Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендательные акты

Международные договоры по охране окружающей среды

Принципы международного права охраны окружающей среды

Понятие международно-правовой охраны окружающей среды

План лекции

Лекция 8 Международно-правовая охрана окружающей среды

Международно-правовая охрана окружающей среды — одна из новых, продолжающих свое формирование отраслей международного права. Она представляет собой систему принципов и норм, регули­рующих деятельность его субъектов по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов и сохранению олагоприятных условий жизни на Земле в интересах нынешнего и будущих поколений.

Предметом регулирования международного права окружающей среды являются международные отношения по поводу ее охраны пиво рационального использования.

К настоящему времени можно выделить четыре основные пред­метные области международно-правовой охраны окружающей среды: ограничение вредных воздействий на окружающую среду, установ-пение экологически целесообразного (рационального) режима ис­пользования природных ресурсов; международная охрана природных памятников и резерватов; регулирование научно-технического со­трудничества государств по охране окружающей среды.

В понятие окружающей среды входит достаточно широкий круг шементов, связанных с условиями существования человека. Они вклю­чают в себя три группы объектов: объекты естественной (живой) среды — флора и фауна; объекты неживой среды — морские и прес­новодные бассейны (гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), космическое пространство; и объекты искусст­венной среды, созданной человеком.

Международное право окружающей среды относится к числу наи­более активно развивающихся отраслей международного публичного нрава, что вызвано остротой глобальных экологических проблем. Экологические проблемы являются результатом, во-первых, истоще­ния природных ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых; во-вторых, загрязнения природной среды, то есть внесения и нее веществ и энергии в размерах, которые не ассимилируются, в-третьих, деградации экосистем.

Исторически международное сотрудничество в области охрань окружающей среды возникло в прошлом веке, но оно не имело но стоянного характера, касалось охраны только отдельных природнм* объектов и основывалось на двусторонних соглашениях.

В последующем вопросы охраны природы содержались в програм мах деятельности ряда органов и специализированных учрежденн(ООН, таких как ЭКОСОС, ЕЭК, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЗ и ряд других.

В 1968 году ЮНЕСКО организовала Международную конфе­ренцию неправительственных экспертов по проблемам биосферы. 11. Конференции были обсуждены вопросы взаимодействия между чело веком и природой и приняты рекомендации, адресованные ООН государствам-членам.

Экологический кризис и ухудшавшееся качество окружающа среды вынудили международное сообщество вплотную заняться про блемой ее охраны. В 1972 году состоялась Стокгольмская конферсн ция ООН по окружающей человека среде, на которой были приняты Декларация принципов, план мероприятий, организационно-финам совые решения и рекомендация о создании Программы ООН по окру жающей среде.

Качественно новым этапом в развитии международно-правовой охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружаю щей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Здесь были заключены два международных соглашения, приняты дни заявления о принципах и план основных действий для достижения устойчивого развития: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии, Декларация по окружаю щей среде и развитию, Заявление о принципах, касающихся управле­ния, защиты и устойчивого развития всех типов лесов, жизненно не­обходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни, и Повестка дня на XXI век.

Международно-правовые отношения в области охраны окружаю щей среды регулируются общепризнанными принципами и нормами современного международного права, закрепленными в Уставе ООН и других основных международно-правовых актах. К ним относя гея такие фундаментальные принципы, как уважение государственною суверенитета, суверенного равенства государств, невмешательство внутренние дела государств, территориальная целостность и непри- мгновенность, мирное разрешение споров, добросовестное выпол­нение обязательств сотрудничества.

Помимо общепризнанных принципов международного права, в процессе развития международного права окружающей среды были разработаны и специальные принципы.

Следует отметить, что принципиальные основы международного права окружающей среды в комплексном виде не сформулированы и могут быть выявлены посредством анализа большого числа природо­охранных и иных договоров и других актов нормообразующего ха­рактера.

Принцип охраны окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений является одним из основополагающих специальныхпринципов. Элементы этого принципа содержатся в Стокгольм­ской декларации принципов 1972 года; Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; Деклара­ции принципов Рио-де-Жанейро 1992 года.

Охрана окружающей среды является необходимым условием жиз­ни нынешнего и будущих поколений. Государства и другие субъекты международного права обязаны принимать все возможные меры по сохранению и улучшению качества окружающей среды и рациональ­ному управлению природными ресурсами. Значимость данного прин­ципа состоит в том, что он определяет основное направление раз-пития международного права охраны окружающей среды. Ряд других специальных принципов развивают заложенную в нем основную меж­дународно-правовую концепцию применительно к отдельным инсти­тутам международно-правовой охраны окружающей среды. Природ­ные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земля, флора и фауна, ради блага нынешнего и будущих поколений должны быть защищены четко продуманными планированием и использованием. Этот прин­цип занимает центральное место в устойчивом развитии, и право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений людей, а охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью развития.

Принцип международного природоохранного сотрудничества наиболее полно изложен в Стокгольмской декларации 1972 года. Он также предложен группой экспертов Международной комис­сии по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брундтланд в следующей формулировке: «Государства разрабатывают планы на случай чрезвычайных обстоятельств, которые могут вызвать •трансграничные экологические нарушения, и сообщают соответствую­щую информацию заинтересованным государствам и сотрудничают с ними, когда такие ситуации возникают».

Принцип предотвращения трансграничного ущерба окружаю­щей среде запрещает такие действия государств в пределах их юрисдикции или контроля, в результате или посредством которых можеч быть нанесен ущерб национальным системам окружающей среды других государств, а также системам окружающей среды в районах общего пользования. Он был закреплен в Стокгольмской декларации принципов 1972 года, а позднее рецепирован в ряд других докумсп тов, например в Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года и Венскую конкиi цию об охране озонового слоя 1985 года.

С принципом предотвращения трансграничного ущерба тесно связан принцип ответственности за ущерб окружающей среде. Основанием ответственности здесь является нарушение соответст вующего международно-правового обязательства. Проблема состоя в том, что причиненный ущерб, как правило, не может быть оцет-и с помощью существующих международно-правовых конструкции Невозможно также полностью определить степень вреда и компен сировать его. Поэтому формирующийся институт ответственности должен носить предупредительный характер. Правовые механизмы, обеспечивающие предотвращение такого ущерба или ограничение его негативных последствий, должны обладать безусловным приорй тетом в системе мер международно-правовой охраны окружающем среды.

Поскольку в современных условиях невозможно полностью ис­ключить случаи экологического ущерба из-за действия иепреодолн мой силы или по причине возникновения новых видов человеческом деятельности, не урегулированной правовыми нормами, возникает все большая необходимость разработки специальных принципов пр| дупредительного характера, которые уже закреплены в некоторм\ международных соглашениях. Сюда включают: принцип предвари тельной оценки воздействия на окружающую среду; принцип обмени информацией; принцип заблаговременного уведомления и проведе­ния консультаций по поводу любой деятельности, способной прими нить существенный ущерб окружающей среде других государств.

В основе всей системы мер предупредительного характера должен находиться принцип предварительной оценки воздействия на при родную среду, то есть государства обязаны до начала осуществления каких-либо действий проводить консультации по поводу того, може1 ли запланированная деятельность причинить ущерб окружающем среде за пределами действия национальной юрисдикции или же она является в этом отношении безопасной. Он нашел свое отражение в Европейской конвенции 1991 года об оценке воздействия на окру жающую среду в трансграничном контексте.

Принцип обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях. В настоящее время пробле­ме обмена информацией уделяется большое внимание. Здесь можно упомянуть Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха KI большие расстояния 1979 года, Конвенцию об оперативном опове­щении о ядерной аварии 1986 года и разрабатываемый ЮНЕП проект Конвенции об обязательной информации в случае масштабной хи­мической аварии.

Принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности постепенно включается в действующее международное право. Процедура оценки экологического воздейст-ния была разработана ЮНЕП и касается оценки как краткосрочных, так и долгосрочных последствий. Следует отметить, что здесь учиты-нается воздействие на все виды природных объектов, расположенных не только на территории государства, но и на международном прост­ранстве общего пользования.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного ис­пользования средств воздействия на природную среду отражает обязательство государств не прибегать к военному или любому иному краждебному использованию средств воздействия на природную сре­ду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последст-вия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причи­нения вреда любому другому государству. Этот принцип закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года и В первом Дополнительном протоколе 1977 года к Женевским конвен­циям о защите жертв войны 1949 года.

Принцип экологической безопасности — комплексный принцип международного права, на формирование которого оказывают влия­ние как основные принципы международного права, так и специаль­ные принципы различных отраслей международного права, в первую очередь принцип разоружения. Принцип экологической безопаснос­ти из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное — недопущение экоспазма как условие выживаемости чело-печества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, помимо национальной, также разветвленной системы международного конт­роля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осу­ществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях наоснове международно признанных критериев и параметров. В Российской Федерации впервые в 1998 году было принято постанов­ление правительства об утверждении Положения о проведении госу­дарственного экологического контроля в закрытых административ­но-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ и государственной жологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Атомное право | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.