Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Понятие правового обучения и воспитания, их роль в социализации и формировании правовой культуры личности

Преобразования, происходящие в правовой системе нашей страны, актуализировали изучение таких понятий как «право­вое воспитание», «правовое обучение», «правовое образова­ние». Именно с их помощью представляется возможным объ­яснить современные концепции формирования правовой культуры общества и отдельной личности.

Образовательная деятельность, существуя в рамках опре­деленной культуры, представляет собой способ передачи на­копленного опыта, образцов поведения, мышления, норм, ценностей от одного поколения к другому, что позволяет транслировать культуру. Таким образом, правовое воспитание и обучение транслируют правовую культуру, аккумулируя пра­вовой опыт, механизм правовой деятельности, разрешения конфликтов в обществе. Обладая субъективной направленно­стью, правовоспитательная работа направлена на развитие са­мого человека, его правового сознания и правовой культуры. Методика правового воспитания призвана помочь как наиболее эффективно этого достичь.

Правовое образование — это целост­ный процесс воспитания и обучения праву, в результате кото­рого происходит осознание смысла и сущности права, что поз­воляет обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков (он гарантирован стандартом знаний как об­щеобязательным документом), а также изменить личность (в основе правового воспитания лежит нравственное усовершен­ствование человека). Правовое обучение и воспитание нераз­рывно связаны между собой. Они не могут существовать изо­лированно, но и не поглощаются друг другом. Правовое образование предполагает формирование правовой культуры личности, изменение ее качественной характеристики. Следует заметить, что большинство основополагающих те­оретических положений по вопросу о сущности и развитии правового воспитания относятся к советскому периоду. Однако практические рекомендации исследователей проблемы были актуальны для определенного исторического периода и к настоящему времени в силу дина­мичности общественного развития требуют переосмысления.

Исследование проблем создания концепций формирова­ния и совершенствования правовой культуры общества и ин­дивида посредством правового образования, позволяет заме­тить, что правовое образование может рассматриваться как некий этап социализации личности, которая включает в себя не только целенаправленное воздействие на субъекта, но и спонтанные процессы, оказывающие на него влияние. При этом нельзя исключать воздействие стихийных элементов на правовоспитательную деятельность. А потому правовое вос­питание не может рассматриваться изолированно от процес­сов, происходящих в обществе.

Целесообразно обратить внимание на различные подходы, лежащие в основании изучения вопроса. В одних случаях авто­ры рассматривали правовое воспитание как общий процесс формирования правового сознания и правовой культуры лю­дей, живущих в одном сообществе. При этом обращалось вни­мание на влияние социально-экономических условий жизни, политического режима, идеологии, системы законодательст­ва. При изучении проблемы учитывали также совокупность средств воспитания, в том числе материальных и социальных факторов: образ и уровень жизни, а также факторы, которые действуют независимо от воли и сознания людей.

По мнению Е. А. Зорченко, правовое воспитание в широ­ком смысле представляет собой процесс социализации личности. Однако, эти понятия нельзя отождествлять. Дело в том, что на процесс взросления личности, приобщения ее к культу­ре воздействуют многочисленные факторы. Как отобрать наи­более эффективные средства формирования позитивных качеств личности? Правовоспитательная деятельность необхо­дима не только для правовой социализации личности, ее при­общения к правовой жизни, но и для того, чтобы люди смогли реализовать свои гражданские качества, проявить активность в процессе взаимодействия с другими субъектами общества. Та­ким образом, характеристику правовой воспитанности нельзя сводить к соблюдению нормативно-правовых актов. Тем не ме­нее, ее важным компонентом является активное использова­ние прав личности, а также осуществление действий по использованию обязанностей. Правовоспитательная деятель­ность опирается на иерархию жизненных ценностей. Но как разобраться в них и понять, что является ценным для каждого человека? Ведь именно с учетом этих факторов и должно выст­раиваться правовое воспитание личности. Рассматривая право как ценность, важно признать, что и оно должно быть включе­но в иерархию жизненных ценностей личности в процессе пра­вового воспитания.

С другой стороны, правовое воспитание рассматривалось и как один из видов общественной деятельности. В этом смысле оно включено в процесс организационной работы государст­венных органов, общественных организаций, которые обра­щают внимание на создание условий для формирования пра­вовой культуры личности.

Несмотря на то, что к настоящему време­ни определить цели, задачи, сущность правового воспитания, разработать некоторые формы, методы, даже методику опре­деления эффективности правовоспитательного процесса в об­щеконцептуальном современном аспекте теория правового воспитания так и не сформировалась. Объяснений подобному очень много. Отдельные ученые считают, что этому способ­ствовали такие факторы: «разрушение правовой системы и стремление России выйти на уровень международных стан­дартов в конце XX столетия, попытка представить, что пробле­мы правового воспитания носят второстепенный характер, потеря управленческого характера правового воспитания и его структурообразующего элемента целенаправленности. Так об­разовался некий разрыв между теорией и практикой. Недо­статки профессионального образования, отсутствие четких методик правовоспитательного процесса по отношению к раз­ным адресатам». Все это и многое другое привело к тому, что реализовать даже старые разработанные системы правового воспитания оказалось фактически невозможно.

Таким образом, воспитание рассматривается как социальная категория, обладающая опре­деленными свойствами. Если анализировать правовое воспи­тание в узком смысле, то это позволяет точнее определить на­учно-обоснованные критерии деятельности учителя применительно к личности.

В сфере правовой социализации выделяются правовое воспитание и воздействие на человека правовой практики. При этом следует заметить, что правовая практика взаимосвя­зана с правовоспитательным процессом. В рамках последнего формируются знания о праве, отношение к ним, а также уме­ния применять право. Все это является важной составляющей правовой практики. Реальное положение правовой дейст­вительности оказывает влияние на правовую социализацию, которая способна вносить коррективы в правовое сознание личности.

Правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности как процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, а также правовых оценок, норм и моделей по­ведения. При этом общество, да и сама правовая практика, оп­ределяют позитивную или негативную направленность право­вой социализации и правового образования. Однако именно правовое образование, вкупе с правовым воспитанием способно направить этот процесс в це­ленаправленное позитивное русло. С другой стороны, лич­ность активно и избирательно воспринимает внешнее воздей­ствие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально. Таким обра­зом, правовая социализация должна и может рассматриваться как двусторонний процесс взаимодействия внешних и внут­ренних факторов мотивации.

Изучение вопросов правовой социализации позволило вы­явить три важных этапа данного процесса:

1.Первоначально индивид только овладевает правовой ин­формацией. Он ее познает. Причем правовую информа­цию субъект может получать стихийно или организован­но. В последнем случае речь идет о большом значении правового образования, которое предполагает именно системное и целенаправленное воздействие на индивида согласно разработанной в обществе доктрине и системе образовательных целей. Актуализируется в этой связи и проблема управления процессом правовой социализа­ции.

2.На втором этапе происходит процесс личностного усвое­ния правовых ценностей. Исследователи считают, что личностное восприятие внешних стимулов в реальной действительности может иметь разные проявления: это и эмоциональная реакция на правовые явления, и оценка правовых норм и практики, а также правового поведения. Следует заметить, что степень личностного восприятия правовых ценностей зависит от сформированности индивидуального правосознания на эмоциональном, рацио­нальном, волевом уровнях. Особое значение приобретает развитость внутреннего самоконтроля, который представляет собой присущий духовному миру индивида со­циально-психологический механизм волевых действий и поступков, раскрывающих особое качество личности — «ее способность к саморегуляции». Таким образом, пра­вовая социализация проявляется через систему самоконт­роля индивидов, согласовывающих свои поступки и дей­ствия с нормативными требованиями.

3. На третьем этапе необходимо «перевести» сформирован­ные установки, правовые идеи, принципы в реальные поступки личности, причем на всех стадиях жизненного цикла личности.

Большую роль в процессе правовой социализации играют различные институты общества, в том числе семья, школа.

Целесообразно рассматривать обучение и воспитание праву как дефиниции, обладающие относительной самостоя­тельностью, которая предполагает их постоянную взаимосо­гласованность. Обучение предполагает накопление теоретиче­ских и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание способствует развитию личности с позиции фор­мирования ее правовой культуры, что напрямую определяет уровень правовой культуры общества. Изучая дефини­ции с учетом таких подходов, следует иметь в виду, что вос­питание в этом случае связано с эмоционально-волевой сфе­рой личности, а обучение предполагает большее воздействие на когнитивно-рациональную.

Важным элементом правовой культуры выступает юриди­ческая деятельность (в том числе правотворческая, правопри­менительная, правоохранительная), основу которой и состав­ляет правовая компетентность. Формирование последней осуществляется в рамках правовой социализации личности, формой которой и выступает правовое воспитание. Оно ока­зывает воздействие на субъекта с сознательной и мотивационной (волевой) стороны, поддерживая объективный (внешний) и субъективный (внутренний, воспитательный) аспекты фор­мирования личности. Таким образом, правовое воспитание может рассматриваться как структурный элемент механизма правового воздействия, а также как средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений. С позиции ценностно-ориентированного аспекта правового воздействия, правовое воспитание рассматривается в субъек­тивном смысле как организованная и целенаправленная дея­тельность.

Таким образом, понятие «правовое воспитание» представ­ляется юристам многоаспектно. Социологи указывают, что данная деятельность представляет собой вид социальной работы, но политологи видят в нем вид идеологического воздей­ствия на сознание личности, которое в свою очередь направ­лено на восприятие образа жизни, поддерживаемого в данном государстве. Однако юристы указывают и на юридический ас­пект понятия как особой разновидности юридической прак­тики, связанной с практикой становления в России правовой государственности. Правовое воспитание всегда рассматривалось как вид государственной деятельности, а потому и по­явилось новое понятие «правовоспитательная деятельность».

Правовое воспитание, по мнению исследователей, должно выстраиваться на ос­нове общечеловеческих ценностей. В этой связи выделяют ближайшую, промежуточную и конечную цели правового вос­питания. К первой относят формирование системы правовых знаний, ко второй — формирование правовой убежденности, а к третьей формирование мотивов и привычек правомерного поведения. Правовое воспитание является важнейшим сред­ством формирования и изменения правового сознания и пра­вовой культуры. Правовое воспитание состоит в распростра­нении правовых знаний, представлений о важности и ценности правомерного поведения, законности и других пра­вовых явлений в жизни личности и общества с целью их вос­приятия и последующего усвоения.

Анализируя жизнь людей в обществе, можно заметить наличие специальных социальных институтов и организаций, которые, помимо прочего, выполняют функ­цию правового воспитания: семья, школа, вуз, СМИ, церковь. Для этого используются различные сред­ства: литература, искусство, кино, печать, радио, телевидение и т. п. По мере развития общества изыскиваются все более со­вершенные формы воспитательной работы.

Средством правового воспитания в целевом аспекте рассма­тривается правовое обучение. Но с точки зрения содержатель­ного аспекта воспитания — правовое обучение — это форма правового воспитания. Обучаемый праву (если речь идет о целенаправленном системном обучении) не может рассмат­риваться в качестве объекта, и выступать в пассивной роли то­го, на кого направлено правовое воздействие. В настоящих ус­ловиях он должен рассматриваться исключительно как субъект образовательных правоотношений. Во-вторых, современный правовоспитательный процесс в форме обучения не может и не должен ограничиваться только передачей на теоретическом уровне юридических знаний. Их значимость усиливается по мере взросления индивида. «Знаниевый» компонент целена­правленной правовоспитательной деятельности вне активнос­ти самого обучаемого, без опоры на технологию отработки ме­ханизма применения их на практике превращается в фикцию и не гарантирует правомерность поведения субъектов.

Школьное правовое образование представляет собой приоритетное направление образовательной политики государства и развивается на основе перспективного переосмысления традиционных подходов к со­держанию и организации социально-гуманитарного образования.

Ключевая идея, определяющая общие характеристики современно­го государственного и социального заказа на результаты образования, заключается в том, чтобы выпускник школы умел ответственно и сво­бодно жить в обществе, самостоятельно находить оптимальные пути со­циализации и самореализации, осваивать новые для себя сферы дея­тельности. Наличие у человека этих способностей является важнейшим условием личного жизненного успеха и жизнеспособности институтов общества и государства, в деятельности которых он участвует.

Стратегия Правительства России отводит правовому образованию важную роль в создании основы для устойчивого развития страны, укреплении пра­вового государства и гражданского общества, в кадровом обеспечении экономики, в утверждении статуса России как великой державы с высо­ким уровнем образования, культуры, науки, технологий и экономичес­кого развития. Это определяет необходимость качественного обновления массового образования, приведения его в соответствие с потребно­стями новой системы общественных отношений.

Уже сегодня одним из важнейших результатов обучения в школе признается умение выпускника использовать возможности правовой системы государства, отстаивать свои права, конструктивно взаимодей­ствовать с другими людьми. Стратегия модернизации образования в ка­честве главного результата обучения человека в школе определяет его готовность и способность нести личную ответственность, как за собст­венное благополучие, так и за благополучие общества. Все эти результа­ты достижимы при условии организованной де­ятельности по правовому обучению и воспитанию школьников.

Изучая различные аспекты правового образования, иссле­дователи предлагали обратить внимание на компоненты, взаимодействующие в процессе правового воспитания: юридичес­кие права и обязанности, правовое сознание и психологию личности как объект правового воспитания. При этом выделя­лись стадии воспитательных воздействий:

1) познание и уяснение смысла прав и обязанностей;

2) выработка отношений к правам и обязанностям;

3) использование прав и обязанностей.

При этом 1 и 2 ста­дии являются внутренними процессами, протекающими в правовом сознании и психологии индивида. Это есть внутреннее реагирование духовного мира на воздействие правовой среды. 3 стадия — это внешнее проявление процессов, протекающих в правовом сознании и психо­логии человека.

Рассмотрение роли правового образования в системе со­вершенствования правовой культуры общества невозможно без определения функций указанного процесса. Исследовате­ли указывают на важность когнитивной и коммуникативной функций. В первом случае, личность получает комплекс пред­ставлений о структуре правоотношений, познает процесс ре­гулирования правом социальных отношений, осознает те мо­дели поведения, которые поощряются или, наоборот, запрещаются законом, а также усваивает права и обязанности субъекта правоотношений. Таким образом, субъект познает правовое бытие общества. В процессе правового образования складывается система правовых знаний. Изучение такого по­нятия в рамках рассматриваемой проблемы позволяет выде­лить системные, содержательные познания в правовой облас­ти, получаемые в организационных формах правового образования. Согласно венгерскому исследователю Имре Сабо, познавательная сторона правового сознания сводится обычно к осознанию права, формированию знаний о нормах.

Но более высокую ступень представляют знания права во всех связях. При этом выделяется как знание права применительно к конкретному случаю и как общее знание права. Промежу­точная ступень от понимания конкретной юридической ситу­ации к более общему познанию права — один из этапов разви­тия правосознания. В этом смысле процесс познания права в рамках развития правового образования характеризуется оп­ределенными ступенями углубления правовых знаний и раз­вития правосознания. Таким образом, знание права представ­ляет собой основу правосознания, а процесс углубления знаний является источником развития правосознания.

Коммуникативная функция правового образования прояв­ляется в системе формирования правовых качеств личности в процессе приобщения к правовым ценностям. Таким путем обеспечивается создание грамотных правовых отношений между людьми и их объединениями, закрепляется правовой опыт. Потребности реализации этой функции диктуют необ­ходимость выработки определенных форм, языка подачи пра­вового материала. При этом важно сохранить понятность, чет­кость и доступность правового языка.

Выделились внешний (связанный с правовыми нормами) и внутренний (включающий правовую психологию, идеологию) механизмы правового воздействия и правового регулирования. Таким образом, правовое воспитание вводи­лось в элементарный состав механизма правового воздействия и рассматривалось в качестве средства воздействия на право­сознание и поведение субъектов правоотношений.

Правовое обучение и воспитание являются частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России право­вого государства. И это не просто лозунги или громкие слова. Правовое обучение и воспитание стремятся сформировать у людей убеждения в необходимости следовать правовым пред­писаниям, умения и навыки реализации права. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а за­тем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать пра­вовой закон, проявлять правовую и профессионально-юриди­ческую активность.

Процессы обучения и воспитания в духе права определяют качественный уровень правовой культуры, которая выступает как системообразующее пространство, оказывающее влияние на образовательную деятельность и испытывающее их воздей­ствие.

С нашей точки зрения, правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образовательной деятельности, контролируемых государством, в рамках которых выделяются относительно самостоятельные формы деятель­ности — обучение и воспитание, характеризующиеся целена­правленным воздействием на формирование определенного типа личности. В этом смысле в качестве субъектов выступают образовательные учреждения, государство, педагоги, родите­ли, ученики, объектом является сама правовая образователь­ная деятельности и отношения по ее поводу, включая процесс образования, а содержанием — комплекс дидактических еди­ниц юридической информации, социальный опыт и навыки, которые формально закреплены в источниках права и соотне­сены с возрастом, а также другими психолого-физиологичес­кими особенностями воспитанника.

Лекция 2 Проблемы правового образования (воспитания)

Россия провозглашена правовым государством и в настоящее время переживает период становления новой правовой системы. Происходит интенсивное обновление законодательства на принципах верховенства права и закона, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность, повышается роль суда, как независимого гаранта соблюдения прав. В обществе становится заметным интерес к праву как важнейшему механизму разрешения конфликтов и реализации интере­сов, право приобретает практическое значение для каждого человека. На уровне общественного сознания это отразилось в резком повыше­нии престижности юридических специальностей, спроса на юридичес­кую литературу, внимания средств массовой информации к тематике, связанной с правом.

Но социокультурная ситуация в России такова, что заинтересован­ность общества и государства в практическом утверждении права, как базового конституционного принципа, не подкреплена правовой тра­дицией и в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Новое демократическое законодательство само по себе не может изменить исторически сложившуюся традицию отношения к праву. Растущий разрыв межу новой системой права и доминирующими фор­мами правосознания ставит задачу развития правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики. Стабильность конституцион­ных основ современной России немыслима без восприятия гражданами права в качестве общепризнанной и практически значимой ценности.

Условием эффективности правовой реформы, становления полноценного гражданского общества, общественного согласия, демократии и социального мира является повышение правовой культуры широких масс населения, развитие конструктивных, основанных на уважении к праву традиций взаимодействия граждан, общественных объединений и государства. Уже сегодня остро необходимо, чтобы выпускники шко­лы были носителями современной правовой культуры и позитивного правосознания, обладали способностью к правосообразному социаль­ному действию.

Необходимый человеку уровень владения правом уже давно не ис­черпывается простым набором соответствующих знаний, умений и со­циальных навыков. Владение правом должно быть сопряжено с лично­стной мотивацией, предполагающей конструктивность реализации прав и честное отношение к обязанностям. Такие результаты образова­ния на сегодняшний день достижимы только в условиях специально ор­ганизованной правовой подготовки учащихся.

Правовое образование в СССР имело скромную традицию, и лишь в 70-е и 80-е годы было представлено в школах небольшим самостоятель­ным курсом «Основы советского государства и права». Актуальность пра­вового образования резко повысилась на рубеже 80-х — 90-х годов. В си­туации отсутствия привычных политико-идеологических регуляторов общественной жизни право постепенно занимало их место, становилось значимым фактором стабильности развития общества и государства.

Однако, в начале 90-х годов, в ситуации политико-правового кризи­са преподавание правового предмета в школе было прекращено. В ходе начавшейся реформы образования в школе появились новые учебные курсы, разработанные на основе различных общественных дисциплин. Объем правовой подготовки учащихся катастрофически сократился.

Сегодня, при реализации правового образования школьников учителя сталкиваются с множеством проблем. Из их числа попробуем выделить круг наиболее общих и актуальных.

Проблема первая: каковы место и роль правового образования в современной школе? Зачем изучать право в школе?

За последние 3 - 5 лет произошли большие изменения в оценке роли и места правового образования в системе гуманитарного образования личности. На уровне массового сознания это проявилось в резком возрастании престижа юридических специальностей, буме на юридическую литературу, общем росте интереса людей к правовой информации.

На уровне государственной политики общественный интерес и потребность в правовом воспитании и образовании личности получили отражение в разработке новой стратегии и, в частности, в методическом письме «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобра­зовательных учреждениях Российской Федерации», соглас­но которому этот процесс должен быть непрерывным, начиная с детского сада и начальной школы и заканчивая основной и полной средней школой.

На уровне профессионального сознания эти изменения сказались в том, что за последние годы заметно возрос интерес ученых-педагогов и методистов к разработке программ, учебников и другой учебной литературы по правовому образованию школьников.

При оценке места и роли правового образования и воспитания в современной школе следует исходить:

— во-первых, из потребности людей в получении хороших знаний в области права;

— во-вторых, из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан;

— в-третьих, из необходимости обобщить и систе­матизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников в нашей стране и за рубежом.

Правовое образование личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране, хотя такую функцию нельзя отрицать полностью. Правовое образование и воспитание следует понимать в более широком его значении - как необходимое (хотя и недостаточное) условие приобретения гражданами России опыта демократической культуры.

Обобщая материалы многочисленных педагогических дискуссий по этой проблеме, на вопрос, зачем изучать право в школе, в самом общем виде можно ответить следующее:

— чтобы дать учащимся собственно правовые знания;

— чтобы привить навыки правомерного поведения;

— чтобы воспитать правовую культуру, приобщить к опыту демократической культуры,

— чтобы сформировать правовую компетентность.

. Проблема вторая: что является приоритетным в правовом образовании: обучение или воспитание?

Отвечая на этот вопрос, большинство педагогов-практиков и ученых сходятся во мнении, что правовое образование должно строиться на признании принципа единства обуче­ния и воспитания. При этом правовые знания выступают не в качестве самоцели, а в качестве необходимого средства воспитания и развития личности.

Проблема третья: можно ли решить задачи правового образования личности в рамках одного курса? Какой должна быть модель правового образования?

В течение последних 5-6 лет в российских школах изучаются по существу новые правовые курсы. При всей разнице в названиях («Право и политика», «Основы право­ведения», «Основы правовых знаний» или как-то иначе), их авторов объединяет уверенность в том, что правовое образо­вание должно быть самостоятельной частью школьного гуманитарного образования, если мы действительно хотим жить в правовом государстве. Правовые курсы изучаются, как правило, в выпускных классах основной и полной средней школы, что при всей необходимости, явно недоста­точно для решения задачи воспитания подлинной правовой культуры личности.

Для педагогов-практиков все более очевидной становится необходимость в системе правового образования, ее преемст­венности, начиная с первой ступени обучения. Хотя в начальной и средней школе осуществляется лишь правовая пропедевтика, значение этой формы работы трудно пере­оценить. Здесь у ребенка формируется чувство собственного достоинства, закладываются основы уважения друг к другу, к правам и законным интересам других людей.

Эффективность правового образования зависит от системы работы или, как принято говорить сегодня, от модели правового образования. В этой модели важная роль отводится изучению права как отдельной школьной дисциплины, начиная с начальной школы. Причем важно, чтобы этот процесс не прерывался, чтобы он проходил на протяжении всего обучения от начальной школы до выпускных классов. Однако современная модель правового образования невозможна без соответствующего образовательного и воспитательного контекста. Правовое образование в широком смысле этого слова - это не только усвоение определенной суммы знаний. Это также социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовывать, отстаивать и защищать. Понятно, что ценностное ориентирование ребенка невозможно вынести в отдельный, пусть даже очень хороший учебный предмет. Социализация должна стать контекстом, реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни. Потому модель правового образования можно представить как формулу:собственно правовое образование плюс правовое пространство самой школы.

При этом под правовым пространством следует понимать усвоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимся и родителями, то есть всеми участниками образовательного процесса.

Проблема четвертая: в чем состоит современное цен­ностное правопонимание? На какие ценности права должно быть ориентировано содержание правового образования.

В подавляющем большинстве авторы учебников по основам права для школы являются представителями нормативистской школы права, то есть сторонниками понимания права как системы общеобязательных правил или норм поведения, установленных и охраняемых госу­дарством. Ничего не имея против такой точки зрения (она наиболее распространена в правоведении), нельзя забывать и об ином понимании права. Речь идет об усвоении человеком базовых гражданских и правовых ценностей. Речь идет о понимании права как меры свободы и справедливости, о праве для человека. Это можно назвать ценностным правопониманием. Такой подход в учебниках по праву для школы наиболее отчетливо представлен в работах, подготов­ленных С.С. Алексеевым. «Право (в отличие от просто закона, законодательного документа) представляет собой систему общеобязательных норм, определяющую наличие или отсутствие у лиц субъективных прав, а в связи с этим -обязанностей, запретов, ответственности. Право (если оно действительно «говорит о правах», а не является «правом власти») призвано через законы проводить в жизнь и защищать СВОБОДУ».

Проблема пятая: какие ценности правовой культуры должны быть усвоены учащимися, стать для них личностно значимыми?

Сегодня для всех очевидно, что нельзя свести все правовое образование к сумме знаний. Оно предполагает воспитание определенной системы ценностей или правовой культуры.

Что передовые педагоги вкладывают в понятие ценности и приоритеты правовой культуры? Что, по мнению ученых, является самым главным, что должны усвоить учащиеся, изучающие тот или иной правовой курс? Что то глубоко человеческое, гуманное и нравственное, что должны «почувствовать» учащиеся в Праве?

Общеизвестно, что современная школа наряду с задачами собственно образования должна решать задачу социализации личности. Наше государство медленно и трудно приходит к новым социальным ценностям. Их сердцевина - гуманизация различных сфер жизни и деятель­ности человека, положение, когда именно человек стано­вится мерой всех вещей. Вот почему так часто сегодня приходится слышать выражения «гражданское само­сознание», «права человека». Государство заявило, что главная цель для него - гарантировать человеку и гражданину его права и свободы. Однако для того чтобы приоритет прав и свобод личности стал реальностью, недостаточно одних усилий государства. Нужны усилия и знания каждого, всех наших сограждан. Главной ценностью Права, по мнению многих специалистов в области юриспруденции и педагогики, является признание ценности прав человека. Что при этом имеется в виду?

Это, прежде всего, воспитание в человеке чувства собствен­ного достоинства, осознание своих прав, умение их реали­зовать и защитить. Это также признание прав других людей. Уважая себя как личность, человек способен уважать права и других людей.

При этом совершенно справедливо замечено, что идеи прав человека, еще недавно столь престижные, в последние годы все более утрачивают свой престиж, постепенно переходят на уровень лозунгов, стереотипных положений и цитат времен господства коммунистической идеологии. Это отчасти объясняется тем, что в действительности, в практике нашей жизни права человека не реализуются во всей полноте и значимости. В этой связи уместно вспомнить высказывание ученого-правоведа С.С. Алексеева о важности юридического возвышения прав человека, важности того, чтобы «идеи прав человека воплотились в действующем позитивном праве, и в обществе утвердилось, стало незыблемым и осново­полагающим право человека. Другими словами: от прав человека к праву человека».

Еще одной ценностью (совершенно необходимой для подлинной правовой культуры), которые учащиеся должны «почувствовать» в Праве, - это умение строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами. Другими словами, речь идет об освоении способов правомерного поведения, правовой компетентности. Именно этому обязана своим рождением идея курса под названием «Право на каждый день».

Ребенок должен знать о правомерных способах поведения в повседневной жизни, когда он, например покупает мороженое, дает деньги взаймы, поступает на работу, пользуется общественным транспортом. Ученик должен быть готовым к правомерным действиям и во взрослой жизни, когда он захочет заняться предпринимательством, заклю­чить договор, приобрести недвижимость и так далее. Без практического правового знания не обойтись. Вот почему этого к числу важнейших ценностей права справедливо относят подготовку ребенка к жизни в демократическом обществе, в условиях развития рыночных отношений.

Обобщая, можно выделить следующее ценности и приори­теты правовой культуры, существенные в правовом образо­вании школьников:

— знание личностью своих прав и свобод и умение реализовать их, не нарушая прав и свобод других людей;

— способность к диалогу;

— наличие чувства ответственности за свои поступки, свой выбор;

— критическое и одновременно преобразующее отношение к реальной российской действительности;

— умение применять на практике полученные правовые знания.

Проблема шестая, тесно связанная с предыдущей: в каком соотношении находятся правовое и гражданское образо­вания, внимание к которым заметно возросло в современной российской школе?

Этот вопрос становится весьма существенным, когда речь заходит об отборе содержания правового образования, о соотношении чисто правового и, как принято теперь говорить, гражданско-правового материала. Соотношение между этими категориями выражает соотношение между общим и особенным. При этом под особенным чаще пони­мают правовое образование.

В этом споре отражается противостояние сторонников традиционного нормативистского понимания права (как системы норм, установленных и охраняемых государством) и защитников более широкой трактовки понятия права (право как мера свободы, право как справед­ливость). Таким образом, спор о том, какое образование является более важным - правовое или гражданско-правовое, становится беспредметным, если принимается широкое толкование права.

Проблема седьмая: какая методика будет адекватна современной модели правового образования личности?

Совершенно очевидно, что выделенные выше ценности и приоритеты правового образования школьников требуют адекватной методики, которая обеспечивала бы активное участие учащихся в образовательном процессе.

Сегодня основные методические инновации по существу связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Суть их состоит в организации учебного процесса таким образом, что учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей инфор­мации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работы, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и др.

Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индиви­дуальности каждого ученика. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создает для каждого ученика комфортные условия обучения.

Сегодня все более заявляет о себе новая педагогическая технология, известная как «Методика критического мышления». Это единый связанный набор обучающих методов, базирующихся на основах процесса познания.

Методика обучения праву базируется на следую­щих принципах:

— вариативности и альтернативности моделей правового обучения — это значит, что сущест­вует много разнообразных подходов в области обучения праву и они реально существуют в практике (это связано с отсутствием единой строго обязательной системы правового обра­зования, в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обу­чения, которые, безусловно, ориентированы на требования Госстандарта знаний);

— личностно-ориентированного подхода, обес­печивающего индивидуализацию и диффе­ренциацию обучения праву (работа с каждым обучаемым с опорой на его уровень способно­стей, возможностей восприятия правового материала позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс);

— максимальной системы активизации позна­вательной деятельности учеников с опорой на их социальный опыт (школьники должны научиться самостоятельно добывать знания, активно участвовать в учебной деятельно­сти, а не быть пассивными созерцателями происходящего, принудительно выполняя «наставления» взрослых, педагогов. Для того чтобы правовые понятия лучше запомина­лись и были ясны, рекомендуется разнооб­разить теоретические положения науки при­мерами реальной жизни, в которой школь­ник является участником - так учитывается его социальный опыт);

— образования на уровне положительных эмо­циональных переживаний субъектов процес­са обучения в режиме диалогового сотрудни­чества «учитель—ученик» (правовое обучение может быть успешным только на основе взаи­мосогласованного, доброго, уважительного отношения учителя и учеников друг к другу);

— выстраивания профессионально грамотной и апробированной вертикали правового обра­зования, которая носит многоступенчатый ха­рактер (обучение праву в школе, вузе). Это значит, что правовое обучение должно быть поэтапным: начинаясь в раннем детском возрасте, оно продолжается до стар­шей ступени в школе, естественно, этим не ограничиваясь;

— внедрения исследовательского компонента в систему взаимосогласованных действий учи­теля и ученика;

— использования современных методов право­вого обучения, в том числе телекоммуникаци­онных технологий, дистанционного правово­го обучения и работы в системе Интернет.

Проблема восьмая, вытекающая из седьмой: соответствует ли поставленным задачам содержание подготовки учителей к преподаванию основ права?

Основные функции по реализации целей и задач правового образования лежат на учителе. Каким должен быть препода­ватель основ права? Какие требования предъявляются к учителю?

Бесспорно, что учитель должен обладать необходимым уровнем квалификации, владеть правовой информацией, уметь ориентироваться в обновляющемся законодательстве и прочее. Но достаточно ли этого для того, чтобы быть носителем идей и ценностей правовой культуры?

Опыт показывает, что не менее важны в профессиональной подготовке учителя права такие его характеристики, как демократический стиль педагогической работы. Самые благие ценности, если мы преподносим их в авторитарной форме, остаются невостребованными. Учитель должен быть очень терпимым человеком, способным уважать личность ученика, какими бы трудными подчас ни были их отно­шения. Другими словами, учителю важно научиться выстраивать правовые отношения со всеми участниками образовательного процесса.

Еще одно существенное требование профессиональной подготовки учителя права - это готовность и умение широко использовать наряду с традиционными методами и приемами активные формы проведения занятий. Очень важно, чтобы учитель в совершенстве овладел современными методиками и технологиями обучения.

Таковы основные проблемы правового образования в современной школе, активно обсуждаемые в печати, на конференциях и семинарах педагогов и ученых, на методи­ческих объединениях учителей и просто в школьных учительских.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений | Лекция 3 Концепции правового образования в современной школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.