Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Текст в речевой деятельности




План

1. Понятие текст и его параметров.

2. Психолингвистическая типология текстов.

Литература

Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. – М., 2000.

 

1. Понятие текста и его параметров.

Текст – явление многоплановое, поэтому существуют различные подходы к его определению. Мы рассмотрим три из них, принадлежащие Ю.А. Сорокину, И. Гальперину и Е. Селивановой. Ю.А. Сорокин определяет текст как систему визуальных или звуковых сигналов, которая интерпретируется получателем и образует у него систему представлений, смыслов (проекцию текста). В этом определении подчёркивается преобразующая роль получателя информации, участвующего в толковании текста. И. Гальперин считает текстом произведение речевого процесса, завершённое, литературно обработанное, состоящее из названия и ряда надфразовых единств, объединённых различными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи; целенаправленное и имеющее прагматическую установку. В определении И. Гальперина доминирует ориентировка на интегрированность текста. Е.Селиванова даёт тексту следующее определение: текст– (от лат. textum – ткань, сплетение, объединение) – целостная знаковая форма лингвопсихоментальной деятельности говорящего, интегрированная по смыслу и структуре, служащая прагматическим посредником коммуникации и диалогически встроенная в универсум культуры. Данное определение включает в себя больше всего существенных свойств текста, таких как смысловое и структурное единство, существование посредством диалога и участие в культурном процессе.

Относительно текста в психолингвистике поставлены следующие вопросы: 1. Какие сигналы можно считать средствами передачи текестовой информации? 2. Каковы психолингвистические свойства текста? 3. Какова структура текста? 4. Какова минимальная и максимальная величина текста? 5. Какой может быть психолингвистичская типология текста?

К существенным свойства текста психолингвисты относят:

1. Способность текста «разворачиваться» в несловесный фрагмент действительности, или слитность текста с таким несловесным фрагментом действительности. Табличка «ВЫХОДА НЕТ» – это текст, так как он несёт информацию о том, что в этом месте выйти из метро нельзя, нужно искать табличку с надписью «ВЫХОД». Текст существует не ради себя, а ради внеязыковой действительности, о которой что-либо сообщает.

2. Необходимость привлечения дополнительных знаний о мире и жизни для понимания текста. В лингвистике существует понятие «дискурс» – речевое произведение во всём многообразии его познавательных и коммуникативных связей; текст, вписанный в реальную культурно-коммуникативную ситуацию. Данное качество текста служит причиной существования книг для младшего, среднего и старшего школьного возраста, создаваемых с опорой на приобретённый школьниками опыт и знания.

3. Текст характеризуется связностью, композиционной завершённостью и целостностью. Связностью называют особенности соединения языковых элементов внутри речевого произведения с помощью замены слов, повтора слов и структуры предложений. Композиционная завершённость – это свойство текста, когда мо нём можно сказать, что сказано всё и нечего больше добавить; это оптимальная структура текста, определённая логика его развёртывания. В норме такая структура включает вступление (в нём обозначается тема речи), раскрытие темы и заключение, в котором либо делаются выводы, либо показывается связь темы с другими темами, либо освещаются перспективы развития данной темы. Под целостностью текста понимается единство замысла автора, породившее текст и выраженное в нём. Проникновение в замысел текста осуществляется путём выделения ключевых слов, сжато передающих содержание высказывания, либо путём сведения текста к ядерной формуле, к исходному замыслу, передающему сюжет или идею текста. По методике Л.В. Сахарного был проведён эксперимент, в которым испытуемые должны были свести к десяти словам роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вот результат:

Раскольников. Нищета. Теория. Убийство. Расследование. Психология. Совесть. Наказание. Вера. Возрождение.

Другим заданием было свести содержание романа к одному предложению, Вот результат: Герой по теории совершает преступление, но, раскаявшись, несёт наказание и возрождается к новой жизни.

Существуют различные варианты взаимодействия этих свойств текста. Например, текст может быть связным, но нецелостным, как в частушках-«нескладушка х»:

По стене ползёт кирпич,

Деревянный, как стекло.

Ну и пусть себе летит:

Нам не нужен пенопласт

или пословицах: В огороде бузина, а в Киеве дядька (о непоследовательном человеке).

Текст может быть целостным, но несвязным, как в анекдоте про репортёра:

Журналист принёс редактору репортаж о дорожном происшествии. Тот ему говорит:

– Слишком длинно. Сократить.

Через полчаса репортёр приносит текст:

– Мистер Смит вёл машину со скоростью сто миль в час по скользкому шоссе5. Похороны завтра в 15.00.

Целостность текста может быть и незапланированной:

Из объявления: Продаётся собака. Ест любое мясо. Очень любит маленьких детей.

4. Одним из свойств текста является его труднообъяснимость. Многое в нём приходится определять интуитивно или принимать на веру, потому что они не поддаются логическому объяснению. Особенно это касается художественных и духовных текстов. Часто в процесс понимания текста вовлекается информация, далёкая от непосредственно выраженной в тексте. Так, Б.М. Гаспаров, анализируя начальную сцену романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, показывает несколько «далёких» ассоциаций. Он считает их ценными, потому что они способствуют семантической спаянности, цельности текста. Сравнение разговоров посетителей она с жужжанием прядильных веретён вызывает ассоциацию с античными богинями судьбы - парками, прядущими нити человеческих судеб. Действительно, в этой сцене завязываются многие узлы событий романа: уход князя Андрея на войну, беременность его жены, встреча Болконских и Курагиных, Пьера и Элен. В сцене несколько раз подчёркивается красота Элен (белизна её плеч, платья), её тело сравнивается с телом античной статуи. Возникает мысль о связи нового промышленного века с его прядильными машинами с античностью. Элен ассоциируется с Еленой Троянской. И этот факт подчёркивает связь между двумя эпохами: Троянская война ассоциируется с Отечественной войной 1812 года. Всё это делает сцену романа более цельной.

5. Другим свойством текста является его связь со зрительными средствами
передачи информации - иллюстрациями
. Существует три типа иллюстраций по их отношению к тексту: 1) доминирующие (книги для малышей, фотоальбомы); 2) иллюстрации, формирующие образ героя (рисунки к «Дон Кихоту» Сервантеса); 3) проходные, необязательные. Учёные отмечают в последнее время усиление роли зрительных средств передачи информации, что может иметь негативные последствия -торможение развития воображения человека.

2. Психолингвистическая типология текстов,

Психолингвистическая типология текстов разработана В.П. Беляниным в книге «Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе». Она основана на понятии эмоционально-смысловой доминанты - системы познавательных и эмотивных эталонов, характерных для определённого типа акцентуации личности и служащих основой вербализации художественной картины мира. Понятие акцентуации личности определяется в психологии как набор ярких психологических характеристик личности. В.П. Беляниш^ опирается на шесть типов акцентуации: паранойяльный, эпилептоидный, депрессивный, маниакальный, истероидный и шизоидный. Данные типы акцентуации свойственны здоровой психике, но отражают определённый сдвиг психологических черт личности в сторону указанного заболевания. Каждому из типов акцентуации соответствует определённый психолингвистический тип текста:

Паранойяльный тип акцентуации - «светлый» и «активный» тексты; эпилептоидный тип акцентуации - «тёмный» текст;

депрессивный тип акцентуации - «печальный» текст; маниакальный тип акцентуации - «весёлый» текст; истероидный тип акцентуации - «красивый» текст; шизоидный тип акцентуации - «сложный» текст.

«Светлые» тексты соответствуют паранойяльной акцентуации. Для неё характерны повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность, неприятие мнения другого, фанатизм. Роды деятельности таких людей - политика, религия, наставничество. Интересы - классическое искусство, реализм, традиция. Телосложение таких людей крупное, вид представительный. В речи доминирует тематическое поле «за - против», «истина - ложь», «доверять - подозревать» (Кто не с нами, тот против нас; Доверяй, но проверяй; Среднего не дано). В текстах основные темы -это описание мира личности и природы вокруг неё; проблемы - общества, истории, культуры, религии. Стиль публицистический, НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ, возвышенный. В тексте содержатся призывы к добру, милосердию, чести, целостности. Лексика возвышенная, торжественная (старославянская). В таких текстах не встретишь описания смерти. Жизнь представляется автору бесконечной, вечной. К «светлым» текстам относятся: Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон Аркадий Гайдар. Телеграмма. РВС. Судьба барабанщика.

«Активные» тексты также соответствуют паранойяльной акцентуации. В них описывается борьба положительного героя и его единомышленников с противостоящими им силами. Это борьба честного человека, любящего Родину, объединившего вокруг себя друзей, с людьми нечестными, предавшими идеалы Добра. Счастье для положительного героя - это служение идее Добра, борьба со Злом. Смерть в таких текстах - это временная победа Зла над Добром, правое дело будет продолжено единомышленниками. Прошлое - это чередование тёмных и светлых периодов, настоящее - это борьба, будущее светлое и справедливое. К «активным» текстам относятся; Этель.-Лилиан Войнич. Овод Агата Кристи. Десять негритят. О.А. и А.С. Лавровы. Следствие ведут знатоки.

«Тёмные» тексты соответствуют эпилептоидной акцентуации личности. Характер такого человека тяжёлый. Нередко он испытывает гнев, ярость, негодование, снижение интеллекта, затем наступает раскаяние, обещание исправиться, угодливость. О нём говорят: «Человек с камнем за пазухой и молитвенником в кармане». Виды деятельности: физический труд, счёт мелких предметов, печатание, вязание, организация чужой работы, работа с детьми. Внешний вид: худощавы, чёлка на лоб, борода клинышком. Или коренасты, и носят бороду с усами. Говорят и поют с хрипотцой. Когнитивная установка таких людей - противопоставление СЕБЯ - человека простого, природного, хорошо делающего своё дело, ЕМУ - умному и опасному.

Тексты характеризуются жестокой оппозицией Добра и Зла. Отрицательный герой таких текстов - носитель Зла: он обижает маленьких, соблазняет невинную, изобретает смертоносное оружие, проводит опасные опыты над людьми. Он жесток, сродни Дьяволу: может ударить в пах, по голове. Автор смакует зло. Положительный герой также вынужден прибегать к жестокости. В таких текстах есть антигерои: зомби, марионетки, манкурты; и двойники. Положительный герой - простой человек, хорошо делающий своё дело. Действие может происходить в суровых природных условиях: на море, в шахте, в тылу врага, в психбольнице, на космическом корабле. Семантические компоненты текста:

1) эмоциональные состояния злобы и тоски;

2) резкие перемены эмоций;

3) смех;

4) автоматические действия;

5) выделение размеров предметов;

6) садистские стишки;

7) падение или погружение в воду;

8) зрительные ощущения: сумерки, огонь, луна;

9) слуховые и обонятельные ощущения;

10) мыши, тараканы, дно общества, трупы.

Для стиля «тёмных» текстов характерны: иллюзорность мира, затемнённость понимания, просторечная и разговорная лексика, пропуски слов, отрывистость текста. К «тёмным» текстам относятся:

Кен Кизи. Полёт над гнездом кукушки.

Алексей Толстой. Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина.

Ф. Достоевский. Преступление и наказание.

Ч. Айтматов. Плаха. Белый пароход. И дольше века длится день.

Владимир Высоцкий. Стихи и песни.

К. Чуковский. Тараканище.

Р. Киплинг. Маугли.

Л. Кэррол. Алиса в стране чудес.

Волков. Волшебник Изумрудного города.

И. Крылов. Стрекоза и Муравей.

«Печальные» тексты соответствуют депрессивной акцентуации личности. Этот тип характеризуется пессимизмом>пониженным настроением, видением во всём мрачных сторон. Эти люди всегда готовы к худшему исходу, они считают себя виноватыми в самых обычных поступках. Им свойственна мысль о непрочности радости. Они отзывчивы, понимают душевное состояние других людей. Их юмор чёрный. Общение для них утомительно. В споре они уступают. Внешность таких людей: заторможенное лицо, бессильно повисшие руки, медленная походка, вялые жесты.

В текстах герой молод, полон надежд, но умирает. Либо стар и беден и вспоминает молодость. Тексты лиричны по стилю, написаны в поэтических жанрах. Основная их идея - дорожить каждым прожитым днём, любить жизнь, несмотря на её тяжесть. Настоящее в таких текстах - страдание от ошибок, а будущее - одиночество и смерть, избавляющая от страданий. Основные семантические признаки таких текстов - описание одиночества, обнищания, немоты, слепоты, холода, приятных запахов, вздохов, дыхания, тяжести. К «печальным» текстам относится большая часть классической русской литературы:

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

М.Ю. Лермонтов. Все тексты.

Н.В. Гоголь. Старосветские помещики (повесть заканчивается смертью Пульхерии Ивановны). Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (повесть заканчивается фразой «Скучно жить на этом

свете, господа»). Тарас Бульба. Вий (в двух последних повестях присутствует

мотив смерти).

Н.В. Гоголь страдал циркулярным психозом чередованием маниакальности с депрессией. Он сжёг второй том «Мёртвых душ» во время приступа депрессии, когда он болезненно осознавал виновность в греховности своего творчества.

Иван Бунин. Все тексты.

«Весёлые» тексты соответствуют маниакальной акцентуации личности. Этот тип характеризуется богатством мысли, предприимчивостью, ловкостью, изворотливостью. Это люди с приподнятым настроением. Они видят мир в розовом цвете. У них много хаотичных мыслей и планов. Их речь бессвязна, внимание обострено. Они очень догадливы, но делают поспешные выводы. У этих людей повышенная работоспособность, но свои дела они не завершают. Они любят со всеми знакомиться, во всё вмешиваться. Они ярко одеваются, говорят без умолку, могут начать петь. Для них характерно отсутствие жизненных тревог, желание обнять весь мир. Они любят спорить, обманывают, завидуют, склонны к риску и увеселениям. Умеют выпутаться из затруднительных ситуаций. Могут быть удачливыми политиками или ловкими аферистами.

Герой «весёлых» текстов жизнерадостен, силён, преодолевает большие расстояния. Семантические компоненты текстов - описание полёта, общительности героя, пения, хорошего аппетита, эрудиции, мании величия, мотива денег; большого количества героев, друзей, женщин, животных; множество событий, наличие небольшого числа печальных событий. Стиль текстов лёгкий, поверхностный. Финал - устремление к новым приключениям. К «весёлым» текстам относятся:

Ильф, Петров. Двенадцать стульев. Золотой телёнок А.Дюма. Три мушкетёра

Джкером. Трое в одной лодке, не считая собаки Гоголь. Ревизор. Мёртвые души

Пушкин. Евгений Онегин

Барри. Питер Пэн

Распэ. Приключения барона Мюнхаузена

А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля Лагин. Старик Хоттабыч

Линдгрен. Малыш и Карлсон.

Милн. Винни-Пух

«Красивые» тексты соответствуют истероидной акцентуации личности. Истерия - особое, рассчитанное на внешний эффект поведение. В трудные моменты жизни истероидная личность «бежит» в болезнь: у неё возникают головные боли, тошнота, слабость, идеи «порчи». Истероидная личность капризничает, притворяется, пока на неё обращают внимание, со знаком + или -. Равнодушия она не терпит. Кажущаяся эмоциональность таких людей оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств. Люди с данным типом

акцентуации обращают на себя внимание, охотно читают стихи, поют, танцуют. У них колеблется настроение,дай приписывают своим действиям несвойственные им достоинства. Род деятельности таких людей связан с искусством: театр, кино, мода, дизайн. В их одежде много украшений: бусы, клипсы, повязки, банты, ленты. В пожилом возрасте они могут носить белую одежду. Мужчины могут иметь мундштук, трубку с табаком, кисет, цепочку, кулон, трость с резьбой, яркий пиджак; могут иметь бороду и усы. Говоря, они перебивают собеседника, не могут связно выразить свою мысль. Они оценивают людей по внешним признакам: одежде, возрасту, национальности. Смех резкий. Паузы в речи вызваны ожиданием эффекта своих слов. Свою жизнь истероидная личность описывает как полную унижений, измен, неудач.

«Красивые» тексты описывают переживания и страдания женщины, оказавшейся в необычных обстоятельствах. Особенностями таких текстов являются подробное описание внешности, интерьера; экзотических мест. В названиях текстов содержатся имена: «Сестра Керри» Драйзера, «Приключения Тома Сойера и Геккельбери Финна» Твена, «Принц и нищий» Твена. «Отверженные» Гюго,. «Левша» Лескова, «Рабыня Изаура» Гимараенса. Семантические признаки текстов - упоминание происхождения героев (высокого. среднего или низкого: • король, адвокат, рабыня), тайны родства, лжи. эмоциональности (герои ведут себя спонтанно, они испытывают то изумление, то обиду, то показное спокойствие), таинственной болезни; описание внешности (всех частей тела); мотив денег (герои не жадны, но сами денег зарабатывать не умеют); описание страданий, множества родственников; сравнение героев с животными, наличие цветовых прилагательных; описание красивого (замок, вилла) или некрасивого пространства (хижина) важен также мотив ограды -символа запрета на импульсивные действия. Жанры текстов - женские романы, репортажи с показа мод и выставок, индийские фильмы, водевили.

«Сложные» тексты соответствуют шизоидной акцентуации личности. Б.М. Зейгарник в «Патопсихологии» пишет, что у больных шизофренией нарушается механизм опоры на прошлый речевой опыт. Отсюда отклонения от стандартов речемыслительной деятельности. При классификации предметов действительности больной объединяет в одну группу слова шкаф, стол, уборщица, лопата и даёт объяснение: Мебель ~ группа выметающих, плохое из жизни. Лопата - эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством. При шизофрении явно ощущается странность, причудливость, непонятность речи. Увеличивается длина фразы, число личных местоимений. Больной не может удержаться на одной теме, соскальзывает на побочные. Больной замыкается, его речь эгоцентрична: его не волнует, понимают ли его окружающие. Выдвигается гипотеза, что шизофрения вызвана угнетением работы правого полушария мозга, отвечающего за целостное восприятие информации. Левое полушарие, отвечающее за абстрактное мышление, при этом работает чрезмерно, поэтому больной вместо объяснения слова может давать его грамматическую характеристику. При шизофрении полностью нарушено понимание речи, несмотря на правильность использования больным грамматических структур. При шизофрении происходит размытие и исчезновение границ тела, смещение событий. Отгороженность от внешней жизни сопровождается холодной рассудочной оценкой. Люди с шизофренией склонны к символической форме мышления.

«Сложные» тексты описывают концепции, которые не могут быть проверены на практике. Это научные тексты по философии и научная фантастика. В «сложных» текстах используются символы, знаки, иероглифы (Г. Гессе «Игра в бисер»). В.Кандинский, теоретик изобразительного искусства начала XX века говорил о треугольнике как абсолютной духовной сущности. К. Малевич - о квадрате. В «сложных» текстах нарушается сочетаемость слов (А. Платонов), много неологизмов (стихи В. Хлебникова, С. Нем «Звёздные дневники Попа Тихого»). К «сложным» текстам относят логограммы:

ЕУЕУЕ

ГЛАЗАЛГ

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА

РАБ, НЕЖЬ ЖЁН БАР (В. Маяковский)

К семантическим признакам «сложных» текстов относят: 1) наличие двух плоскостей повествования: реальной и вымышленной, между которыми может быть переход (в романе братьев Стругацких «Пикник на обочине» Сталкер является проводником между ними). Второй план может быть выше обычного (сверхзвуковые скорости, подземные города, роботы с человеческими способностями). Мир второго плана может порабощать человека (техника может выйти из-под контроля, люди могут быть подавлены урбанизацией). Действие может происходить в параллельных пространствах; 2) третий план может проявляться как деформированность во времени. Время может остановиться, повториться, ускориться, коллапсировать, Прошлое может идти навстречу настоящему. На третьем плане герой может перемещаться при помощи мысли, упоминается телепатия, телекинез. Сознание становится бестелесным, меняет тело,воплощается (роман С. Лема «Солярис»); 3) такие тексты сложно понимать.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.