КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Мышление и речь. Речевая структура мозга
План 1. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин о соотношении мышления и речи. 2. Мышление и речь в формировании речевого высказывания. 3. Мышление и речь в при восприятии и понимании речи. 4. Источники учения о речевой структуре мозга. 5. Открытие речевых зон мозга Пьером Брока и Карлом Вернике. 6. Роль А.Р. Лурии в открытии новых речевых зон мозга. 7. Исследование роли правого полушария в речевом механизме человека. 8. Совместная деятельность левого и правого полушарий мозга.
1. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин о соотношении мышления и речи. Взгляды Л.С. Выготского на взаимодействие мышления и речи изложены в работе «Мышление и речь» (30-е годы XX века). Главный вопрос, на который отвечал учёный, был «Что лежит между мыслью и словом?». В решении этой проблемы важная роль отводилась различению значения и смысла. Значение - это то, что объединяет всех носителей языка в понимании слова; то, что зафиксировано в толковых словарях. Смысл - это индивидуальное значение слова, связанное с личным опытом говорящего или ситуацией общения. Если смысл несёт первичное, личное содержание слова, которое должно быть воплощено в речь, значение содержит уже результат речепорождения. Слово верёвка в ситуации, когда нужно повязать торт, будет иметь иной смысл, нежели в ситуации, когда возникает необходимость повеситься. Этапу превращения смысла в значение предшествует другой важный этап: смысл зарождается от потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения и эмоции. Другими словами, за мыслью стоит мотив, причина речи. Он формирует намерение общаться, готовность человека к речевым действиям. Превращение мысли в слово происходит во внутренней речи. Эта категория - ключевая в концепции Л.С. Выготского. Это не «речь минус звук». Внутренняя речь имеет особое строение и качественно отличается от внешней. Она состоит из предикатов, ключевых слов, набора рем будущей речи. Рема - это часть предложения, несущая новую, актуальную информацию. Внутренняя речь напоминает разговорное ситуативное общение: «Идёт!» - об автобусе, которого давно все ждут на остановке. Это свёрнутая, сжатая, грамматически не оформленная речь; это опорный конспект будущего высказывания. Внутренняя речь имеет свою эволюцию. Её ещё нет у дошкольников. Она развивается из эгоцентрической речи маленьких детей, когда они разговаривают сами с собой. Позже эта речь становится шёпотной, а затем уходит внутрь нашего сознания. Превращение эгоцентрической речи во внутреннюю завершается у ребёнка к 10 - 11 годам. В процессе превращения мысли в слово идёт борьба индивидуально-личностного смысла и общепринятых языковых форм. О ней говорил Л.С. Выготский в своей знаменитой фразе: «Мысль не воплощается, а совершается в слове». То есть именно во время выбора нужного слова результат поиска слова начинает удовлетворять говорящего. В этот момент мысль ещё продолжает формироваться. Поэтому за красивыми и связными высказываниями не всегда Н.И. Жинкин в 60 - 70-е годы XX века ввёл в психолингвистику понятие образы, двигательные импульсы, обонятельные и осязательные отпечатки реальности. УПК - это язык замысла речи. Он интернационален, поэтому мы способны понять иностранную речь. Для порождения речи мы должны перекодировать информацию с языка УПК на словесный язык. 2. Мышление и речь в формировании речевого высказывания. Формирование речевого высказывания происходит в несколько этапов, протекающих не последовательно, а параллельно: 1. Зарождению речи предшествует мотив, который может быть осознан или не осознан говорящим, однако он всегда существует. ; ^ 2. Мотив формирует коммуникативное намерение, которое выражается в: 1) настрое на жанр (ситуацию) общения (болтовня, разговор по душам, ссора, светское общение, публичное выступление); 2) настрой на модальность общения (отношение к собеседнику): конфликтная, центрированная, кооперативная. Этот этап так важен, что ещё' до момента речи органы артикуляции приходят в напряжение, активизируются. В этот момент в сознании говорящего проносятся сценарии типичного взаимодействия людей, а также соответствующие им жанры. 3. В УПК вызревает общий замысел речи. Автор уже знает, о чём он будет говорить, но ещё не знает как. В его сознании появляются ключевые слова, ядерные фразы, рематические обрывки предложений. 4. Происходит перевод смысла с языка образов и схем на национальный язык. Ключевые слова, ядерные фразы, рематические обрывки предложений разворачиваются в целостный связный текст. В это время мысль продолжает 5. Происходит артикуляция звуков, слогов, слов, фраз. Понимание речи начинается с поиска общей мысли высказывания. Здесь 1. Смысловое восприятие начинается с выделения слов в речевом потоке. 2. Понимание слов зависит от понимания ситуации, подсказывающей их
- Чёрная? - Нет, красная. - А почему белая? - Потому что зелёная. Не зная, что разговаривают дачники, трудно понять, о чём идёт здесь речь. 3. Другим источником затруднённого понимания слов являются Из анекдота: Встречаются два кандидата наук. Один, Указывая с завистью на пухлый портфель другого, говорит: - У тебя там, небось, докторская? - Нет, к сожалению, ливерная. \^
4. Источником затруднённого понимания слов является также расхождение! ^ 5. В понимании нуждается и структура целого текста. Нормативные тексты ^ В целом понимание текста - это свёртывание речи к исходному замыслу. \-% Истинное понимание текста базируется на выделении замысла и формулировании
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |