КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3 Концепции правового образования в современной школе
В настоящее время в учебных учреждениях системы общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного варианта. В первом случае обучаемые, переходя из одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих курсов, где наряду с чисто правовыми проблемами рассматриваются политические, экономические, философские, культурологические, исторические и др. проблемы общества. Во втором случае в школах, гимназиях и т.п. выстраивается единая вертикаль правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедевтики (это может быть начальная школа), заканчивая старшей ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены большие возможности для вариативного образования. Рассмотрим некоторые концепции правового образования и воспитания, сложившиеся на протяжении многолетней практики и научных изысканий исследователей в области правообучающей деятельности. 1. Некоторые авторы справедливо полагают, что изучение правовых конструкций в школе должно основываться не на механическом запоминании юридических норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права, рассмотрении закономерностей его становления и развития, следовательно, необходимо обратить внимание на теоретические аспекты права, а лишь затем говорить о его практическом значении. Именно такой подход даст возможность личности разобраться в противоречиях и проблемах правовой действительности. Подобная концепция ориентирована на изучение вопросов теории права и государства. В содержании курсов предусматривается акцентирование внимание на вопросах юридической техники, понимания базовых понятий юриспруденции, которые составляют основу ее языка. Главной целью концепции становится формирование высокого уровня правовой культуры личности. Вышеуказанный подход в правовом обучении и воспитании школьников акцентирует внимание на теоретических вопросах права и отводит определенное количество часов (34 или 70) в старших классах именно на постижение смысла права, особенностей юридической техники, проблем правотворчества и правового поведения личности. Так, например, ученики в течение двух лет (9-10 кл.) изучают подробно ведущие понятия права, историю его становления, особенности правовых норм и их структуру, а затем становятся готовыми к восприятию конкретных юридических правил отраслевого законодательства. В выпускном классе ребята рассматривают нормы гражданского, уголовного, трудового, семейного, административного и конституционного права. Уделяется особое внимание знаменитым личностям, прославившим юриспруденцию, афоризмам и изречениям прошлых лет, имеющим принципиальное значение для современной жизни. Безусловно, такой подход имеет множество достоинств. Следует обратить внимание на то, что правовое обучение складывается на базе коммуникативного взаимодействия участников этого процесса, посредством теоретического осмысления права формируется культура человеческих взаимоотношений, базовые составляющие правовой культуры и социальных компетентностей, складываются основы профессиональной юридической речи, развивается понятийное мышление. Формирование умений делать самостоятельный выбор и быть ответственным за принимаемые решения является важным фактором правового воспитания и обучения детей. Такой подход оказывает существенную помощь в подготовке к дальнейшему образованию в вузе, аспирантуре и т. д. Изучение теоретических вопросов в курсах права позволяет развить у обучаемых абстрактное аналитическое мышление. Так, они учатся анализировать (мысленно расчленять явление, выделяя в нем существенные признаки), синтезировать (соединяя отдельные части в единое целое), сравнивать (устанавливая сходство и различия), абстрагировать (мысленно выделяя одни признаки и отвлекать от других), обобщать (объединяя отдельные предметы) и проч. Однако, следует заметить, что увлечение теоретическими аспектами права в школе не целесообразно в силу того, что: —в системе общего образования не ведется профессиональная подготовка юристов, а ученики постигают лишь азы или основы правовой науки, а главная цель акцентирована на создании условий формирования базовых основ правовой культуры субъекта; —психолого-физиологические особенности возраста детей не позволяют глубоко и основательно осознать некоторые теоретические проблемы права; —в учебном плане школы не предусмотрено выделение элементарно необходимого количества часов на изучение теоретических вопросов права, ибо это может привести к сокращению часов на рассмотрение важных вопросов Госстандарта знаний; — ученики должны четко понимать, что изучение теории права осуществляется не для теории, а для использования полученных знаний на практике. Ребята должны понимать важность изучаемой информации. Особенностью еще одной концепции правового обучения стало акцентирование внимания на изучение прав человека и формирование его правовой культуры. На протяжении многих лет не утихали споры о том, каким же должен быть правовой курс в школе. В странах Западной Европы и в США правовые курсы носят практико-ориентированный характер и базируются в основном на изучении национального законодательства. Коллеги восточноевропейских стран изначально при создании правовых курсов стали уделять большое внимание естественным правам человека (популярность приобрести сборники типа «Воспитание в духе прав человека»). Во многом заимствовав хорошо зарекомендовавший себя опыт правового обучения и воспитания детей за рубежом, российские правозащитники предложили свои системы правового образования. Проанализировав проблемы общества, они пришли к выводу о том, что нежелание выполнять предписание закона связано с неверием в силу права. Специалисты пришли к выводу, что недостаточно просто познакомить детей с законами и призвать их повиноваться им. В правовом обучении и процессе правового воспитания необходимо создать такие условия, при которых дети могли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон — не цель, а средство для облегчения жизни. Разработчики концепции доказывали, что обучаемый в системе общего образования не должен запоминать механически нормы законов. Их знание еще не есть гарантия того, что человек не нарушит право. Объясняя суть своих идей, они приводили примеры того, как люди, не знавшие конкретные нормы законов, не нарушали их. Понимая психологию детей, авторы констатировали, что для каждого ребенка близко и понятно понимание справедливости и этому учить не надо. Ученикам следует помочь осознать свои права и научиться их защищать. Для 5—8(9) классов были разработаны программы и учебники правового характера, главная цель которых заключалась в том, чтобы воспитать детей в духе прав человека. Следовало воспитать в человеке чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других. Правовые курсы включили в себя информацию об основных правах и свободах человека, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, зафиксированных в Международном Пакте о гражданских и политических правах и Международном Пакте об экономических социальных и культурных правах, а также гарантированных Конституцией РФ. Важным принципом курса стала идея: «Не человек для государства, а государство для человека». В процессе такой системы правового образования и воспитания стали затрагиваться вопросы формирования «терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям», «умений жить в социуме». В рамках указанной концепции реализовался концентрический подход к изучению проблемы прав человека, основанный на рассмотрении права на разных уровнях правовой подготовки обучаемых. Особый акцент сделан на изучении таких тем, как «Человек. Естественные права человека», «Терпимость к различиям. Толерантность», «Основные права и свободы», «Права человека, общество и государство». Данный курс можно считать не совсем обычным. Его основная цель — не добиться заучивания основных прав, а сделать так, чтобы обучаемые сами прочувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к их жизни. Посредством такого подхода дети осознают свою ответственность за совершаемые поступки, учатся уважать права других людей и пытаются решать конфликты в повседневной жизни. Для реализации этой цели были выбраны методы работы, которые отвечали следующим требованиям: —позволяли обучаемым и воспитуемым выступать в роли субъектов права и переживать ситуации реализации своих прав и затруднений в пользовании своими правами; —заставляли задуматься над проблемами взаимоотношений между собой, а также между гражданами и государством; — позволяли субъектам образовательной деятельности сформулировать свое собственное мнение и свободно его вы сказывать; — учили детей общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе. Такому подходу в области правового обучения и воспитания детей была адекватна антисхоластическая методика, рассчитанная не на механическое запоминание «неоспоримых истин» и четкое разделение мира на «черное» и «белое». Педагоги пытались показать обучаемым и воспитуемым важность всестороннего рассмотрения правовых явлений. Изучение каждой темы курса начинается с анализа ситуаций, в ходе которых ребенок самостоятельно приобретает новые знания, умения и вырабатывает свою точку зрения. Обучение школьников правам человека стало выстраиваться вариативно, пронизывая различные школьные программы. Так появилась трехступенчатая система правового обучения и воспитания: на первом этапе в начальной школе закладывались исходные представления о нормах человеческого поведения. Осмысление права осуществлялось путем изучения поступков, которые совершает сам ученик, через познание себя, своей семьи, друзей. Дети учились уважать друг друга, ненасильственно разрешать любой конфликт. На втором этапе в средней школе учащиеся могут познакомиться с системой значимых общечеловеческих ценностей и установок правомерного поведения. Обучаемые получают сведения о конкретных нормах права. В старшей школе в процессе общественной деятельности ученики совершенствуют готовность и умения защищать свои права, изучая механизмы реализации и защиты прав человека. Здесь определяется гражданская позиция личности. Большую роль в развитии отечественного правового образования и воспитания сыграла концепция, ориентирующая обучаемых на выбор адекватной их способностям и желаниям профессии и выполняющая роль профессиональной пропедевтики в области юридического образования. Специализированные правовые курсы позволили познакомить старшеклассников с особенностями деятельности адвокатов, прокуроров, следователей, нотариусов, криминалистов, юрисконсультов, судей и других представителей юридической профессии. Изучение права в системе экстерната привело к созданию специализированных юридических школ, где особый акцент сделан на самостоятельной работе обучаемых по познанию права. Получив соответствующий комплект книг, пособий и задания, ученик самостоятельно разбирается в сложных проблемах права и закрепляет получаемые знания путем решения специальных задач, имея возможность приходить на консультации к своему преподавателю. Последний обеспечивает системную подготовку обучаемых и контролирует степень усвоения материала через зачеты, экзамены, контрольные работы. Попытки создать преемственность в правовом воспитании и обучении праву в школе привели к появлению учебников и курсов в форме «Энциклопедии практического права». Сначала авторы предложили изучать в старших классах основные понятия о праве и юридической системе, а также некоторые вопросы конституционного права. Блок информации об уголовно-правовых и административных правоотношениях позволял раскрыть основные запреты поведения человека в обществе и был представлен вторым. После его изучения школьники оказывались подготовленными к восприятию гражданского права, которая осмысливалась авторами как «высшая математика права». Здесь начинается изучение основ правового регулирования рыночной экономики, даются основные понятия цивилистики, закладывается дальнейшая база для изучения частноправовых отраслей (жилищного, трудового, семейного и др.). Основные задачи такого курса были сформулированы следующим образом: —обеспечить первое знакомство обучаемых с правом и ролью юристов в обществе, привив интерес к правовым явлениям; —обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано учениками в их повседневной жизни, в том числе и после окончания школы; —заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких как права человека, демократии, правовое государство, рыночная экономика и других, лежащих в основе Конституции, законов, правовой системы и общества в целом; —способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции, активного участия в развитии гражданского общества и правовой системы России; —развить базовые навыки, включая критическое мышление, рефлексию, умение рассуждать, общаться, наблюдать, разрешать проблемы. Особенности данной концепции: целостный подход (право как система должно изучаться целостно и систематически в соответствии со своей внутренней логикой; человек - целостное существо, и воспринимает мир целостно через мысли, переживания, действия, а потому его следует знакомить с правом целостно — через мир понятий, переживаний и практических действий; право — это «открытая система и один из аспектов целостности мира, а потому понять право невозможно только через него самого, необходимо показать место права в обществе и мире, истоки права, зависимость его достоинств и недостатков от уровня развития общества»); практическая направленность (обучаемые анализируют реальные правовые случаи из жизни, получают практические советы правового поведения, которые пригодятся им в дальнейшем; при этом учитываются возрастные особенности школьников; происходит обучение несовершеннолетних практическим навыкам — разрешение проблем-конфликтов, составление юридических документов, общение с юристами и государственными органами, а также другим навыкам, необходимым гражданам - «не юристам» в обычной жизни современного демократического общества с рыночной экономикой); — учет современных тенденций в правопонимании и практике применения права (обучаемые получают большой блок информации о роли прав человека в современной системе права, представлен современный социологический подход к праву как к общественному явлению, а не только как к продукту государственной деятельности, разъяснены современные способы разрешения конфликтов (профилактика конфликта, переговоры, третейский суд); — учет психологии и интересов учащихся (переходный возраст (13—15 лет) предполагает все более активное включение несовершеннолетнего в социум, при этом сложный правовой материал наиболее адекватно воспринимается через призму ролевых игр, тренингов, решений казусов и использование других активных методов); — огромная роль методики преподавания права и методики правового воспитания (специалисты считают, что, если право преподается «авторитарными методами», то и школьник на уровне подсознания впитает авторитарный тип правопонимания, что найдет непременное отражение в его поступках, в этой связи минимум времени уделяется лекционным, монологическим формам учебной деятельности на занятиях, акцентируется внимание на формирование умений применять правовой материала и развитии творческого мышления). Сегодня особое внимание стали уделять начальному этапу правового воспитания. У многих специалистов он ассоциировался с начальной школой, в рамках которой ребенок получает первые систематические знания о праве. Раннее обучение общеобязательным в юридическом смысле правилам поведения условно, учитывая, что юридическую информацию в подлинно научном смысле этого словосочетания школьник не в состоянии осмыслить в первом или даже втором классе школы. Тем не менее, начальное обучение основам права оказывает влияние на формирование личности, правосознание школьника и определяет его правомерное поведение. По мнению ряда специалистов, в том числе И. Г. Дружкиной, ко времени перехода из начальной школы в среднюю учащиеся должны: —знать конкретные правила поведения семье, в своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения; —уметь разъяснять эти правила другим детям, выбирать модели поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их, ценить общественный порядок и деятельность по его охране, стремиться быть организованным и дисциплинированным; —иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом; понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права, негативно относится к жестокости и насилию, национализму, нарушению прав личности; стремиться и знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижения, пренебрежение к себе и другим; знать способы защиты своих прав; —знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснять, почему не следует так действовать, стремиться не нарушать запретов, быть законопослушным; —иметь представления о Конституции РФ, знать государственные символы РФ, понимать следующие слова: закон, Конституция, гражданин, государство; — иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и со старшими. К настоящему времени появились многочисленные проекты правового обучения и воспитания. Например, «Школа — правовое пространство». Практика правовоспитательных мероприятий показала, что исключительно важно для детей в начальной школе, а затем в подростковой образовательной среде именно собственное участие в выработке правовых решений. Одной из основных концепций правового образования и воспитания стала система этико-правового подхода в изучении права. Ее авторы посчитали, что в современной школе необходимо выстроить целостную систему правового обучения и воспитания с первого до выпускного класса, основанную на гуманистической этике, гуманистических принципах права и гуманистических традициях в педагогике. Правовая информация вводится после формирования соответствующих нравственных установок и на их основе. Например, право на жизнь рассматривается в рамках более широких тем: «Радость жизни, счастье жизни», «Жизнь единственная и неповторимая». Организационное единство системы правового образования и воспитания обеспечивается совокупностью специальных учебных предметов этико-правовой направленности, каждый следующий год обучения расширяется круг рассматриваемых вопросов, усиливается воздействие на эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое осознание учащимися общечеловеческого значения и личностного смысла этих ценностей. Таким образом, создаются условия для постепенного становления жизненных ориентаций младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения, способов действий, поступков. Структура содержания курса создает условия для установления внутрикурсовых связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями. Например, на уроках, посвященных раскрытию ценностей жизни и здоровья человека, учащиеся узнают о праве каждого человека на жизнь и на охрану здоровья, о праве детей на заботу государства об их здоровье, об обязанности каждого уважать право другого человека на жизнь. Одновременно учащиеся узнают об охране законом жизни и здоровья людей от преступных посягательств. Большого внимания заслуживает концепция практико-ориентированного подхода в изучении права, когда в интеграции с экономическими, политическими и другими общественными проблемами познается юриспруденция. Обучаемые и воспитуемые рассматривают общество посредством «взгляда» со стороны права. Такие курсы оказались наиболее результативными именно в старшей школе, где учащиеся подготовлены к более основательному рассмотрению общественной жизни с позиции права. Специалисты в области правового образования пришли к выводу, что важным фактором формирования правосознания школьников, правовой культуры становится создание условий для преемственности обучения и воспитания праву. Важно создать целостную систему обучения и воспитания от пропедевтики (в начальной школе) до более глубокого осмысления юриспруденции в старшей профильной школе, которая подготавливает личность к выбору профессии и дальнейшему обучению в вузе. Создаются программы главный смысл которых-развитие правового сознания и правовой культуры школьников и молодежи через их интерес к праву: «Центры правовой помощи молодежи», согласно которой в Москве и других городах России созданы пункты бесплатной правовой помощи молодежи при поддержке органов местного самоуправления. Вторая программа стала реализовываться как проект «Интересное и практическое право: правовое образование и воспитание молодежи через ее интерес к праву». Формирование новых образовательных и воспитательных парадигм опиралось на теории правовой и нравственной социализации. Если в 60-е гг. XX в. в странах Запада были популярны идеи полной интеграции личности в социальную систему, а социализация нравственного поведения рассматривалась как процесс адаптации, который достигался путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры, то и школе согласно такой позиции отводилась роль довольно жесткого программирования детей на выполнение определенных функций. В настоящее время распространилась иная теория «критического характера». Ю. Хабермас, немецкий ученый, доказал, что главная цель социализации заключается в самоутверждении личности, а следовательно, необходимо воспитать критическое отношение к элементам социальной среды, факторами развития которой и выступают индивидуальная жизнь субъекта, поиски своего «Я». Освоение общечеловеческих ценностей, которые и составляют основу права, помогают ему лучше понять себя. Сегодня распространение получает модель гражданско-правового образования и воспитания – сочетание права, этики и политологии. Главной целью гражданско-правового воспитания определено воспитание внутренней свободы личности, участие в системе ее социализации. Так сочетается формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ наук. Поставлена задача проектирования определенного гражданского идеала, который послужит показателем отношения личности к обществу. Ребенок учится самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества. При этом большое значение отводится формированию позитивного правосознания школьников, которое оказывает влияние на уровень правовой культуры. Специалисты считают, что формирование уважительного отношения к праву как к механизму осуществления социальной справедливости должно быть осознанным и основываться не только на опыте, но и на чувствах. Поэтому поставлена задача формирования рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций. Гражданско-правовое образование позволит субъекту действовать в сложноорганизованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения. Так обеспечивается формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит формирование самосознания через принятие ответственной позиции, формируется критическое мышление, развивается устная речь. Последние компоненты составляют основу коммуникативных навыков. Предлагается для педагогов рационально-эмоциональный подход в обучении: предлагать школьникам анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давать возможность выражать чувства и эмоциональные переживания. Выработаны и гражданские ценности, о которых необходимо получать представления в процессе обучения и воспитания: —самоопределение личности; —уважение прав и свобод; —уважение человеческого достоинства; —уважение к институтам гражданского общества; – уважение к нормам и правилам современной демократии; —справедливость; —равенство людей перед законом; —общественное благо; —уважение к национальным традициям и культуре; —ценность политического многообразия; —патриотизм; —готовность к разумному компромиссу; —толерантность; —правдивость. В этой связи предполагается, чтобы школа обратила внимание на создание ситуации выбора детьми содержания своего образования, формы освоения, темы, темпов, вариантов деятельности; руководство школы может делегировать полномочия с высшего уровня управления на общественные (учительские, объединения, органы управления; создание общественных органов управления различными сферами школьной жизни; привлечение всех членов школьного сообщества к созданию норм и правил общественной жизни; создание в школе института защиты прав человека, прав ребенка (уполномоченных по защите прав ребенка, консультантов по разрешению конфликтов). Такой уклад школы, по мнению исследователей проблемы, позволит приобрети опыт и способы гражданского поведения. Таким образом, решение проблем гражданско-правового образования и воспитания необходимо осуществлять с учетом следующих условий: — идея приоритета прав личности должна пронизывать всю школьную атмосферу; — демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его; — превращение школы в открытое сообщество для внешнего мира, участников образовательного процесса: открытость управления, организационных структур, информации, оценивания, свобода оценивания, внутришкольная демократия, критический самоанализ деятельности; — изменение взаимоотношений «школа — малый социум»; — широкое участие учеников в разработке местных и школьных, общественных проблем; — создание в школе среды взаимоуважения, ответственности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, согласования интересов групп участников школьной жизни; — создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование в школе институтов демократии; — создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; — учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности; — изучение, учет и поддержка общественного мнения. В этой области общественных отношений недопустимо доминирование императивно-властных указаний со стороны государственных структур, координирующих образовательную и воспитательную деятельность. Самостоятельность и творчество субъектов образовательного права с опорой на государственные контролирующие основы результативного компонента обучения и воспитания должны стать приоритетом дальнейшего развития гражданско-правовой системы образования. Таким образом, к настоящему времени сложились альтернативные системы правового образования и воспитания, которые можно назвать моделями правового обучения и воспитания, имеющие опыт регионального апробирования, которые объединены между собой задачами формирования правосознания, правовой культуры личности и общества.
Лекция 4 Цели, содержание и условия правового образования (воспитания) Цели правового образования разработаны и конкретизированы в Концепции правового образования на основе целей, сформулированных в Законе Российской Федерации «Об образовании». Они реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе: способностей к мышлению и деятельности в ситуациях правового характера, к анализу правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу собственной позиции относительно ситуации действия, а также коммуникативных способностей, прежде всего устной речи. Это предполагает усвоение школьниками систематических знаний в сфере права, в качестве основы для развития соответствующих ценностных ориентации, а также социальных умений и навыков, необходимых современному человеку. Образование в сфере права предполагает создание учебных курсов, построенных в форме социальной практики, в основе которой лежит фундаментальное знание наиболее важных для гражданина норм и принципов права. Идея права, как универсальной ценности, определяющей жизнь общества, государства и каждого человека представляет собой концептуальную основу для построения единой системы правового обучения и воспитания. Согласно правительственной Стратегии модернизации образования, центральным понятием, вокруг которого должны строиться разработки в сфере содержания образования, является понятие ключевых компетенций, личностно ориентированное по своей природе. В понятие компетенции заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого «от результата», который должен объединять в себе интеллектуальную и мотивационную составляющие образования. Это понятие подразумевает ряд универсальных умений, способностей и личностных установок, которые реализуются в самых различных сферах деятельности человека. Правовая компетенция представляет собой совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющую для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Данная компетентность является комплексной характеристикой социального действия. Здесь в единстве проявлены знания, навыки, ценности, личностные установки и свойства поведения. Правовая компетентность человека предполагает (применительно к возрастному уровню и социально-профессиональной принадлежности): — знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни; — умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; — способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур; — определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации; — умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; — готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем. Правовая компетентность вырабатывается на основе реального опыта действий, а также в специально созданных учебных ситуациях. Для правового образования такая социальная практика является обязательным и неотъемлемым компонентом. Правовая компетентность (компетенция) имеет универсальный характер, несмотря на то, что важной ее составляющей является ряд специально-правовых знаний, умений и навыков. Актуальность права, как универсальной формы общественного сознания и практико-ориентированной, повсеместно необходимой отрасли знания определяют общеобразовательную значимость данной компетенции. Содержательная основа существующих правовых курсов соответствует образовательной цели формирования всего спектра ключевых компетенций. Главным критерием отбора правовой информации, рассчитанной на долговременное усвоение учащимися, является ее ценностная и социально-практическая необходимость. Современному человеку необходимо знать свои права и обязанности, устройство государственно-правовой системы, нормативные аспекты трудовых отношений, договорного права, законные способы защиты собственных прав и интересов. относились к закону, как чему-то изменчивому и непостоянному. Базовые положения Эффективный путь организации познавательного компонента содержания правового образования видится в том, чтобы приоритет отдавался тематике, наиболее актуальной для гражданина и наименее подверженной конъюнктурным изменениям. Важно, чтобы школьники не конституционного, гражданского, семейного, трудового и уголовного права являются относительно стабильными и на сегодняшний день сопоставимы с соответствующими нормами большинства зарубежных стран. Представление о незыблемости закона, стабильности основополагающих правовых норм, будучи достоянием нескольких поколений выпускников школы, может явиться значимым аспектом правосознания граждан, предупреждающим произвольное отношение к праву со стороны общества и государства. Правовое образование является важным условием формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Все три уровня — способности, знания, навыки — должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и познавательное содержание правового образования. Непрерывность и преемственность образования обеспечивается материалами правовых курсов, которые выстраиваются с учетом задач развития школьников на каждой ступени обучения. В зависимости от программы развития, профиля и возможностей образовательного учреждения курс права с 1 по 11 класс может строиться как постоянный (сквозной) курс, как модульный курс наряду с другими социально-гуманитарными курсами или как часть интегрированного курса. Наименее эффективным, сточки зрения современных целей образования и возможностей права как учебного содержания, является преподавание права в качестве одной из многих содержательных составляющих курса обществоведения. Предпочтительно использование различных «форматов» построения правовой подготовки учащихся на каждой ступени общего образования, например: — в начальной школе — часть интегрированного курса или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия); — в 5-6 классах — интегрированный курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (формирование человеческого общества, типов поведения человека, способов регулирования отношений «человек — человек» и «человек — общество» в различные исторические эпохи, в различных культурах, в современном мире); — в 7 классе — вводный правовой курс (мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права несовершеннолетних, способы действия и возможности защиты своих прав в типичных (актуальных для подростка) ситуациях); — в 8-9 классах — систематический курс «Основы правовых знаний»; — в старшей школе — право может быть представлено самостоятельным курсом «Правоведение», набором модульных курсов «Право и экономика», «Право и демократия» «Политика и право» и т. п., частью интегрированного курса «Человек, общество, право». Содержание правовых курсов развертывается последовательно, с учетом требований к результатам их изучения школьниками, возраста учащихся, структуры социально-гуманитарного образования в данном образовательном учреждении. В начальной школе учебное правовое содержание ориентировано на социальную адаптацию учащихся и пропедевтику дальнейшего обучения праву. Результатами правового образования на этой ступени обучения являются уверенная ориентация маленького человека в окружающем его мире и самое начальное представление о праве как особой сфере отношений между людьми. Познавательный компонент учебных программ максимально приближен к ситуациям, которые знакомы учащимся, к понятным для них нормам и отношениям между людьми. На этой основе возможно построение системы практических занятий и форм внеурочной деятельности, позволяющих учащимся не только заинтересоваться правом, но и реально отработать базовые социальные навыки, конструктивные способы поведения в знакомых ситуациях, основы конфликтной компетенции. Одной из важных задач является формирование первоначальных навыков работы с текстом. Если школьнику младших классов удалось научиться правильно и осмысленно воспринимать письменную речь, то в основной школе он не будет испытывать больших трудностей при изучении права и других гуманитарных предметов. Наличие у учащихся первоначальных навыков работы с информацией позволит учителям основной школы увереннее использовать современные методики, в том числе, известную технологию критического мышления. В основной школе, по мере увеличения познавательного компонента правовых курсов, необходимо тщательно увязывать теоретические знания и практический опыт разрешения правовых задач и ситуаций. Основная цель обучения заключается в том, чтобы учащийся мог самостоятельно строить свое правомерное поведение, имел возможность активизировать правовые навыки и умения, найти и использовать актуальную информацию, выявить правовой контекст той или иной проблемы. Нет необходимости в том, чтобы выпускники основной школы дословно знали положения важнейших законов, но опыт освоения тех или иных отраслей законодательства у них обязательно должен быть. То же касается и навыка ситуативного истолкования закона, и опыта самостоятельной правовой формулировки. Базовая коммуникативная компетентность является одним из важнейших результатов обучения в основной школе. Соответствующему содержанию учебных программ по праву надо уделять достаточное внимание, особенно на уровне практикумов и игровых форм работы. Особенного упоминания заслуживает точность и понятность устной и письменной речи школьника — колоссальный потенциал практического права для выработки этих достоинств должен быть обязательно реализован в содержании учебных программ. Старшая школа призвана сохранить и приумножить результаты предыдущего этапа обучения праву. Содержание правовых курсов следует приспосабливать к существующему в школах профилю обучения с тем, чтобы учащиеся знакомились с правовыми аспектами соответствующих специальностей. Необходима разработка, как минимум, трех типов учебных программ — для общеобразовательной школы, для школы гуманитарного профиля, для социально-экономического профиля старшей школы. Одной из приоритетных задач деятельности образовательного учреждения является изменение существующих политико-правовых традиций и потому образовательное пространство школы представляет собой неотъемлемый компонент системы правового образования. Авторитарный стиль управления школой, патернализм, доминирующий во взаимоотношениях участников образовательного процесса, социальная замкнутость школ порождают те же самые явления на уровне действующих институтов общества и государства, В школах необходимо создать особый климат, основанный на демократических и правовых ценностях, исключающий консервацию и дальнейшее распространение традиций, препятствующих развитию гражданского общества и правовой государственности. Необходимо открыть школу для широкого социального сотрудничества, сделать ее одним из важных институтов общества, наладить систему взаимодействия школ со всеми заинтересованными участниками общественных отношений. В этих условиях содержание правовых курсов будет подкрепляться практикой сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, приобретет не только ценностную, но и социально-практическую значимость для учащихся, будет способствовать развитию новых традиций социального взаимодействия и гражданского участия. Образовательные условия решения задач правового образования Наличие в основной школе самостоятельного учебного правового предмета является основой для решения современных задач правового образования. Экстенсивное наращивание познавательного правового содержания существующих интерактивных курсов не позволяет учащимися овладеть практически применимым минимумом правовой подготовки и не меняет их отношения к праву. Условием решения образовательных и социальных задач правового образования является единство: учебных курсов, программ, учебных материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; системы практических занятий, позволяющих школьникам на материале модельных правовых ситуаций получить опыт экспериментально-проектной и социально-практической деятельности; уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение мотивационно-обусловленных навыков правового поведения. Все три условия реализуются применительно к возрасту учащихся и в зависимости от ступени образования приобретают различную значимость. В пропедевтическом курсе начальной школы основное значение имеют познавательный и практический компоненты содержания образования. Правовые аспекты уклада школы являются на этом этапе фоновым условием для развития правосознания и формирования правовой культуры. В начале основной школы (5-6 классы) детям открываются смысл и значение правовых отношений в школе, они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая, она планируется учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит преимущественно на материале практических занятий. В основной школе (7-9 классы) перед ребенком раскрываются все составляющие правового образования. Школьники осваивают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в самоуправлении и т. п. В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от избранного профиля) систематические (углубленные) знания в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью внутри школы и за ее пределами. Сфера действия и ответственности учащихся в школьном правовом пространстве значительно шире, чем на предыдущем этапе обучения. Решение задач правового образования непосредственно определяется наличием в школе особого культурно-образовательного пространства. Культурно-образовательное пространство школы — это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования. Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте правового образования являются: — содержание и формы правового образования, адекватные возрастному развитию и уровням образования, включающие в себя, наряду с традиционным содержанием правовой подготовки, различного рода активные формы работы детей; — уклад школы — традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов в системах «учитель — ученик», «учитель — родители», «ученик — ученик», «ученик — группа сверстников» и т. д.; — содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной на принципах самоуправления и совместного управления, творческого, демократического по содержанию и нормированного правом взаимодействия детей и взрослых; — открытость образовательной системы школы, прямое взаимодействие педагогов и учеников школы с заинтересованными лицами и организациями, в том числе, педагогическое и социокультурное взаимодействие школы с родителями, ориентированное на их включение в процесс правового образования. Таким образом, образовательные условия для достижения целей и задач правового образования предполагают комплексную практико-ориентированную правовую подготовку учащихся, которая реализуется на основе самостоятельного учебного правового предмета в атмосфере основанного на правовых принципах культурно-образовательного пространства школы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |