КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогического мастерства
У. Джеймс «…для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным» В общении выделяют 3 основные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. КОММУНИКАТИВНАЯ, заключается в обмене информацией между индивидами. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача, не только обменятся информацией, но и добиться её адекватного понимания партнерами. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально – культурного различия и барьеров отношения. 1) Возникновение барьера понимания может быть связанно с рядом причин как психологического, так и иного порядка. - фонетическое непонимание (невыразительная быстрота речи, речь – скороговорка, речь с большим количеством звуковых пауз) - стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения; стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.) - логический барьер («женская», «мужская», «детская» логика) 2) Причиной психологического барьера может служить социально – культурного различия между партнерами по общению. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определенной профессии, национальности, пола и возраста. 3) Барьеры отношения. – это уже чисто психологический феномен, возникший в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недовольства к своему собеседнику, которая распространяется и на передаваемую им информацию. Передача любой информации возможна лишь посредствам знаковых систем. Различают вербальную (речь) и невербальную (неречевые системы) коммуникации. Невербальные средства общения, нужны для того, чтобы: - создать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения. - придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону. - выражать эмоции, оценки и т.д. Виды невербальных средств общения 1. Визуальные - кинетика – движение рук, ног, головы, туловища, походка; - выражение лица, глаз; - позы – осанка, посадка головы; - направление взгляда, визуальные контакты; - кожные реакции: покраснение, побледнение, потение; - праксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к телу, персональное пространство. - вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста и расы) – Джексон; средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, мелкие предметы в руках). 2. Акустические - паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) - громкость, тембр, ритм, высота. - экстралингвистические - речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье. 3. Тактильные - такесика - прикосновение, рукопожатия, поцелуи. 4. Ольфакторные - приятные и неприятные запахи окружающей среды; - естественные и искусственные запахи человека. На невербальные средства накладывается сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный. ИНТЕРАКТИВНАЯ сторона общения, проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. ПЕРЦЕПТИВНАЯ сторона общения – процесс восприятия партнерами по общению др. др. и установления на этой основе взаимоотношения между ними. В восприятии и оценке людьми др. др. зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло – ролевые различия. Так дети сначала распознают эмоции по мимике, а потом посредством жестов. Дети больше, чем взрослые ориентированны на воспроизведение внешности (одежда, причёска, наличие отличительных признаков внешности: униформа – врач, очки – учитель и т.д.). Учителя замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем ученики и студенты у своих педагогов. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. (Педагоги – речь, хореографы – физическое сложение) В процессе общения люди, прежде всего, обращают внимание на мимику, способы выражения эмоций, жесты и позы, походку, внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи. (Примеры экспрессивных жестов, имеющих универсальную трактовку: палец, зажатый ладонью другой руки – самоободрение; почесывание головы – нерешительность) На восприятие других людей большое влияние оказывает образ или представление, о каких – либо влияниях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы (этнические стереотипы). Стереотип хорошего или плохого ученика (любимое имя) 1. стереотип в отношении ответов учащегося (дает понять, что тот ничего не знает; чаще к доске). 2. помощь при ответах (подсказывает, чтоб оправдать ожидания). 3. характерные высказывания в адрес учеников («Как всегда ты…») Установки, затрудняющие процесс общения (стереотип о мужчине и женщине) Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения Поведение, затрудняющее общение с другими людьми. ТЕМА 6.2. Межличностные отношения педагог - учащийся Педагог в своей деятельности реализует две основные социальные задачи – обучение и воспитание подрастающего поколения. Структурными компонентами педагогической деятельности являются: 1) Исследовательский, предполагающий увеличение собственных знаний, навыков, умений. В этом плане педагог выступает в рамках исследования. 2) Конструктивный, заключающийся в планировании педагогом своей педагогической деятельности и прогнозировании её результатов. 3) Организаторский, включающий в свой состав организацию учебно-воспитательного процесса. 4) Коммуникативный, устанавливающий и налаживающий взаимоотношения учителя с учениками, коллегами, родителями. Можно выделить несколько специфических функций педагога: - информационная (глубокие знания и умение владеть учебным материалом применение на практике разнообразного методического инструментария для обеспечения оптимальной передачи знаний учащимся и прочного, осмысленного усвоения их учениками.) - мобилизационная (активизация познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, поддержание и развитие интереса к учёбе.) - развивающая (учёт индивидуально – психологических характеристик и возрастных особенностей учащихся и развитие их способностей, личности в целом.) - ориентационная (формирование у учащегося социально одобряемых мотивов поведения, мировоззренческих принципов, активной жизненной позиции.)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |