Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 5

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ (2 часа)

План

1. Опрос по лекции:

1. Расскажите о понятии «языковая способность». Как решается вопрос о её происхождении в современной лингвистике?

2. Приведите исторические факты, свидетельствующие о невозможности речевого развития ребёнка без речевого контакта со взрослыми. Что такое синдром госпитализма?

3. Какие рефлекторно-двигательные реакции являются для ребёнка врождёнными? Как они становятся знаками? Что такое протоязык?

4. Как происходит голосовое развитие ребёнка?

5. Как формируются интонация и ритм в речи ребёнка?

6. Какова периодизация речевого развития ребёнка?

7. Как формируется восприятие фонем человеческой речи?

8. В какой последовательности дети осваивают произношение звуков?

9. Как ребёнок овладевает слоговой структурой слова?

10. Какие три типа слов являются первыми словами ребёнка?

11. Расскажите о росте активного словаря ребёнка. Какие трудности встречаются на этом пути?

12. В чём заключается сущность детского словотворчества? В каком возрасте оно возникает у детей?

13. Охарактеризуйте особенности словотворчества детей от двух до пяти лет.

14. Расскажите о первой практической грамматике ребёнка. Охарактеризуйте принципы «детской» грамматики: универсальность и сверхгенерализацию.

15. Расскажите о формировании некоторых грамматических категорий в сознании детей.

16. Как дети осваивают синтаксический строй речи?

2. Выпишите из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» примеры рече-

мыслительной деятельности ребёнка от двух до пяти лет по плану:

1. Высказывания, демонстрирующие изобретение новых слов по аналогии.

2. Попытки (иногда неверные) осмыслить значения слов по их внутренней форме.

3. Объяснение непонятных слов путём их переделывания.

4. Примеры детской «логики» (своего понимания связей в мире, соединения несоединимого, смысловой игры и т.д.).

5. Буквальное понимание метафор детьми.

6. Высказывания, демонстрирующие любовь детей к действию, динамике, движению.

7. Стремление детей к звуковой мотивированности слова.

8. Почему детям нравятся перевёртыши? Приведите их примеры и типологию.

9. Высказывания, демонстрирующие любовь детей к рифме.

10. Высказывания, демонстрирующие любовь детей к ритму.

2. Подготовьте несколько примеров детской речи из рубрики «Говорят дети». Объясните её особенности.

Задания для самостоятельной работы

1. Какие особенности детской речи использует писатель или поэт в качестве приёма языковой игры с детьми в подобранном вами интересном стихотворении или прозаическом тексте для детей? Какие рече-мыслительные навыки детей он развивает (на примере стихов Д. Хармса, В. Данько, Ю. Мориц, Н. Носова, П. Синявского, Э. Мошковской и т.д.)?

Литература к занятию

1. Горелов И.П., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. -М., 2001.

2. Ушакова Т.Н. Основы психолингвистики.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики

4. Методині вказівки до вивчення курсу «Основи мовленневої діяльності». -
Дніпропетровськ, 2001.

5. Чуковский К. «От двух до пяти».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое занятие № 4 | Практическое занятие № 6
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.