Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативное регулирование бухгалтерского учета




 

Ведение бухгалтерского учета в РФ регламентировано государством и осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими раз­личный правовой статус. Одни из них являются обязательными к применению всеми организациями, осуществляющими деятельность на территории России. (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету — ПБУ и др.), другие носят рекомендательный характер (методические указания, комментарии и др.).

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ имеет четырехуровневую структуру (табл.7).

 

Таблица7.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Уровень Документы Органы, принимающие решения
I уровень - законодательный Федеральные законы, в т.ч.: «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, постановления, указы Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ, Президент РФ
II уровень – нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (в настоящее время их 22) Министерство финансов РФ
III уровень – методический Методические указания, инструкции, письма Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы и др.
IV уровень - организационный Организационно-распорядительная документация (учетная политика, приказы, распоряжения и т. п.) Организации, учреждения

Первый уровень (законодательный) составляют законо­дательные акты, указы Президента и постановления Прави­тельства РФ, регламентирующие прямо или косвенно органи­зацию и ведение бухгалтерского учета.

Основным нормативным актом 1-го уровня является Фе­деральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтер­ского учета, его содержание, принципы, организацию, основ­ные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вес­ти бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Данный закон распространяется на все организации, находящие­ся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций. На физических лиц, т.е. граждан, этот закон не распространяется, т.к. они обязаны вести учет своих доходов (и расходов) по тем правилам, которые установлены в налоговом законодательстве.

Частично освобождены от ведения бухгалтерского учета малые организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Второй уровень (нормативный) составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными бухгалтерскими стандартами. В настоящее время в России разработаны и действуют 22 Положения по бухгалтерскому учету (табл.8).

Отечественные ПБУ в отличие от международных стан­дартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Каждое ПБУ охватывает один определенный сектор учета: доходы, расходы, материалы, основные средства и т. п. Выполнение требований, прописанных в этих положениях, обязательно для бухгалтера.

Нормативные документы второго уровня утвержда­ются Министерством финансов РФ, которое осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетно­стью в целом по стране.

 

Таблица 8.

Действующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

ПБУ Название ПБУ Дата утверждения приказом Минфина РФ Номер приказа Минфина РФ
       
  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ 29.07.1998 34н
ПБУ 1/08 Учетная политика организации 06.10.2008 106н
ПБУ 2/08 Учет договоров строительного подряда 24.10.2008 116н
       
ПБУ 3/06 Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте 27.11.2006 154н
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации 06.07.1999 43н
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов 09.06.2001 44н
ПБУ 6/01 Учет основных средств 30.03.2001 26н
ПБУ 7/98 События после отчетной даты 25.11.1998 56н
ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности 28.11.2001 57н
ПБУ 9/99 Доходы организации 06.05.1999 32н
ПБУ 10/99 Расходы организации 06.05.1999 33н
ПБУ 11/99 Информация об аффилированных лицах 13.01.2000
ПБУ 12/2000 Информация по сегментам 27.01.2000 11н
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи 16.10.2000 92н
ПБУ 14/2000 Учет нематериальных активов 16.10.2000 91н
ПБУ 15/2008 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию 06.10.2008 107н
ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой Деятельности 02.07.2002 66н
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 19.11.2002 115н
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль 19.11.2002 114н
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений 10.12.2002 126н
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности 24.11.2003 105н
ПБУ 21/08 Оценочные значения 06.10.2008 106н
ПБУ 22/10 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и в отчетности 28.06.2010 63н
         

 

Третий уровень (методический) составляют методиче­ские рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ, других министерств и ведомств.

Методические документы третьего уровня призваны кон­кретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевы­ми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Документы этого уровня пред­лагают возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства.

Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и Инструкция по его применению.

Эти документы устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

Нормативные документы с 1 по 3-й уровни призваны упорядочить ведение бухгалтерского учета в нашей стране. Использование все­ми специалистами одних и тех же правил позволяет им не только понимать друг друга, но и дает возможность всем заинтересован­ным пользователям правильно воспринимать отчетные данные любого российского предприятия.

Четвертый уровень (организационный) составляют ра­бочие документы по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые руководством самой организации. Основными рабочими документами организации являются:

• документ (приказ) по учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета;

• документ (приказ) по учетной политике организации для целей налогообложения;

• утвержденные руководителем формы первичных учет­ных документов;

• утвержденные руководителем графики документообо­рота;

• утвержденный руководителем рабочий План счетов бух­галтерского учета;

• утвержденные руководителем формы внутренней отчет­ности.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осу­ществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработ­ки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В це­лях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Согласно принципу непротиворечивости нормативных документов в практической деятельности (для исключения противоречащих нормативных требований) необходимо использовать следующие три юридических прави­ла (табл.9).

Таблица 9.

Правила непротиворечивости нормативных документов системы

регулирования бухгалтерского учета

 

Содержание противоречия Исключение противоречия
Два документа содержат взаимоисключающие друг друга нормы, изданы разными регулирующими органами Действует норма документа, изданного вышестоящим регулирующим органом
Два документа содержат взаимоисключающие друг друга нормы и изданы одним и тем же регулирующим органом Действует норма последнего по времени документа
Один нормативный документ содержит противоречащие друг другу нормы Действует та норма, которая содержит более частное (специальное) предписание



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.