Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8 Дискуссионные методы

Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Основываясь на исследованиях словацких психологов, С. Дьячкова показала особенности их использования при работе с детьми.

Д. Ондрошек отмечал: «Нелегко бывает без предварительной под­готовки начать с детьми дискуссию о правах человека и гражданских свободах. Нелегко также создать условия для такого типа дискуссий, которые могут дать новые знания детям и новый опыт учителям.

Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют диску­тировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказы­вается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового ма­териала, вопросам по изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дис­куссию, она будет наихудшим методом.

Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть ис­толковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет — вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляют­ся собственные примеры из жизни, актуальные случаи применения или недостаточного использования прав человека в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опы­та диалога в классе) убедиться в необходимости принципов приме­нения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противо­положных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы».

Председатель Международной ассоциации по преподаванию прав человека Ф. Тибитс выделил следующие правила дискуссии:

• слушать того, кто говорит;

• говорит только один человек;

• если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;

• нельзя прерывать того, кто говорит;

• когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;

• нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);

• надо вовлекать в обсуждение всех.

Не страшно, если список, созданный учениками вашего клас­са, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то неизменным. Учитель может специально обращать внимание ре­бят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать допол­нять, дорабатывать список.

Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их ис­полнением. Однако если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их со­блюдать. Так или иначе, очень многое зависит от класса, и препо­даватель сам должен решить, какой из методов окажется более эф­фективным в работе с данными учениками.

К сожалению, простое установление правил не является пана­цеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила само­стоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить соблюдению правил большое внимание. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно об­ращать внимание ребят на то, как выполняются правила. Можно совместно установить некий жест или сигнал, который подает лю­бой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначать специального «ответственного за правила», ко­торый следит за их соблюдением, указывает, если правила нару­шаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблю­дении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.

От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема — все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформу­лировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от интересов детей, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть сценку (импровизационно или подготовившись заранее). Если есть возможность, можно по­казать ребятам видеофрагмент (например, эпизод из художествен­ного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашен­ный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Напомним, что практически все игры в правовом обучении ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сде­лать тему личностно значимой. Так или иначе, с помощью любо­го из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.

Представляя тему, в зависимости от целей учителя, можно по­казать несколько разных аспектов проблемы, т. е. задать какие-то рамки обсуждения. Д. Ондрошек рекомендует: «Лучше всего на­писать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, уви­деть, почему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема напи­сана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают мно­жество возможных ответов. Например: может ли родитель (ди­ректор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?».

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.

«Если дискуссия не выровнена, — пишет Д. Ондрошек, — по­является несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существу­ет много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других)».

Когда дискуссия проводится в свободной форме, т. е. говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следу­ющее.

«Голоса»

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень ак­тивных ребят, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Од­на карточка — одно высказывание. Высказался — отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут выступить более тихие.

«Карточки-сигналы»

Для каждого участника дискуссии готовится набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, крас­ная — несогласие, карточка со знаком вопроса — желание задать вопрос, с восклицательным знаком — высказаться самому. Можно придумать карточку — призыв к тишине, если участники дискус­сии говорят все сразу и не слушают друг друга.

«Микрофон»

Учитель вызывает учеников, которые делают вид, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический).

Иначе этот прием называется «Жезл оратора»: маленькая иг­рушка, мячик, палочка — все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, кто держит его в руке. Сказал — пере­дал следующему.

«Речевой этикет»

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребя­та не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз произнесено. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести такое правило. Каждый, кто хочет что-то ска­зать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый колле­га...» и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что...», — продолжает говорящий и излага­ет свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважа­емый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям.

«Роли» (смысловые и организационные)

Еще один прием, позволяющий включить в работу самых раз­ных ребят, - предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль «протоколис­та», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хрономет­риста», следящего за продолжительностью выступления; «ответст­венного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или приводящего по мере надобности факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участни­ки дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».

«Разговор по кругу»

Один из простейших способов структурирования дискуссии. Предлагаем несколько способов организации такой дискуссии.

Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет право говорить не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной пробле­мы и обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем. «Полилог»

Методика рефлексивного анализа «Полилог» используется в психологии для решения проблем в большом коллективе. Она поз­воляет сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то про­блеме. Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного отве­та), и ведущий просит участников называть ассоциации, которые приходят им в голову, или возможные ответы. Делать это необхо­димо по очереди, друг за другом. Если тот, чья очередь говорить, находится в затруднении или не знает, как ответить, он говорит: «Пропускаю», — и тогда продолжает его сосед. Каждое названное слово записывается ведущим на доску, а ребятами — в тетрадь. Так можно пройти несколько кругов до тех пор, пока не накопится до­статочно много ответов. На основании полученных результатов можно сделать какие-то выводы и вести дальнейшую беседу.

К сожалению, работа в кругу может оказаться достаточно уто­мительной и однообразной. Особенно это зависит от величины группы. Чтобы разнообразить работу и сократить время, можно ввести в дискуссию работу в парах.

«Общий ШУМ»

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Од­ной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.

«Дума» («Аквариум»)

Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3, 4, 5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает свое­го представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слуша­ют обсуждение, и высказывания своего представителя. Если чле­ны группы не согласны с ним или хотят подсказать ему новые ар­гументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

«Подсчитывающая дискуссия»

Сотрудники фонда «Образование для демократии» (Польша) предложили свой метод оценки участников дискуссии.

Учитель предлагает тему и вызывает 6—9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занима­ло не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы.

 

Участие в дискуссии Баллы
Четкое заявление (определение) своей точки зрения на проблему Существенное замечание Использование доказательств, подтверждающих высказывание Вовлечение в дискуссию другого человека Уточняющий вопрос, продвижение дискуссии вперед Аналогия Выявление противоречия Выявление несущественного замечания Отсутствие заинтересованности, помехи Прерывание говорящего Несущественное замечание Монополизация дискуссии (не дает говорит другим) Выпад против кого-то из участников дискуссии +2 +1 +2 +1 +1 +2 +2 +2 -2 -2 -1 -3 -3

 

«Молчаливая дискуссия»

Эту форму можно использовать перед началом обычной дискус­сии, для того чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет во­влечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.

Ребята делятся на группы по 4—5 человек. Каждая группа са­дится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги

(можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например: «расизм», «равенство», «закон») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что при­ходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, ма­ленькие рисунки. Все пишут одновременно (лучше — фломастера­ми, а не ручками), соблюдая самое главное правило: «Говорить нельзя, нужно молчать».

После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, за­давать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 мин. или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рас­смотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

«Диалоги и дебаты»

При изучении многих правовых вопросов результативно прово­дить диалоги и дебаты.

Диалог — явление сотрудническое: две или более стороны рабо­тают вместе над взаимопониманием. Дебаты — явление оппозици­онное: две стороны противостоят и пытаются доказать неправоту друг друга.

В диалоге нахождение общих знаменателей является целью. В де­батах целью является победа.

В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения. В деба­тах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и париро­вать своими аргументами.

Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участни­ка. Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.

Диалог раскрывает предположения для переосмысления. Деба­ты защищают предположение как истину.

Диалог вызывает самоанализ собственной позиции. Дебаты вы­зывают критику противоположной стороны.

Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным. Дебаты защищают чью-то собствен­ную позицию как лучшее решение и исключают другие решения.

Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям. Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте.

В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению. В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его с целью доказать правоту.

Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений. Дебаты призывают к решительному отстаиванию соб­ственных убеждений.

В диалоге ищут основы соглашения. В дебатах ищут явные различия.

В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой. В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.

Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть. Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или от­ношениям и часто уничижают или осуждают другого человека.

Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные отве­ты, и что вместе они могут свести их к действенному решению. Де­баты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет.

Диалог всегда остается открытым. Дебаты предусматривают подведение итогов.

Систематизацию отдельных форм организации работы с детьми на уроках права можно осуществлять на основе различных основа­ний. Так, с позиции деятельностного подхода (по мнению специа­листов Молодежного центра прав человека и правовой культуры), целесообразно обратить внимание на следующую форму работы.

«Общий галдеж»

Этот прием хорош для смены темпа урока, например, после длительного выступления учителя.

Скажите ученикам, что у них есть 5 мин. для того, чтобы в груп­пах по 2-3 человека высказать собственное мнение по поводу толь­ко что рассказанного или показанного. Они могут высказать, что чувствуют, что думают, или задать друг другу вопросы о том, чего не поняли. После этого можно попросить группы или пары поде­литься своими мыслями с классом или задать вопросы всем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы и приемы правового обучения | Лекция 9 Тренинг как способ организации интерактивного взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.