Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10 Групповая деятельность на занятиях по праву

Коллективная групповая деятельность учащихся (групповая работа) – одно из немногих проявлений инновационных технологий, которое нашло место в школе. Этот метод необходим для преподавания общественных дисциплин, поскольку позволяет влиять на формирование убеждений, гражданской позиции, нравственных установок учеников. Введение приёмов групповой работы в школьное преподавание несомненно перспективно. Однако нужно учитывать и существование ряда проблем.

На снижение результативности работы группы, а иногда и блокирования возможности достижения ею результата могут влиять различные факторы: плохо структурированная проблема, конкурирующие цели у участников, соперничество с другими группами, стресс, связанный с лимитом времени, и многое другое. К ошибкам, снижению результативности групповой работы могут привести такие явления, как:

- «боязнь оценки»: в групповой работе оценка подразумевается и за результат, и за процесс мышления, который проходит публично, что может ухудшить решение сложных задач;

- «социальная леность»: приложение сил учеником уменьшается от того, что он является членом группы. Но сплочённость группы способствует увеличению прикладываемых усилий;

- «эффект зайцев»: возможность, не прикладывая усилий, воспользоваться общим результатом;

- «слишком тесные объятья»: на процесс группового обсуждения, способы принятия решений, качество итогового решения обязательно влияет «человеческий фактор.

Но все эти обстоятельства не отменяют методику групповой деятельности как таковую. При организации групповой работы необходимо учитывать эти выводы социальной психологии и строить конкретные разновидности форм групповой работы с учётом законов внутригрупповой коммуникации.

Задания, выполняемые в ходе групповой деятельности, можно подразделить на:

- одновременные – результативность работы группы складывается из суммы усилий, прилагаемых каждым, поэтому условием успешного выполнения задания является умение скоординировать свои действия;

- последовательные – каждый член группы на определённом этапе делает часть общего задания; успех зависит от качества этого выполнения;

- независимые – достаточно способностей и умений самого компетентного члена группы, который решит поставленную перед всеми задачу;

- распределённые – выполнение частей задания распределяется между членами группы; продуктивность работы зависит от умелого распределения функций и от умения координировать действия.

Задача должна отвечать следующим условиям: трудность, множественность решений, внутренний интерес членов группы к задаче, требование кооперации, новизна задачи. Эффективно заранее показать детям возможные пути совместного поиска решения, а в процессе использования приёмов групповой работы постоянно обсуждать приобретаемый учениками опыт. Сложность осознанного применения технологий обдумывания должна возрастать постепенно. Уже начиная с 9-го класса учитель может опробовать со школьниками следующие пути и способы коллективного поиска решений: разложение на части, выделение и строгое следование этапам принятия решения, применение аналогий, уделение особого внимания анализу побочных продуктов или боковых идей обсуждения, что в конечном счёте приводит к озарению, прерванная дискуссия – для определения промежуточных позиций, введение ролей в группе, привлечение независимых экспертов, разделение группы на подгруппы, которые затем объединяют с целью выяснения существующих расхождений во мнениях.

Обычно для всех групп выделяется одинаковое время для работы. Если у учителя нет возможности уравнять состав групп с точки зрения одинакового темпа и скорости работы, то построить работу групп можно по индивидуализированному временному графику, продумав дополнительные либо видоизменённые задания для тех групп, которые справляются с задачей быстрее или медленнее соответственно.

Разные задачи предполагают группы разного состава. Существует три подхода к распределению детей по группам: по желанию учителя, по желанию детей, по воле случая. Все три подхода имеют свои плюсы и минусы и используются в зависимости от целеполагания, типа решаемой задачи, межличностных отношений участников, степени их готовности к групповой работе. Общее правило гласит: принцип распределения должен быть ясен участникам. Наиболее продуктивно для работы объединение детей в группы по 5-6 человек.

До начала групповой коллективной деятельности учитель исполняет привычную для него роль организатора процесса: продумывает организационную форму, процедуру будущей работы, инициирует выбор учениками темы либо сам определяет её, выбирает способ распределения по группам, предъявляет инструкцию, напоминает либо принимает вместе с детьми правила поведения. Затем наступает стадия ученической работы, при которой учитель корректирует процесс обсуждения, внутригрупповой деятельности. По отношению к работающей группе учитель должен минимизировать своё присутствие, в крайнем случае – напомнить о лимите времени. Если группа не настроена на сотрудничество, то учитель не должен спешить захватывать «коммуникативное пространство», а реагировать более вариативно, поскольку многие из задаваемых такой группой вопросов не нуждаются в ответах, они – сигнал о естественных трудностях на начальной стадии коммуникации. Целесообразно применит «паузу ожидания», что даст возможность самой группе ответить на свой вопрос, уточнить мысль ученика, что позволит ему услышать своё затруднение со стороны и обнаружить, что он сам в состоянии с ним справиться. В коррекции нуждается и та группа, в которой цель коммуникации перекрыла цели учебные. Жажду общения нужно перенести в плоскость учебной задачи. На стадиях публичного оглашения результатов работы групп, групповой дискуссии роль учителя вновь возрастает: на нём лежит обязанность создавать и поддерживать настрой доброжелательности, он должен воздерживаться от скрытого или явного высказывания неодобрения. В руках учителя сосредоточено руководство ходом дискуссии или порядком презентации результатов работы групп. Кроме того, он следит за выполнением процедурных правил, апеллирует к правилам-соглашениям, принятым детьми перед групповой работой. В идеале учитель направляет ход обсуждения таким образом, что его итог превращается в отправную точку для изучения новой темы.

Суть работы группы – совместный анализ и поиск общего решения предложенной задачи. Поэтому методы групповой работы на уроках права целесообразно использовать при следующих условиях:

- когда исследуется какая-либо проблема, о которой у детей уже имеются первоначальные представления, первоначальная подготовка или первоначальное знание, полученное на уроке;

- когда обсуждаются темы, позволяющие перейти от узкоправовых проблем к праву в широком смысле;

- когда уровень обсуждаемой проблемы признаётся высоким всеми участниками, её анализ и принятие решения интересен и важен для них.

В основном предметом групповой работы в правовом образовании является сообщённая устно проблема, спорная законодательная норма, судебное решение, в некоторых случаях – документ (текст). При рассмотрении законодательных актов в старших классах могут применяться следующие способы коллективной работы:

- учитель может познакомить детей с реальным законопроектом, который готовится к принятию в Государственной Думе, предложить его оценку с точки зрения соблюдения конституционных прав и норм, взаимодействия с уже существующим законодательством;

- учитель может предложить подборку из какого-либо значимого кодекса и попросить учащихся дать ему оценку с точки зрения защиты конституционных прав человека, возможно – внести свои предложения по совершенствованию закона.

Кроме того, в некоторых разновидностях групповой работы целью деятельности её участников становится не только обсуждение проблемы и выработка общего решения, но и совершенствование техники дискуссии: умения каждого ученика формулировать, аргументировать свою позицию, соотносить свою точку зрения с точкой зрения других, критически подходить к своему мнению и мнению окружающих и, в конечном итоге, корректировать свою позицию.

В настоящее время психологами, методистами и учителями-практиками разработано немало разновидностей коллективной групповой деятельности. Определяя меру применимости способа организации групповой деятельности, необходимо продумать следующие моменты:

- каковы цели использования конкретной работы с конкретным классом;

- какие задачи должны решить ученики в процессе их совместной деятельности в группах;

- какова будет процедура работы (сценарий, время на каждый этап, какие возможны внутригрупповые процессы и как они будут проходить);

- каким будет завершение групповой деятельности (состоится ли публичная презентация результатов работы малых групп и на основе этого – итоговое коллективное обсуждение способов решения поставленной проблемы, или намечается групповая рефлексия по способу решения задачи).

Каждая из возможных форм и процедур хороша для своего случая.

Совместная деятельность в коллективе – серьёзное испытание для ребёнка. Необходимо максимально использовать разнообразные способы «ввода» учеников в новое состояние, мобилизации тех способностей и качеств, которые понадобятся для работы в группе. Для этого применяются специальные игровые упражнения для концентрации внимания, тренировки умения чувствовать себя частью коллектива.

В процессе преподавания складываются разные условия для организации деятельности детских коллективов. Целесообразно использовать все возможные способы организовать ученическую совместность. В одних случаях она будет занимать часть урока, в других – вплетаться в индивидуальную форму работы учеников (взаимодействие произойдёт лишь на определённой стадии выполнения задания). Особенно важно не форсировать события с учениками 7-8 классов и с коллективом, который плохо знаком учителю или самому себе. Для таких случаев может оказаться полезной такая форма работы, как «Большой круг». Она включает лишь элементы коллективного обсуждения проблемы и совместного принятия решения. Этот способ взаимодействия включает работу коллектива только на последнем этапе: его рол проявляется лишь в виде реакции на уже состоявшееся решение своего члена, и степень контактов здесь минимальна.

«Большой круг» состоит из 3-х этапов.

Первый этап: группа рассаживается на стульях в большом кругу, ведущий объясняет задачу.

Второй этап: в течение определённого времени (около 10 минут) каждый участник индивидуально на своём листе перечисляет предлагаемые им меры для решения проблемы.

Третий этап: каждый участник по кругу зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Этот приём оптимально применять в тех случаях, когда следует определить возможные пути решения вопроса и составляющие этого решения либо надо выявить истинное мнение участников и преобладающее мнение группы. Таким образом удобно разрабатывать законопроекты, инструкции, кодексы и прочие документы, имеющие в структуре много взаимосвязанных пунктов и положений. Пример возможной темы для обсуждения способом «большого круга»: «Разработайте подзаконный акт – Постановление органа местного самоуправления о создании и эксплуатации платных автостоянок. Желаемые результаты: пополнение городской казны, гарантия сохранности собственности автомобилистов, разгрузка улиц от стихийных парковок и улучшение условий движения городского транспорта».

Ещё один вариант коллективной работы – с продуманной процедурой объединений и перемещений участников – «Минимум - максимум». Это упражнение совмещает в себе и признаки диспута, и элементы кинестетики, и начатки групповой коммуникации. Ученикам формулируется вопрос, по поводу которого нужно выяснить их мнение. Задаются крайние точки зрения на этот вопрос (например, по вопросу о том, можно ли делить детей на классы по их способностям). Учащихся просят оценить своё мнение по поводу вопросов, которые им будет задавать учитель, при помощи оппозиций, например: за-против, можно-нельзя. На полу проводится прямая линия, концы которой обозначают максимальную степень выраженности каждого из противоположных мнений. Затем учеников просят занять такое место на этой шкале, которое соответствует их представлениям, поведению, чувствам. Нужно обратить внимание учеников на то, что речь идёт не о выражении их желаний, а о выяснении существующего положения дел. Ученики молча занимают место на этой линии.

Min – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 - Max

Затем им предлагается взглянуть, какое место занял каждый из членов группы. После этого членов группы просят объединиться в пары, причём по следующему принципу: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8. У собеседников каждой пары есть 10 минут для того, чтобы обсудить друг с другом свои точки зрения. Затем участникам предлагается новое разделение на пары по схеме: 1-8, 2-7, 3-6, 4-5. Снова 10 минут для обмена мнениями. Затем предлагается третья схема формирования пар: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8. Снова даётся 10 минут для обсуждения. В завершение происходит общегрупповой обмен впечатлениями.

Ещё один приём, который можно использовать на уроках права – «Мозговой штурм». Автор идеи – А.Осборн. Цель данного приёма – стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей.

Группе даётся определённая проблема для обсуждения. Члены группы получают инструкцию о том, что их цель заключается в предложении как можно большего числа возможных вариантов решения данной проблемы. Правила проведения «мозгового штурма» включают в себя следующие положения:

1) никакой критики;

2) приветствуются любые предложения;

3) чем больше количество идей, тем лучше;

4) улучшайте и комбинируйте идеи.

Роль учителя заключается в том, чтобы вовлечь в «мозговой штурм» как можно больше учеников, задавать темп, следить, чтобы все предложения были зафиксированы. Если есть опасения, что в «мозговом штурме» не все участники будут достаточно активны, можно использовать другой способ: каждый пишет на листе три идеи (ответа, предложения), потом по очереди зачитывает по одному пункту из своих записей, это фиксируется на большом листе. Повторы идей не записываются, а рядом ставится галочка. Каждое предложение обсуждается. Затем учитель подводит итог и проводится голосование по пунктам.

На первых порах можно проводить «мозговой штурм» со всем классом, при условии, что тема достаточно продуктивна и предполагает множественность решений. «Классический» вариант «штурма» предполагает разделение класса на группы по 5-7 человек, в работу которых учитель не может вмешиваться. Но он может консультировать и предложить помощь группе, в которой «штурм» потерял темп. Каждой группе необходим секретарь, который будет вести запись, и ведущий, управляющий ходом обсуждения проблемы.

На первом этапе работы происходит быстрое генерирование идей, решающих сформулированную проблему, высказывание и запись всех предложений без критики их практической применимости.

На втором этапе наступает стадия анализа записанных идей. Группа рассматривает их критически, но руководствуется при этом основным правилом – не спешить отвергать, а найти возможность применения любому из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования.

Последний этап работы – презентация результатов. Группа предъявляет классу своё решение по установленному заранее принципу: это может быть может быть самое оптимальное решение проблемы, или 2-3 наиболее удачных, по мнению группы, предложений, или самое практичное и самое необычное.

Когда ученики освоят основные правила, можно попробовать иные варианты, усложняющие процедуру. Например, перед учениками ставится проблема, которую надо решить за небольшой срок наиболее оптимальным способом. Для этого класс разбивается на 4 группы по роду деятельности:

- генераторы идей;

- критики (их задача – найти всё отрицательное в предложенных идеях);

- «связисты» - те, кто будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям, учитывая критические замечания;

- эксперты, которые следят за дискуссией со стороны, а в конце оценивают результаты обсуждения и принятое решение, процедуру его принятия, качество работы членов групп.

В таком варианте «мозговой штурм» становится психологически сложной формой, поэтому целесообразно предложить детям несколько ситуаций, меняя роли.

«Мозговой штурм» даёт простор для фантазии и применения имеющихся знаний в нестандартной ситуации. Этот вид коллективной деятельности тренирует умение слушать и взаимодействовать, учит кратко и чётко выражать свои мысли, борется с косностью мышления, а также показывает технологию обдумывания. Проблема должна быть жизненна, актуальна для учеников и должна иметь несколько вариантов выхода. Например, так можно обдумывать открытые проблемы – «Что делать, если?». Проблема не должна требовать специальных знаний, которые могут отсутствовать у детей, либо они должны быть заранее сообщены ученикам. Она может быть общая для всех групп, и тогда группы соревнуются в решении одной проблемы, или разделена на более мелкие составляющие, объединённые близкой проблематикой. Примеры тем для обсуждения с помощью «мозгового штурма»: «Как искоренить взяточничество чиновников государственного аппарата?», «Известно, что самооборона – один из видов самозащиты прав. Таким образом государство разрешает гражданину самому защищать свои права. Игорь Антипов из 8 «Б» уже второй месяц не отдаёт мой магнитофон, который я дал ему на праздник их класса. Что мне делать? Может, выкрасть из его квартиры?..», «Известно, что каждый второй подросток, осуждённый за уголовное преступление и проведший в исправительно-трудовых учреждениях более трёх лет. Совершает повторное преступление. Как предотвратить подобные рецидивы?».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 9 Тренинг как способ организации интерактивного взаимодействия | Лекция 11 Проектная технология в правовом обучении (воспитании)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.