Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогического мастерства




У. Джеймс «…для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным»

В общении выделяют 3 основные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

КОММУНИКАТИВНАЯ, заключается в обмене информацией между индивидами.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача, не только обменятся информацией, но и добиться её адекватного понимания партнерами.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально – культурного различия и барьеров отношения.

1) Возникновение барьера понимания может быть связанно с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

- фонетическое непонимание (невыразительная быстрота речи, речь – скороговорка, речь с большим количеством звуковых пауз)

- стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения; стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.)

- логический барьер («женская», «мужская», «детская» логика)

2) Причиной психологического барьера может служить социально – культурного различия между партнерами по общению. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определенной профессии, национальности, пола и возраста.

3) Барьеры отношения. – это уже чисто психологический феномен, возникший в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недовольства к своему собеседнику, которая распространяется и на передаваемую им информацию.

Передача любой информации возможна лишь посредствам знаковых систем. Различают вербальную (речь) и невербальную (неречевые системы) коммуникации.

Невербальные средства общения, нужны для того, чтобы:

- создать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения.

- придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону.

- выражать эмоции, оценки и т.д.

Виды невербальных средств общения

1. Визуальные

- кинетика – движение рук, ног, головы, туловища, походка;

- выражение лица, глаз;

- позы – осанка, посадка головы;

- направление взгляда, визуальные контакты;

- кожные реакции: покраснение, побледнение, потение;

- праксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к телу, персональное пространство.

- вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста и расы) – Джексон; средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, мелкие предметы в руках).

2. Акустические

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) - громкость, тембр, ритм, высота.

- экстралингвистические - речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3. Тактильные

- такесика - прикосновение, рукопожатия, поцелуи.

4. Ольфакторные

- приятные и неприятные запахи окружающей среды;

- естественные и искусственные запахи человека.

На невербальные средства накладывается сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

ИНТЕРАКТИВНАЯ сторона общения, проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ сторона общения – процесс восприятия партнерами по общению др. др. и установления на этой основе взаимоотношения между ними.

В восприятии и оценке людьми др. др. зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло – ролевые различия. Так дети сначала распознают эмоции по мимике, а потом посредством жестов. Дети больше, чем взрослые ориентированны на воспроизведение внешности (одежда, причёска, наличие отличительных признаков внешности: униформа – врач, очки – учитель и т.д.). Учителя замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем ученики и студенты у своих педагогов. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. (Педагоги – речь, хореографы – физическое сложение)

В процессе общения люди, прежде всего, обращают внимание на мимику, способы выражения эмоций, жесты и позы, походку, внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи.

(Примеры экспрессивных жестов, имеющих универсальную трактовку: палец, зажатый ладонью другой руки – самоободрение; почесывание головы – нерешительность)

На восприятие других людей большое влияние оказывает образ или представление, о каких – либо влияниях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы (этнические стереотипы).

Стереотип хорошего или плохого ученика (любимое имя)

1. стереотип в отношении ответов учащегося (дает понять, что тот ничего не знает; чаще к доске).

2. помощь при ответах (подсказывает, чтоб оправдать ожидания).

3. характерные высказывания в адрес учеников («Как всегда ты…»)

Установки, затрудняющие процесс общения (стереотип о мужчине и женщине)

Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения

Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.


ТЕМА 6.2. Межличностные отношения педагог - учащийся

Педагог в своей деятельности реализует две основные социальные задачи – обучение и воспитание подрастающего поколения.

Структурными компонентами педагогической деятельности являются:

1) Исследовательский, предполагающий увеличение собственных знаний, навыков, умений. В этом плане педагог выступает в рамках исследования.

2) Конструктивный, заключающийся в планировании педагогом своей педагогической деятельности и прогнозировании её результатов.

3) Организаторский, включающий в свой состав организацию учебно-воспитательного процесса.

4) Коммуникативный, устанавливающий и налаживающий взаимоотношения учителя с учениками, коллегами, родителями.

Можно выделить несколько специфических функций педагога:

- информационная (глубокие знания и умение владеть учебным материалом применение на практике разнообразного методического инструментария для обеспечения оптимальной передачи знаний учащимся и прочного, осмысленного усвоения их учениками.)

- мобилизационная (активизация познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, поддержание и развитие интереса к учёбе.)

- развивающая (учёт индивидуально – психологических характеристик и возрастных особенностей учащихся и развитие их способностей, личности в целом.)

- ориентационная (формирование у учащегося социально одобряемых мотивов поведения, мировоззренческих принципов, активной жизненной позиции.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.