КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9 Тренинг как способ организации интерактивного взаимодействия
«Тренинг» имеет много определений: - это тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; - это форма активного обучения, развитие умений и навыков; - это метод создания условий для самореализации; - это совокупность активных методов, которые используются с целью самопознания и саморазвития. Все вместе эти определения дополняют друг друга. Можно выделить отдельные характеристики тренинга. Тренинг – это: - специальная форма организации деятельности, преследующая вполне конкретные и прогнозируемые цели, которые могут быть достигнуты за относительно короткий промежуток времени; - способ обучения участников и развития у них необходимых качеств и способностей, позволяющих быть успешными в определённой деятельности; - интенсивное обучение (применение специальных игровых и интерактивных форм позволяет за короткое время достичь запланированного результата); - совместная деятельность всех участников, включая учителя (что порождает «коллективный разум». Это позволяет развивать и сам предмет (получать новое знание), и саму деятельность, и самого себя); - интерактивная деятельность, исключающая монолог. Тренинг предполагает организацию и развитие диалогического общения, ведущего к взаимопониманию, взаимодействию, направленному на решение общих, но значимых для каждого участника задач. Тренинг представляет собой сложно организованную деятельность, включающую в себя несколько функций: - коммуникативную – установление эмоциональных контактов среди учащихся; - информационную; - обучающую – развитие общеучебных умений и навыков; - интерактивную – возможность создавать на основе индивидуальных вкладов каждого участника в общее дело динамику развития предмета и совместной деятельности; - релаксационную – включение специальных упражнений на снятие эмоционального и физического напряжения. Мини-тренинг целесообразно проводить для закрепления знаний, полученных на уроке, для отработки новых форм правового поведения учеников, для формирования в игровой форме умений и навыков. Для проведения успешного тренинга необходимо разработать вместе с учениками – командой – правила работы команды (сделать это можно при помощи методики «мозгового штурма»), которых должно быть не больше пяти. Записанные на плакате «Правила» вывешиваются в классе. Они могут стать предметом обсуждения на уроке права как образец внутреннего нормативного акта. Соблюдение их – это хорошая тренировка навыка правового поведения, осознанного подчинения принятым законодательным нормам. В начале тренинга или цикла интерактивных упражнений по одной учебной тематике выполняется упражнение «Ожидание». В начале тренинга ученикам предлагается высказать свои ожидания от предстоящей работы. Все ожидания записываются на большом листе ватмана (флипчарте). Анализируя ожидания, учитель может узнать, какие вопросы интересуют детей при изучении новой темы, выявить первоначальные представления детей о чём-либо, получить информацию о способностях детей, позволить ребёнку почувствовать себя личностью, желания которой учитываются, объединить детей по интересам, подобрать соответствующую методику, оценить уровень подготовки учащихся, сравнить достигнутые результаты с ожиданиями, продемонстрировать детям динамику их роста. Организация тренинговых занятий позволяет одновременно использовать все три канала передачи информации – аудиальный, визуальный и кинестетический. Таким образом, информация оптимально воспринимается всеми детьми. [4, С. 16-17] Элементы тренинга целесообразно вводить не на каждом уроке, а только тогда, когда это действительно необходимо (в качестве поощрения, для большей эффективности усвоения материала, для обращения к личному опыту учеников). Предлагая те или иные формы деятельности, учитель даёт инструкции – объяснение того, что, как и в какое время должны делать участники. При выборе конкретного упражнения (игры, групповой работы) для тренинга следует опираться на следующие критерии: - соответствие упражнений основной цели занятия; - последовательность перехода от более простых к более сложным упражнениям; - наличие связи между отдельными упражнениями; - необходимая смена ритма поведения участников, чередования разговоров и действий; - чередование совместной групповой, парной и индивидуальной деятельности учащихся; - предоставление каждому возможности для самореализации; - получение участниками положительных эмоций от занятий; - возможность для каждого принять участие во всех упражнениях и обсуждении их результатов. Одной из важных составляющих успеха является продуманная организация пространства и атмосферы тренинга. Целесообразно изменить традиционную организацию пространства в классе. Для многих упражнений и для стадии обсуждения лучше всего посадить учащихся в круг. При проведении работы в малых группах расстановка столов будет подсказана количеством участников в каждой группе и процедурой конкретной формы. «Геометрия» класса – это и пространство стен. На тренинге принято вести записи на листах ватмана. Заполненные листы развешиваются по стенам; некоторые из них являются постоянным элементом и знаком тренингового занятия. Одно из необходимых условий для формирования особой атмосферы во время тренинга – создание ситуации успеха. Переживание успеха внушит ученикам уверенность в своих силах, благотворно повлияет на всё многообразие отношений учащихся, станет стимулом к дальнейшей деятельности. Атмосфера тренинга зависит и от взаимоотношений участников, которые на это время превращаются в команду. Проблемы создания командного духа, который стилистически отличает тренинг от традиционного урока, преодолеваются посредством следующих решений: — употреблять обращение «мы»; — поддерживать дух олимпийской состязательности; — сохранять авторство идей и предложений; — подводить позитивные итоги дня; — делать обобщения о том, что было внесено в общую копилку находок; — видеть и привлекать аутсайдеров; — поддерживать миф о «неповторимости нашей группы»; — сформулировать общие цели и апеллировать к ним. Этап обсуждения – обязательная составляющая часть интерактивного упражнения, игры, групповой деятельности. В это время происходит смена мотивов и личностных характеристик предыдущей коллективной деятельности, человек стряхивает с себя напряжение групповой ответственности, получает возможность осознать свершившееся. Таким образом, стадия обсуждения – это незаменимая возможность целенаправленно завершить коллективное действие, возможность поднять его участников на новую ступень понимания, показать им перспективы и горизонты обсуждавшейся проблемы, достигнутого игрового результата. При этом вопросов не должно быть много. Примерный круг проблем при обсуждении может быть следующим: «Что ты чувствовал, когда рассказывал об этой ситуации всей группе?», «Какие навыки ты приобрёл?», «О каких новых способах поведения ты узнал сегодня?», «Что ты можешь предпринять, чтобы изменить своё поведение?». На тренингах принято обсуждать итоги, для чего используется метод обратной связи. Большой лист бумаги делят пополам, на одной половине рисуют «плюс», на другой – греческую букву «дельта» (изменение). Ученикам предлагается вспомнить, что они делали на мини-тренинге и что у них получилось хорошо. Это записывается под знаком «плюс». Далее следует вопрос: «Что мы могли бы улучшить в следующий раз?». Предложения записываются под знаком «дельта». Это – метод конструктивной обратной связи, при котором сначала отмечается положительный опыт, после чего идут рекомендации к изменениям в конструктивном ключе. Проблема обсуждения, его задач и форм соприкасается с проблемой оценивания деятельности школьников, причём в это понятие вкладываются разные смыслы: оценивание детьми эффективности своей коллективной работы, самооценка её участника и отметка, выставляемая в журнал. Психолог Киркпатрик четыре уровня оценки результатов тренинга: 1) реакция, показывающая эмоциональное восприятие тренинга участниками. Её легко получить во время обратной связи. Оценить реакцию можно с помощью наблюдения за поведением учеников, оценочных анкет; 2) усвоение (качество знаний, умений и навыков). Его можно оценивать не только в рамках традиционной части урока, но и в интерактивной его части во время диагностических игр, дискуссий, «экзаменов»-состязаний; 3) поведение. Этот уровень оценки относится к применению знаний и навыков, полученных на уроках права с элементами тренинга, в реальной жизни. Оценку рекомендуется проводить дважды – до начала занятий и по окончании. Используются такие методы оценки, как интервью, заполнение анкет и опросников, собеседования с учениками, родителями, другими преподавателями; 4) результаты. Этот уровень показывает, каковы осязаемые результаты обучения. Это могут быть текущие и четвертные оценки, доклады и рефераты по правовой тематике, выступления на школьных конференциях, олимпиадах, отзывы учителей об изменении морального климата на уроках. Во время групповой работы ученик осуществляет деятельность по усвоению правовой информации, демонстрирует результат деятельности в устной или письменной форме – то есть работает с содержанием учебного материала. Поэтому его действия можно оценивать по критерию «Овладение культурными формами работы» и выставит следующие баллы: 3 – ученик способен выполнить задание по полученному образцу и в соответствии с предложенной инструкцией; 4 – ученик способен увидеть и предложить некоторые пути решения поставленной задачи; различает типы носителей правовой информации, понимает специфику каждого из них; может представить результат своей деятельности в формах, адекватных заданному; 5 – ученик умеет самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность по выполнению задания; способен освоить и преобразовать информацию, извлечённую из источников различных типов и уровней сложности; может представить результат своей деятельности в формах, пригодных для широкого публичного ознакомления. Одновременно участника совместной деятельности следует оценивать по критерию «Коммуникация в учебном диалоге и позиционирование»: 3 – ученик способен присоединиться к чужой позиции либо эмоционально поддержать чужую роль; умеет выслушать чужие аргументы; 4 – ученик способен сформулировать собственную позицию, осознать сущность поведения в предложенной роли. Но затрудняется с аргументацией; 5 – ученик способен сформулировать собственную позицию (либо осознанно играть роль), активно отстаивать и развивать её в ходе учебного диалога; может в течение определённого времени поддерживать темп совместной деятельности, брать на себя ответственность за командный результат.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |