КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Понятие правового обучения и воспитания, их роль в социализации и формировании правовой культуры личности
Преобразования, происходящие в правовой системе нашей страны, актуализировали изучение таких понятий как «правовое воспитание», «правовое обучение», «правовое образование». Именно с их помощью представляется возможным объяснить современные концепции формирования правовой культуры общества и отдельной личности. Образовательная деятельность, существуя в рамках определенной культуры, представляет собой способ передачи накопленного опыта, образцов поведения, мышления, норм, ценностей от одного поколения к другому, что позволяет транслировать культуру. Таким образом, правовое воспитание и обучение транслируют правовую культуру, аккумулируя правовой опыт, механизм правовой деятельности, разрешения конфликтов в обществе. Обладая субъективной направленностью, правовоспитательная работа направлена на развитие самого человека, его правового сознания и правовой культуры. Методика правового воспитания призвана помочь как наиболее эффективно этого достичь. Правовое образование — это целостный процесс воспитания и обучения праву, в результате которого происходит осознание смысла и сущности права, что позволяет обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков (он гарантирован стандартом знаний как общеобязательным документом), а также изменить личность (в основе правового воспитания лежит нравственное усовершенствование человека). Правовое обучение и воспитание неразрывно связаны между собой. Они не могут существовать изолированно, но и не поглощаются друг другом. Правовое образование предполагает формирование правовой культуры личности, изменение ее качественной характеристики. Следует заметить, что большинство основополагающих теоретических положений по вопросу о сущности и развитии правового воспитания относятся к советскому периоду. Однако практические рекомендации исследователей проблемы были актуальны для определенного исторического периода и к настоящему времени в силу динамичности общественного развития требуют переосмысления. Исследование проблем создания концепций формирования и совершенствования правовой культуры общества и индивида посредством правового образования, позволяет заметить, что правовое образование может рассматриваться как некий этап социализации личности, которая включает в себя не только целенаправленное воздействие на субъекта, но и спонтанные процессы, оказывающие на него влияние. При этом нельзя исключать воздействие стихийных элементов на правовоспитательную деятельность. А потому правовое воспитание не может рассматриваться изолированно от процессов, происходящих в обществе. Целесообразно обратить внимание на различные подходы, лежащие в основании изучения вопроса. В одних случаях авторы рассматривали правовое воспитание как общий процесс формирования правового сознания и правовой культуры людей, живущих в одном сообществе. При этом обращалось внимание на влияние социально-экономических условий жизни, политического режима, идеологии, системы законодательства. При изучении проблемы учитывали также совокупность средств воспитания, в том числе материальных и социальных факторов: образ и уровень жизни, а также факторы, которые действуют независимо от воли и сознания людей. По мнению Е. А. Зорченко, правовое воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации личности. Однако, эти понятия нельзя отождествлять. Дело в том, что на процесс взросления личности, приобщения ее к культуре воздействуют многочисленные факторы. Как отобрать наиболее эффективные средства формирования позитивных качеств личности? Правовоспитательная деятельность необходима не только для правовой социализации личности, ее приобщения к правовой жизни, но и для того, чтобы люди смогли реализовать свои гражданские качества, проявить активность в процессе взаимодействия с другими субъектами общества. Таким образом, характеристику правовой воспитанности нельзя сводить к соблюдению нормативно-правовых актов. Тем не менее, ее важным компонентом является активное использование прав личности, а также осуществление действий по использованию обязанностей. Правовоспитательная деятельность опирается на иерархию жизненных ценностей. Но как разобраться в них и понять, что является ценным для каждого человека? Ведь именно с учетом этих факторов и должно выстраиваться правовое воспитание личности. Рассматривая право как ценность, важно признать, что и оно должно быть включено в иерархию жизненных ценностей личности в процессе правового воспитания. С другой стороны, правовое воспитание рассматривалось и как один из видов общественной деятельности. В этом смысле оно включено в процесс организационной работы государственных органов, общественных организаций, которые обращают внимание на создание условий для формирования правовой культуры личности. Несмотря на то, что к настоящему времени определить цели, задачи, сущность правового воспитания, разработать некоторые формы, методы, даже методику определения эффективности правовоспитательного процесса в общеконцептуальном современном аспекте теория правового воспитания так и не сформировалась. Объяснений подобному очень много. Отдельные ученые считают, что этому способствовали такие факторы: «разрушение правовой системы и стремление России выйти на уровень международных стандартов в конце XX столетия, попытка представить, что проблемы правового воспитания носят второстепенный характер, потеря управленческого характера правового воспитания и его структурообразующего элемента целенаправленности. Так образовался некий разрыв между теорией и практикой. Недостатки профессионального образования, отсутствие четких методик правовоспитательного процесса по отношению к разным адресатам». Все это и многое другое привело к тому, что реализовать даже старые разработанные системы правового воспитания оказалось фактически невозможно. Таким образом, воспитание рассматривается как социальная категория, обладающая определенными свойствами. Если анализировать правовое воспитание в узком смысле, то это позволяет точнее определить научно-обоснованные критерии деятельности учителя применительно к личности. В сфере правовой социализации выделяются правовое воспитание и воздействие на человека правовой практики. При этом следует заметить, что правовая практика взаимосвязана с правовоспитательным процессом. В рамках последнего формируются знания о праве, отношение к ним, а также умения применять право. Все это является важной составляющей правовой практики. Реальное положение правовой действительности оказывает влияние на правовую социализацию, которая способна вносить коррективы в правовое сознание личности. Правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности как процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, а также правовых оценок, норм и моделей поведения. При этом общество, да и сама правовая практика, определяют позитивную или негативную направленность правовой социализации и правового образования. Однако именно правовое образование, вкупе с правовым воспитанием способно направить этот процесс в целенаправленное позитивное русло. С другой стороны, личность активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально. Таким образом, правовая социализация должна и может рассматриваться как двусторонний процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов мотивации. Изучение вопросов правовой социализации позволило выявить три важных этапа данного процесса: 1.Первоначально индивид только овладевает правовой информацией. Он ее познает. Причем правовую информацию субъект может получать стихийно или организованно. В последнем случае речь идет о большом значении правового образования, которое предполагает именно системное и целенаправленное воздействие на индивида согласно разработанной в обществе доктрине и системе образовательных целей. Актуализируется в этой связи и проблема управления процессом правовой социализации. 2.На втором этапе происходит процесс личностного усвоения правовых ценностей. Исследователи считают, что личностное восприятие внешних стимулов в реальной действительности может иметь разные проявления: это и эмоциональная реакция на правовые явления, и оценка правовых норм и практики, а также правового поведения. Следует заметить, что степень личностного восприятия правовых ценностей зависит от сформированности индивидуального правосознания на эмоциональном, рациональном, волевом уровнях. Особое значение приобретает развитость внутреннего самоконтроля, который представляет собой присущий духовному миру индивида социально-психологический механизм волевых действий и поступков, раскрывающих особое качество личности — «ее способность к саморегуляции». Таким образом, правовая социализация проявляется через систему самоконтроля индивидов, согласовывающих свои поступки и действия с нормативными требованиями. 3. На третьем этапе необходимо «перевести» сформированные установки, правовые идеи, принципы в реальные поступки личности, причем на всех стадиях жизненного цикла личности. Большую роль в процессе правовой социализации играют различные институты общества, в том числе семья, школа. Целесообразно рассматривать обучение и воспитание праву как дефиниции, обладающие относительной самостоятельностью, которая предполагает их постоянную взаимосогласованность. Обучение предполагает накопление теоретических и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание способствует развитию личности с позиции формирования ее правовой культуры, что напрямую определяет уровень правовой культуры общества. Изучая дефиниции с учетом таких подходов, следует иметь в виду, что воспитание в этом случае связано с эмоционально-волевой сферой личности, а обучение предполагает большее воздействие на когнитивно-рациональную. Важным элементом правовой культуры выступает юридическая деятельность (в том числе правотворческая, правоприменительная, правоохранительная), основу которой и составляет правовая компетентность. Формирование последней осуществляется в рамках правовой социализации личности, формой которой и выступает правовое воспитание. Оно оказывает воздействие на субъекта с сознательной и мотивационной (волевой) стороны, поддерживая объективный (внешний) и субъективный (внутренний, воспитательный) аспекты формирования личности. Таким образом, правовое воспитание может рассматриваться как структурный элемент механизма правового воздействия, а также как средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений. С позиции ценностно-ориентированного аспекта правового воздействия, правовое воспитание рассматривается в субъективном смысле как организованная и целенаправленная деятельность. Таким образом, понятие «правовое воспитание» представляется юристам многоаспектно. Социологи указывают, что данная деятельность представляет собой вид социальной работы, но политологи видят в нем вид идеологического воздействия на сознание личности, которое в свою очередь направлено на восприятие образа жизни, поддерживаемого в данном государстве. Однако юристы указывают и на юридический аспект понятия как особой разновидности юридической практики, связанной с практикой становления в России правовой государственности. Правовое воспитание всегда рассматривалось как вид государственной деятельности, а потому и появилось новое понятие «правовоспитательная деятельность». Правовое воспитание, по мнению исследователей, должно выстраиваться на основе общечеловеческих ценностей. В этой связи выделяют ближайшую, промежуточную и конечную цели правового воспитания. К первой относят формирование системы правовых знаний, ко второй — формирование правовой убежденности, а к третьей формирование мотивов и привычек правомерного поведения. Правовое воспитание является важнейшим средством формирования и изменения правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание состоит в распространении правовых знаний, представлений о важности и ценности правомерного поведения, законности и других правовых явлений в жизни личности и общества с целью их восприятия и последующего усвоения. Анализируя жизнь людей в обществе, можно заметить наличие специальных социальных институтов и организаций, которые, помимо прочего, выполняют функцию правового воспитания: семья, школа, вуз, СМИ, церковь. Для этого используются различные средства: литература, искусство, кино, печать, радио, телевидение и т. п. По мере развития общества изыскиваются все более совершенные формы воспитательной работы. Средством правового воспитания в целевом аспекте рассматривается правовое обучение. Но с точки зрения содержательного аспекта воспитания — правовое обучение — это форма правового воспитания. Обучаемый праву (если речь идет о целенаправленном системном обучении) не может рассматриваться в качестве объекта, и выступать в пассивной роли того, на кого направлено правовое воздействие. В настоящих условиях он должен рассматриваться исключительно как субъект образовательных правоотношений. Во-вторых, современный правовоспитательный процесс в форме обучения не может и не должен ограничиваться только передачей на теоретическом уровне юридических знаний. Их значимость усиливается по мере взросления индивида. «Знаниевый» компонент целенаправленной правовоспитательной деятельности вне активности самого обучаемого, без опоры на технологию отработки механизма применения их на практике превращается в фикцию и не гарантирует правомерность поведения субъектов. Школьное правовое образование представляет собой приоритетное направление образовательной политики государства и развивается на основе перспективного переосмысления традиционных подходов к содержанию и организации социально-гуманитарного образования. Ключевая идея, определяющая общие характеристики современного государственного и социального заказа на результаты образования, заключается в том, чтобы выпускник школы умел ответственно и свободно жить в обществе, самостоятельно находить оптимальные пути социализации и самореализации, осваивать новые для себя сферы деятельности. Наличие у человека этих способностей является важнейшим условием личного жизненного успеха и жизнеспособности институтов общества и государства, в деятельности которых он участвует. Стратегия Правительства России отводит правовому образованию важную роль в создании основы для устойчивого развития страны, укреплении правового государства и гражданского общества, в кадровом обеспечении экономики, в утверждении статуса России как великой державы с высоким уровнем образования, культуры, науки, технологий и экономического развития. Это определяет необходимость качественного обновления массового образования, приведения его в соответствие с потребностями новой системы общественных отношений. Уже сегодня одним из важнейших результатов обучения в школе признается умение выпускника использовать возможности правовой системы государства, отстаивать свои права, конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Стратегия модернизации образования в качестве главного результата обучения человека в школе определяет его готовность и способность нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Все эти результаты достижимы при условии организованной деятельности по правовому обучению и воспитанию школьников. Изучая различные аспекты правового образования, исследователи предлагали обратить внимание на компоненты, взаимодействующие в процессе правового воспитания: юридические права и обязанности, правовое сознание и психологию личности как объект правового воспитания. При этом выделялись стадии воспитательных воздействий: 1) познание и уяснение смысла прав и обязанностей; 2) выработка отношений к правам и обязанностям; 3) использование прав и обязанностей. При этом 1 и 2 стадии являются внутренними процессами, протекающими в правовом сознании и психологии индивида. Это есть внутреннее реагирование духовного мира на воздействие правовой среды. 3 стадия — это внешнее проявление процессов, протекающих в правовом сознании и психологии человека. Рассмотрение роли правового образования в системе совершенствования правовой культуры общества невозможно без определения функций указанного процесса. Исследователи указывают на важность когнитивной и коммуникативной функций. В первом случае, личность получает комплекс представлений о структуре правоотношений, познает процесс регулирования правом социальных отношений, осознает те модели поведения, которые поощряются или, наоборот, запрещаются законом, а также усваивает права и обязанности субъекта правоотношений. Таким образом, субъект познает правовое бытие общества. В процессе правового образования складывается система правовых знаний. Изучение такого понятия в рамках рассматриваемой проблемы позволяет выделить системные, содержательные познания в правовой области, получаемые в организационных формах правового образования. Согласно венгерскому исследователю Имре Сабо, познавательная сторона правового сознания сводится обычно к осознанию права, формированию знаний о нормах. Но более высокую ступень представляют знания права во всех связях. При этом выделяется как знание права применительно к конкретному случаю и как общее знание права. Промежуточная ступень от понимания конкретной юридической ситуации к более общему познанию права — один из этапов развития правосознания. В этом смысле процесс познания права в рамках развития правового образования характеризуется определенными ступенями углубления правовых знаний и развития правосознания. Таким образом, знание права представляет собой основу правосознания, а процесс углубления знаний является источником развития правосознания. Коммуникативная функция правового образования проявляется в системе формирования правовых качеств личности в процессе приобщения к правовым ценностям. Таким путем обеспечивается создание грамотных правовых отношений между людьми и их объединениями, закрепляется правовой опыт. Потребности реализации этой функции диктуют необходимость выработки определенных форм, языка подачи правового материала. При этом важно сохранить понятность, четкость и доступность правового языка. Выделились внешний (связанный с правовыми нормами) и внутренний (включающий правовую психологию, идеологию) механизмы правового воздействия и правового регулирования. Таким образом, правовое воспитание вводилось в элементарный состав механизма правового воздействия и рассматривалось в качестве средства воздействия на правосознание и поведение субъектов правоотношений. Правовое обучение и воспитание являются частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. И это не просто лозунги или громкие слова. Правовое обучение и воспитание стремятся сформировать у людей убеждения в необходимости следовать правовым предписаниям, умения и навыки реализации права. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность. Процессы обучения и воспитания в духе права определяют качественный уровень правовой культуры, которая выступает как системообразующее пространство, оказывающее влияние на образовательную деятельность и испытывающее их воздействие. С нашей точки зрения, правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образовательной деятельности, контролируемых государством, в рамках которых выделяются относительно самостоятельные формы деятельности — обучение и воспитание, характеризующиеся целенаправленным воздействием на формирование определенного типа личности. В этом смысле в качестве субъектов выступают образовательные учреждения, государство, педагоги, родители, ученики, объектом является сама правовая образовательная деятельности и отношения по ее поводу, включая процесс образования, а содержанием — комплекс дидактических единиц юридической информации, социальный опыт и навыки, которые формально закреплены в источниках права и соотнесены с возрастом, а также другими психолого-физиологическими особенностями воспитанника. Лекция 2 Проблемы правового образования (воспитания) Россия провозглашена правовым государством и в настоящее время переживает период становления новой правовой системы. Происходит интенсивное обновление законодательства на принципах верховенства права и закона, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность, повышается роль суда, как независимого гаранта соблюдения прав. В обществе становится заметным интерес к праву как важнейшему механизму разрешения конфликтов и реализации интересов, право приобретает практическое значение для каждого человека. На уровне общественного сознания это отразилось в резком повышении престижности юридических специальностей, спроса на юридическую литературу, внимания средств массовой информации к тематике, связанной с правом. Но социокультурная ситуация в России такова, что заинтересованность общества и государства в практическом утверждении права, как базового конституционного принципа, не подкреплена правовой традицией и в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Новое демократическое законодательство само по себе не может изменить исторически сложившуюся традицию отношения к праву. Растущий разрыв межу новой системой права и доминирующими формами правосознания ставит задачу развития правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики. Стабильность конституционных основ современной России немыслима без восприятия гражданами права в качестве общепризнанной и практически значимой ценности. Условием эффективности правовой реформы, становления полноценного гражданского общества, общественного согласия, демократии и социального мира является повышение правовой культуры широких масс населения, развитие конструктивных, основанных на уважении к праву традиций взаимодействия граждан, общественных объединений и государства. Уже сегодня остро необходимо, чтобы выпускники школы были носителями современной правовой культуры и позитивного правосознания, обладали способностью к правосообразному социальному действию. Необходимый человеку уровень владения правом уже давно не исчерпывается простым набором соответствующих знаний, умений и социальных навыков. Владение правом должно быть сопряжено с личностной мотивацией, предполагающей конструктивность реализации прав и честное отношение к обязанностям. Такие результаты образования на сегодняшний день достижимы только в условиях специально организованной правовой подготовки учащихся. Правовое образование в СССР имело скромную традицию, и лишь в 70-е и 80-е годы было представлено в школах небольшим самостоятельным курсом «Основы советского государства и права». Актуальность правового образования резко повысилась на рубеже 80-х — 90-х годов. В ситуации отсутствия привычных политико-идеологических регуляторов общественной жизни право постепенно занимало их место, становилось значимым фактором стабильности развития общества и государства. Однако, в начале 90-х годов, в ситуации политико-правового кризиса преподавание правового предмета в школе было прекращено. В ходе начавшейся реформы образования в школе появились новые учебные курсы, разработанные на основе различных общественных дисциплин. Объем правовой подготовки учащихся катастрофически сократился. Сегодня, при реализации правового образования школьников учителя сталкиваются с множеством проблем. Из их числа попробуем выделить круг наиболее общих и актуальных. Проблема первая: каковы место и роль правового образования в современной школе? Зачем изучать право в школе? За последние 3 - 5 лет произошли большие изменения в оценке роли и места правового образования в системе гуманитарного образования личности. На уровне массового сознания это проявилось в резком возрастании престижа юридических специальностей, буме на юридическую литературу, общем росте интереса людей к правовой информации. На уровне государственной политики общественный интерес и потребность в правовом воспитании и образовании личности получили отражение в разработке новой стратегии и, в частности, в методическом письме «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», согласно которому этот процесс должен быть непрерывным, начиная с детского сада и начальной школы и заканчивая основной и полной средней школой. На уровне профессионального сознания эти изменения сказались в том, что за последние годы заметно возрос интерес ученых-педагогов и методистов к разработке программ, учебников и другой учебной литературы по правовому образованию школьников. При оценке места и роли правового образования и воспитания в современной школе следует исходить: — во-первых, из потребности людей в получении хороших знаний в области права; — во-вторых, из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан; — в-третьих, из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников в нашей стране и за рубежом. Правовое образование личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране, хотя такую функцию нельзя отрицать полностью. Правовое образование и воспитание следует понимать в более широком его значении - как необходимое (хотя и недостаточное) условие приобретения гражданами России опыта демократической культуры. Обобщая материалы многочисленных педагогических дискуссий по этой проблеме, на вопрос, зачем изучать право в школе, в самом общем виде можно ответить следующее: — чтобы дать учащимся собственно правовые знания; — чтобы привить навыки правомерного поведения; — чтобы воспитать правовую культуру, приобщить к опыту демократической культуры, — чтобы сформировать правовую компетентность. . Проблема вторая: что является приоритетным в правовом образовании: обучение или воспитание? Отвечая на этот вопрос, большинство педагогов-практиков и ученых сходятся во мнении, что правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания. При этом правовые знания выступают не в качестве самоцели, а в качестве необходимого средства воспитания и развития личности. Проблема третья: можно ли решить задачи правового образования личности в рамках одного курса? Какой должна быть модель правового образования? В течение последних 5-6 лет в российских школах изучаются по существу новые правовые курсы. При всей разнице в названиях («Право и политика», «Основы правоведения», «Основы правовых знаний» или как-то иначе), их авторов объединяет уверенность в том, что правовое образование должно быть самостоятельной частью школьного гуманитарного образования, если мы действительно хотим жить в правовом государстве. Правовые курсы изучаются, как правило, в выпускных классах основной и полной средней школы, что при всей необходимости, явно недостаточно для решения задачи воспитания подлинной правовой культуры личности. Для педагогов-практиков все более очевидной становится необходимость в системе правового образования, ее преемственности, начиная с первой ступени обучения. Хотя в начальной и средней школе осуществляется лишь правовая пропедевтика, значение этой формы работы трудно переоценить. Здесь у ребенка формируется чувство собственного достоинства, закладываются основы уважения друг к другу, к правам и законным интересам других людей. Эффективность правового образования зависит от системы работы или, как принято говорить сегодня, от модели правового образования. В этой модели важная роль отводится изучению права как отдельной школьной дисциплины, начиная с начальной школы. Причем важно, чтобы этот процесс не прерывался, чтобы он проходил на протяжении всего обучения от начальной школы до выпускных классов. Однако современная модель правового образования невозможна без соответствующего образовательного и воспитательного контекста. Правовое образование в широком смысле этого слова - это не только усвоение определенной суммы знаний. Это также социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовывать, отстаивать и защищать. Понятно, что ценностное ориентирование ребенка невозможно вынести в отдельный, пусть даже очень хороший учебный предмет. Социализация должна стать контекстом, реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни. Потому модель правового образования можно представить как формулу:собственно правовое образование плюс правовое пространство самой школы. При этом под правовым пространством следует понимать усвоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимся и родителями, то есть всеми участниками образовательного процесса. Проблема четвертая: в чем состоит современное ценностное правопонимание? На какие ценности права должно быть ориентировано содержание правового образования. В подавляющем большинстве авторы учебников по основам права для школы являются представителями нормативистской школы права, то есть сторонниками понимания права как системы общеобязательных правил или норм поведения, установленных и охраняемых государством. Ничего не имея против такой точки зрения (она наиболее распространена в правоведении), нельзя забывать и об ином понимании права. Речь идет об усвоении человеком базовых гражданских и правовых ценностей. Речь идет о понимании права как меры свободы и справедливости, о праве для человека. Это можно назвать ценностным правопониманием. Такой подход в учебниках по праву для школы наиболее отчетливо представлен в работах, подготовленных С.С. Алексеевым. «Право (в отличие от просто закона, законодательного документа) представляет собой систему общеобязательных норм, определяющую наличие или отсутствие у лиц субъективных прав, а в связи с этим -обязанностей, запретов, ответственности. Право (если оно действительно «говорит о правах», а не является «правом власти») призвано через законы проводить в жизнь и защищать СВОБОДУ». Проблема пятая: какие ценности правовой культуры должны быть усвоены учащимися, стать для них личностно значимыми? Сегодня для всех очевидно, что нельзя свести все правовое образование к сумме знаний. Оно предполагает воспитание определенной системы ценностей или правовой культуры. Что передовые педагоги вкладывают в понятие ценности и приоритеты правовой культуры? Что, по мнению ученых, является самым главным, что должны усвоить учащиеся, изучающие тот или иной правовой курс? Что то глубоко человеческое, гуманное и нравственное, что должны «почувствовать» учащиеся в Праве? Общеизвестно, что современная школа наряду с задачами собственно образования должна решать задачу социализации личности. Наше государство медленно и трудно приходит к новым социальным ценностям. Их сердцевина - гуманизация различных сфер жизни и деятельности человека, положение, когда именно человек становится мерой всех вещей. Вот почему так часто сегодня приходится слышать выражения «гражданское самосознание», «права человека». Государство заявило, что главная цель для него - гарантировать человеку и гражданину его права и свободы. Однако для того чтобы приоритет прав и свобод личности стал реальностью, недостаточно одних усилий государства. Нужны усилия и знания каждого, всех наших сограждан. Главной ценностью Права, по мнению многих специалистов в области юриспруденции и педагогики, является признание ценности прав человека. Что при этом имеется в виду? Это, прежде всего, воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить. Это также признание прав других людей. Уважая себя как личность, человек способен уважать права и других людей. При этом совершенно справедливо замечено, что идеи прав человека, еще недавно столь престижные, в последние годы все более утрачивают свой престиж, постепенно переходят на уровень лозунгов, стереотипных положений и цитат времен господства коммунистической идеологии. Это отчасти объясняется тем, что в действительности, в практике нашей жизни права человека не реализуются во всей полноте и значимости. В этой связи уместно вспомнить высказывание ученого-правоведа С.С. Алексеева о важности юридического возвышения прав человека, важности того, чтобы «идеи прав человека воплотились в действующем позитивном праве, и в обществе утвердилось, стало незыблемым и основополагающим право человека. Другими словами: от прав человека к праву человека». Еще одной ценностью (совершенно необходимой для подлинной правовой культуры), которые учащиеся должны «почувствовать» в Праве, - это умение строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами. Другими словами, речь идет об освоении способов правомерного поведения, правовой компетентности. Именно этому обязана своим рождением идея курса под названием «Право на каждый день». Ребенок должен знать о правомерных способах поведения в повседневной жизни, когда он, например покупает мороженое, дает деньги взаймы, поступает на работу, пользуется общественным транспортом. Ученик должен быть готовым к правомерным действиям и во взрослой жизни, когда он захочет заняться предпринимательством, заключить договор, приобрести недвижимость и так далее. Без практического правового знания не обойтись. Вот почему этого к числу важнейших ценностей права справедливо относят подготовку ребенка к жизни в демократическом обществе, в условиях развития рыночных отношений. Обобщая, можно выделить следующее ценности и приоритеты правовой культуры, существенные в правовом образовании школьников: — знание личностью своих прав и свобод и умение реализовать их, не нарушая прав и свобод других людей; — способность к диалогу; — наличие чувства ответственности за свои поступки, свой выбор; — критическое и одновременно преобразующее отношение к реальной российской действительности; — умение применять на практике полученные правовые знания. Проблема шестая, тесно связанная с предыдущей: в каком соотношении находятся правовое и гражданское образования, внимание к которым заметно возросло в современной российской школе? Этот вопрос становится весьма существенным, когда речь заходит об отборе содержания правового образования, о соотношении чисто правового и, как принято теперь говорить, гражданско-правового материала. Соотношение между этими категориями выражает соотношение между общим и особенным. При этом под особенным чаще понимают правовое образование. В этом споре отражается противостояние сторонников традиционного нормативистского понимания права (как системы норм, установленных и охраняемых государством) и защитников более широкой трактовки понятия права (право как мера свободы, право как справедливость). Таким образом, спор о том, какое образование является более важным - правовое или гражданско-правовое, становится беспредметным, если принимается широкое толкование права. Проблема седьмая: какая методика будет адекватна современной модели правового образования личности? Совершенно очевидно, что выделенные выше ценности и приоритеты правового образования школьников требуют адекватной методики, которая обеспечивала бы активное участие учащихся в образовательном процессе. Сегодня основные методические инновации по существу связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Суть их состоит в организации учебного процесса таким образом, что учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работы, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и др. Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создает для каждого ученика комфортные условия обучения. Сегодня все более заявляет о себе новая педагогическая технология, известная как «Методика критического мышления». Это единый связанный набор обучающих методов, базирующихся на основах процесса познания. Методика обучения праву базируется на следующих принципах: — вариативности и альтернативности моделей правового обучения — это значит, что существует много разнообразных подходов в области обучения праву и они реально существуют в практике (это связано с отсутствием единой строго обязательной системы правового образования, в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, ориентированы на требования Госстандарта знаний); — личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения праву (работа с каждым обучаемым с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс); — максимальной системы активизации познавательной деятельности учеников с опорой на их социальный опыт (школьники должны научиться самостоятельно добывать знания, активно участвовать в учебной деятельности, а не быть пассивными созерцателями происходящего, принудительно выполняя «наставления» взрослых, педагогов. Для того чтобы правовые понятия лучше запоминались и были ясны, рекомендуется разнообразить теоретические положения науки примерами реальной жизни, в которой школьник является участником - так учитывается его социальный опыт); — образования на уровне положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса обучения в режиме диалогового сотрудничества «учитель—ученик» (правовое обучение может быть успешным только на основе взаимосогласованного, доброго, уважительного отношения учителя и учеников друг к другу); — выстраивания профессионально грамотной и апробированной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер (обучение праву в школе, вузе). Это значит, что правовое обучение должно быть поэтапным: начинаясь в раннем детском возрасте, оно продолжается до старшей ступени в школе, естественно, этим не ограничиваясь; — внедрения исследовательского компонента в систему взаимосогласованных действий учителя и ученика; — использования современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в системе Интернет. Проблема восьмая, вытекающая из седьмой: соответствует ли поставленным задачам содержание подготовки учителей к преподаванию основ права? Основные функции по реализации целей и задач правового образования лежат на учителе. Каким должен быть преподаватель основ права? Какие требования предъявляются к учителю? Бесспорно, что учитель должен обладать необходимым уровнем квалификации, владеть правовой информацией, уметь ориентироваться в обновляющемся законодательстве и прочее. Но достаточно ли этого для того, чтобы быть носителем идей и ценностей правовой культуры? Опыт показывает, что не менее важны в профессиональной подготовке учителя права такие его характеристики, как демократический стиль педагогической работы. Самые благие ценности, если мы преподносим их в авторитарной форме, остаются невостребованными. Учитель должен быть очень терпимым человеком, способным уважать личность ученика, какими бы трудными подчас ни были их отношения. Другими словами, учителю важно научиться выстраивать правовые отношения со всеми участниками образовательного процесса. Еще одно существенное требование профессиональной подготовки учителя права - это готовность и умение широко использовать наряду с традиционными методами и приемами активные формы проведения занятий. Очень важно, чтобы учитель в совершенстве овладел современными методиками и технологиями обучения. Таковы основные проблемы правового образования в современной школе, активно обсуждаемые в печати, на конференциях и семинарах педагогов и ученых, на методических объединениях учителей и просто в школьных учительских.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |