КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И стадии педагогического руководства
Социально – психологический климат Влияние педагога на учебную группу и личность учащихся Успешное выполнение педагога своих функций – необходимое условие формирования ученического коллектива, становление личность учащихся, подготовки их к последующей самостоятельной взрослой жизни. При этом педагог должен постоянно совершенствовать применяемые методы взаимодействия, развития и стимулирования саморазвития учащихся. Методы педагогического воздействия В отечественной психолого-педагогической науке выделены два основных вида педагогического воздействия на психику ребенка – прямое (открытое) и косвенное. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к субъекту с целью предъявления ему каких-либо требований или предложений. При косвенном воздействии педагог направляет свои усилия на окружение учащегося, преследуя цель: изменив обстоятельства жизнедеятельности интересующего его лица, изменить в нужном направлении и его самого. Так, например, учитель может использовать приём воздействия через референтное (авторитетное) лицо. В этом случае референтное лицо станет тем «каналом», по которому учителю будет нетрудно осуществить косвенное воздействие на учащихся и добиться необходимого результата. Влияние, оказываемое на учащихся, может быть различным как по своему характеру, так и по направленности. Можно выделить: целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога. Целенаправленное влияние – результат специально организованного педагогом воздействия. Такое влияние носит осознанный, преднамеренный, запланированный характер. Нецеленаправленное влияние – это неосознанное, незапланированное учителем влияние, на учащихся, которое может быть как позитивным, так и негативным (внешний вид, порицания). Учитель в процессе своего взаимодействия и общения с учащимися ненамеренно и преднамеренно продолжает себя в них, осуществляя значимые для школьников преобразования. СПК – это комплекс психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Характер климата в группе во многом определяется стилем руководства (или лидерства). Различают несколько стилей педагогического руководства. 1. Авторитарный. При таком стиле руководства учитель сам решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок; строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает достигнутые результаты. Этот стиль руководства и опеки, и в случае противодействия учащегося властному давлению учителя, ведет к конфронтации. 2. Попустительский (анархический, игнорирующий). Такой стиль руководства характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально восполняя свои обязанности, учитель, применяющий подобный стиль, пытается самоустраниться от руководства коллективом школьником, избегает роли воспитателя, ограничивается выполненными лишь преподавательской функции. Указанный стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся. 3. Демократический стиль. При этом стиле руководства педагог ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению общих задач. Основу управления в данном случае составляет опора на коллектив класса. Демократический стиль руководства учащимися – единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и учащихся. Процесс общения и взаимодействия коллектива учителей с коллективом учащихся очень сложен. Здесь сказываются объективные и субъективные факторы, (учителя отличаются друг от друга не только по опыту, возрасту, стажу, но и по отношению к работе, к ученикам, по характеру, темпераменту и т.д.) эксперименты показали, что очень часто стиль и характер отношений между учениками определяется стилем и характером отношений между учителями. Если ученики ориентируются прежде всего на личностные, индивидуально – неповторимые черты учителя, то педагог сначала указывает четы, связанные с чисто профессиональными навыками и умениями. Результатом возрастания авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для учащихся решения. Авторитет роли, авторитет власти, не подкрепленный авторитетом личности педагога, может оказать на учащихся деморализующее влияние. ТЕМА 6.3. Педагогическая техника 1. Педагогическая техника как форма организации поведения педагога. 2. Педагогическая целенаправленность и внешний вид педагога. а) одежда педагога б) управление эмоциональным состоянием в) пантомимика г) мимика Педагогическая техника – это гармоничное единство внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражения. Мастерство педагога в единстве духовной культуры и педагогической целесообразной внешней выразительности. Техника – это совокупность приемов и средств педагогической техники (речь и невербальные средства общения). Структура педагогической техники включает 2 группы компонентов: 1. Умение педагога управлять своим поведением - владение своим организмом (мимика, пантомимика) - управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения и создание творческого самочувствия) - социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение) - техника речи. 2. умение педагога воздействовать на личность и коллектив - организаторские, коммуникативные способности - приемы предъявления требований - приемы управления педагогическим общением и т.д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |