КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8 Дискуссионные методы
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Основываясь на исследованиях словацких психологов, С. Дьячкова показала особенности их использования при работе с детьми. Д. Ондрошек отмечал: «Нелегко бывает без предварительной подготовки начать с детьми дискуссию о правах человека и гражданских свободах. Нелегко также создать условия для такого типа дискуссий, которые могут дать новые знания детям и новый опыт учителям. Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом. Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная. Дискуссия оживляет неживой предмет — вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи применения или недостаточного использования прав человека в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы». Председатель Международной ассоциации по преподаванию прав человека Ф. Тибитс выделил следующие правила дискуссии: • слушать того, кто говорит; • говорит только один человек; • если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку; • нельзя прерывать того, кто говорит; • когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека; • нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой); • надо вовлекать в обсуждение всех. Не страшно, если список, созданный учениками вашего класса, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то неизменным. Учитель может специально обращать внимание ребят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать дополнять, дорабатывать список. Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их исполнением. Однако если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать. Так или иначе, очень многое зависит от класса, и преподаватель сам должен решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с данными учениками. К сожалению, простое установление правил не является панацеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить соблюдению правил большое внимание. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно обращать внимание ребят на то, как выполняются правила. Можно совместно установить некий жест или сигнал, который подает любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначать специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением, указывает, если правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания. Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе. От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема — все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой. Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от интересов детей, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть сценку (импровизационно или подготовившись заранее). Если есть возможность, можно показать ребятам видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения. Напомним, что практически все игры в правовом обучении ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сделать тему личностно значимой. Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью. Представляя тему, в зависимости от целей учителя, можно показать несколько разных аспектов проблемы, т. е. задать какие-то рамки обсуждения. Д. Ондрошек рекомендует: «Лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, увидеть, почему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема написана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают множество возможных ответов. Например: может ли родитель (директор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?». Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию. «Если дискуссия не выровнена, — пишет Д. Ондрошек, — появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других)». Когда дискуссия проводится в свободной форме, т. е. говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следующее. «Голоса» Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Одна карточка — одно высказывание. Высказался — отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут выступить более тихие. «Карточки-сигналы» Для каждого участника дискуссии готовится набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная — несогласие, карточка со знаком вопроса — желание задать вопрос, с восклицательным знаком — высказаться самому. Можно придумать карточку — призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга. «Микрофон» Учитель вызывает учеников, которые делают вид, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический). Иначе этот прием называется «Жезл оратора»: маленькая игрушка, мячик, палочка — все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, кто держит его в руке. Сказал — передал следующему. «Речевой этикет» Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз произнесено. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести такое правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый коллега...» и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что...», — продолжает говорящий и излагает свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважаемый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям. «Роли» (смысловые и организационные) Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных ребят, - предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми. К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или приводящего по мере надобности факты из этих материалов. Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся». «Разговор по кругу» Один из простейших способов структурирования дискуссии. Предлагаем несколько способов организации такой дискуссии. Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет право говорить не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию: а) назвать вольные ассоциации по теме; б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение; в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем. «Полилог» Методика рефлексивного анализа «Полилог» используется в психологии для решения проблем в большом коллективе. Она позволяет сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то проблеме. Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного ответа), и ведущий просит участников называть ассоциации, которые приходят им в голову, или возможные ответы. Делать это необходимо по очереди, друг за другом. Если тот, чья очередь говорить, находится в затруднении или не знает, как ответить, он говорит: «Пропускаю», — и тогда продолжает его сосед. Каждое названное слово записывается ведущим на доску, а ребятами — в тетрадь. Так можно пройти несколько кругов до тех пор, пока не накопится достаточно много ответов. На основании полученных результатов можно сделать какие-то выводы и вести дальнейшую беседу. К сожалению, работа в кругу может оказаться достаточно утомительной и однообразной. Особенно это зависит от величины группы. Чтобы разнообразить работу и сократить время, можно ввести в дискуссию работу в парах. «Общий ШУМ» Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ребятам. «Дума» («Аквариум») Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3, 4, 5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя. Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, и высказывания своего представителя. Если члены группы не согласны с ним или хотят подсказать ему новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой. «Подсчитывающая дискуссия» Сотрудники фонда «Образование для демократии» (Польша) предложили свой метод оценки участников дискуссии. Учитель предлагает тему и вызывает 6—9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занимало не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы.
«Молчаливая дискуссия» Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии, для того чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений. Ребята делятся на группы по 4—5 человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например: «расизм», «равенство», «закон») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все пишут одновременно (лучше — фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило: «Говорить нельзя, нужно молчать». После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы. Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 мин. или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного. «Диалоги и дебаты» При изучении многих правовых вопросов результативно проводить диалоги и дебаты. Диалог — явление сотрудническое: две или более стороны работают вместе над взаимопониманием. Дебаты — явление оппозиционное: две стороны противостоят и пытаются доказать неправоту друг друга. В диалоге нахождение общих знаменателей является целью. В дебатах целью является победа. В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения. В дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и парировать своими аргументами. Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника. Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника. Диалог раскрывает предположения для переосмысления. Дебаты защищают предположение как истину. Диалог вызывает самоанализ собственной позиции. Дебаты вызывают критику противоположной стороны. Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным. Дебаты защищают чью-то собственную позицию как лучшее решение и исключают другие решения. Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям. Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте. В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению. В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его с целью доказать правоту. Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений. Дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений. В диалоге ищут основы соглашения. В дебатах ищут явные различия. В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой. В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой. Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть. Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто уничижают или осуждают другого человека. Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные ответы, и что вместе они могут свести их к действенному решению. Дебаты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет. Диалог всегда остается открытым. Дебаты предусматривают подведение итогов. Систематизацию отдельных форм организации работы с детьми на уроках права можно осуществлять на основе различных оснований. Так, с позиции деятельностного подхода (по мнению специалистов Молодежного центра прав человека и правовой культуры), целесообразно обратить внимание на следующую форму работы. «Общий галдеж» Этот прием хорош для смены темпа урока, например, после длительного выступления учителя. Скажите ученикам, что у них есть 5 мин. для того, чтобы в группах по 2-3 человека высказать собственное мнение по поводу только что рассказанного или показанного. Они могут высказать, что чувствуют, что думают, или задать друг другу вопросы о том, чего не поняли. После этого можно попросить группы или пары поделиться своими мыслями с классом или задать вопросы всем.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |