1830е и 1840е. Превратится в почвенничество. Оформились как организация в ответ на письмо Чаадаева. Вопросы: 1. Что такое Русь и Россия? Истоки: XI век — собирание русских земель, от Петровских реформ, от деяний князя Владимира, с эпохи Александра Невского, от смуты, от борьбы с ересью жидовствующих (XVI век). Все периоды русской истории отличала не классовая борьба, а борьба за православие, его судьбу. 2. Что такое просвещение народа? В XVIII веке они не видели просвещения. Отличие просвещения и образования. Сторонники: В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Начали разговор о потребительской цивилизации Запада, о духе ложного свободомыслия на Западе, о ложной демократии на Западе. «Совесть они заменили законами». Журнал «Москвитянин» 1841-1856. Особые разделы: «Духовное красноречие», «Московские летописи», «Славянские новости», «Материалы по русской истории». Сборники текстов «Московские сборники», альманах «Русская беседа». Участники полемики между Петербургом и Москвой: С.П. Шевырёв «Взгляд русского на современное образование Европы»; А.С. Хомяков «О старом и новом»; А.И. Герцен «Москвитянин и Вселенная»; В.Г. Белинский «Ответ «Москвитянину».
3. Равенство и неравенство, что есть свобода? Что значит «угнетенные»? На Западе — настоящее неравенство. Оттуда пришли слова «смерд», «холоп», Запад возник как результат насилия и завоеваний. Католицизм и протестантизм — религии рассудка. Крепостное право — выдуманная полицейская мера, надо было удержать крестьянина на земле. К крестьянину обращались «братец», а не «смерд». Православие — закон живой любви, а хартии и конституции — мертвый закон.
Ранние западники обвиняли славянофилов в квасном патриотизме, шовинизме, панславизме.
Западники тоже считали себя патриотами. Н.А. Бердяев: «Одни любили Россию, как мать, другие — как дитя».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |