Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Методическая разработка лекции

Методическая разработка лекции

Ш. План и конспект хода занятия.

1) Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2) Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3) Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4) Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

"Агрессивное поведение, его природа и методы исследования"

Аудитория: психологи.

Уровень подготовки: общеобразовательный

Цель лекции: доказать необходимость исследования агрессивного поведения в контексте теории деятельности.

1. Основные подходы к исследованию агрессивного поведения.

2. Основные принципы теории фрустрации.

3. Примеры проявления агрессивного поведения и соотношение с введенными понятиями.

4. Агрессия - конкретная деятельность, требующая исследования.

5. Методы исследования агрессивного поведения.

6. Заключение.

План-конспект содержания лекции

1. Необихевиористская ориентация. Гипотеза фрустрации агрессии (И.Миллер, Д.Доллард, М.Дуб, Д.Мауер и Р.Сиере).

Тип: наличие агрессивного поведения предполагает фрустрацию, и наоборот. Определения: фрустрации, агрессии, "сдерживания", "смещенной агрессии".

40-е годы. Авторы модифицировали гипотезу. Агрессия - естественное, но не неизбежное последствие фрустрации, агрессия - доминантная реакция, фрустрация.- провоцирующее условие.

Школа групповой динамики. К.Левин и Т.Дембо показали возможность иных, чем агрессия, реакций. Эксперименты Т.Дембо (вызывание гнева).

А.Маслоу, С.Розенцвейг, А.Бандура: фрустрация - не единственный фактор, приводящий к агрессии. С.Фенебек. Участие в агрессии имеет 3 эффекта: I) может уменьшать агрессию (драйв); 2) усиливать; 3) изменять силу сдерживаний... Фрейдистские и неофрейдистские ориентации.

2. Эвристическая теория С. Розенцвейга.

Уроки психобиологической защиты: а) клеточный, б) автономный, в) корковый (эгозащитный), г) уровень, имеющий отношение к защите социальных групп.

На третьем уровне выделяются типы реакций и направленность: а) экстрокарательные. б) интрокарательные, в) некарательные.

3.Агрессивное поведение в спорте и его асоциальное проявление. Примеры.

4.Четырехкомпонентная структура теории деятельности. Виды конкретной деятельности с возможными проявлениями агрессии. Агрессивное поведение в контексте теории деятельности.

5. Методы исследования: модифицирующий эксперимент Т.Дембо.

Исследование гнева: метод рисуночной ассоциации С.Розенцвейга и его применение.

Ситуации: эгоблокированные, субэгоблокированные.

Направленность агрессии: экстропозитивная, интрапозитивная, иммунитивная. Оценка по реакциям - препятственно-доминантные, эго-защитные, необходимо-упорствующие.

Принцип построения методики. Ее соотношение с другими проективными методиками: ТАТ и ассоциативный эксперимент. Возможность применения. Использование метода в советской психологии (Таробарина, Фетисова, Гаврилова, Ениколопов).

Психологическое строение механизмов реализации агрессивного поведения может, например, оказаться таким, как и альтруистическое поведение. Различив только в содержании деятельностей.

Исследования агрессивного поведения в настоящее время не имеют теоретической направленности. Препятствия - в понимании психологического содержания агрессивного поведения: I) идеологические установки; 2) неосознанность диагностической значимости исследований агрессии в отечественной психологии.

В современном капиталистическом обществе существует тенденция подменять задачу анализа социально-экономических и социально-политических корней (насилия и агрессии социально-психологическим анализом.

Важно выделить: I. Общим недостатком теорий фрустрации агрессии является игнорирование марксистской методологии. 2. Единственным источником агрессии считают фрустрацию (Миллер - Даллард).

3. Не указывают на те конкретные деятельности, в которых агрессия проявляется в наибольшей степени.

Выводы:

1. Рассмотрена динамика представлений некоторых направлений об агрессивном поведении.

2. Несмотря на свою несостоятельность, теории затронули важную сферу психологии - агрессивное поведение.

3. Введенные и используемые в психологии понятия для исследования агрессивного поведения требуют соотношения их со структурными и функциональными единицами деятельности (единицы деятельности и уровни установок деятельности).

4. Можно сконструировать теоретическую модель агрессивного поведения в системе категорий лишь посредством изучения конкретной деятельности, в которой проявляется агрессивное поведение.

5. Важной является проблема метода исследования агрессии. Необходим метод, с помощью которого можно получать диагностически значимые результаты.

6. Агрессивное поведение необходимо исследовать в контексте теории деятельности.


ТЕМА 6. Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень организации профессиональной педагогической деятельности.

Компоненты педагогического мастерства

Педагогические способности Педагогическая техника Профессиональные знания Гуманистическая направленность личности Оптимистическое прогнозирование
1. коммуникативные (ораторские) 2. перцептивные (обследовательские, наблюдательность, внимание) 3. динамизм (физич. здоровье, подвижность) 4. эмоциональная устойчивость 5.креативность (творч. способности)   в области возрастной психологии, педагогики, методики преподавания предметов      

 

Разобрать вопросы: 1. Что такое педагогические способности? 2. Какие наиболее и наименее развиты у вас? 3. Что означает профессионализм педагога? 4. Требования к личности педагога?

 

ТЕМА 6.1. Коммуникативные способности как один из компонентов

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
П. Форма организации семинара | Педагогического мастерства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.