Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели долговечиости

Долговечность объекта оценивают по ресурсу (наработке) и по сроку службы, т. е. календарной продолжительности экс-плуатации, измерямой годами или месяцами. Различие между ресурсом и сроком службы, как показателями долговечности, обусловлено тем, что ресурс учитывает суммарную продол-жительность как работы, так и простая по любым причинам (техническим, организационным и др.). Поэтому два автомобиля одной модели могут иметь одинаковый ресурс до КР при разных сроках службы, обусловленных различной интен-сивностью эксплуатации. Ресурс дает непосредственное пред-ставление о наработке в различных условиях, а срок службы удобен, например, при планировании сроков сдачи изделий в ремонт, замен их новыми и т. д.

Для определения показателей долговечности используют кривые убыли числа объектов (рис. 5, а) и распределения их ресурсов (рис. 5, 6).

Различают следующие показатели долговечности:

- гамма-процентный хγ ресурс (срок службы), который имеет и превышает обусловленное число (γ %) данных объектов;

- медианный хмед, т. е. гамма-процентный ресурс х50 при γ =50 %; средний ресурс (срок службы), т. е. среднее значение для совокупности объектов одного типоразмера и исполнения;

- назначенный, т. е. ресурс, при достижении которого эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния объекта;

- ресурс до первого КР или межремонтный ресурс (срок службы), т. е. наработка от начала эксплуатации объекта до первого КР или между двумя последовательными КР; ресурс до списания хпр— суммарный ресурс или срок службы от начала эксплуатации объекта до его списания;

- минимальный хмин ресурс, в течение которого не появляется ни одного серьезного (оговоренного) отказа объекта.

Существование сдвига, т. е, минимального ресурса хмин учитываемого начиная с определенной величины (например, с хмин ≥ 0,1хср) является показателем качества объекта — имеется период эксплуатации, когда не возникают сложные отказы, например, угрожающие безопасности автомобиля. Наличие сдвига распределения может служить основой для выбора назначенного ресурса.

Широта распределения (размах варьирования) хмах - хмин является дополнительной характеристикой долговечности объекта.

Гамма-процентный ресурс характеризует минимальную долговечность объекта и является одним из основных показателей надежности машин. Он обладает рядом преимушеств. В частности служит характеристикой ранних отказов (разрушений), обоснованием срока гарантии, определяет потребности в запасных частях, для нормирования долговечности объектов. Для изделий массового и крупносерийного производства обычно принимают γ =0,9 т. е. ресурс х90, а для элементов, влияюших на безопасность движения, γ = 0,95.

Второй основной оценкой долговечности является средний ресурс хср, учитывающий долговечность всех объектов, в том числе соответствующих крайним значениям ресурса. Он удобен как характеристика среднего уровня долговечности объекта, различных эксплуатаиионных расчетов: расхода запасных частей и агрегатов, планирования убыли и пополнения парка автомобилей. числа ремонтов, технико-экономических оценок различных мероприятий по повышению надежности и эффективности эксплуатапии и ремонта автомобиля и т. д. Исходной зависимостью для определения показателей долговечности невосстанавливаемого объекта является кривая убыли, непосредстве задаюшая значения хмин, хγ, х50, хпр.

Следует заметить, что в условиях эксплуатации для восстанавливаемого объекта с возможностью частных замен составляющих его деталей, узлов, агрегатов ресурсы до КР, межремонтный, до списания соответствуют специально оговоренным условиям. Например, при агрегатно-узловом методе ремонта грузовой автомобиль считается вышедшим в КР, если из основных агрегатов (дви- гатель, коробка передач, раздаточная коробка, мосты — передний, промежуточный, задний, рулевое управление, рама и кабина) пять (двухосный автомобиль) или шесть (трехосный) требуют КР.

Ресурс и срок службы в большой степени зависят от условий эксплуатаци Поэтому они должны быть оговорены в каждом конкретном случае.

Пример. Пробег до КР грузового автомобиля (3 т) на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием в условиях центральной природно - климатической зоны составляет в среднем 230 тыс. км. Найти среднее значение ресурса автомобиля до КР, если меняются дорожвые и кляматячесхiе условия (т. е. для системы АДС).

Воспользовавшись существующими средними коэффициентами корректирования пробегов автомобиля до КР н дифференцированными нормативами технической эксплуатации автомобилей в зависимости от климатических условий, можно составить таблицу, в которой наряду с пробегами до первого КР (числитель) даны и межремонтные пробеги (знаменатель), значения которых принято считать равными 0,8 от пробега до первого КР (табл. 3).

Таким образом, по самым приблизительным расчетам, нормативное (среднее) значение ресурса автомобиля может меняться при различных дорожных условиях и среде движения в 2 раза. Однако ресурс автомобиля величина случайная, меняющаяся в достаточно широких пределах. По оптимистическим оценкам (при нормальном законе распределения наработок до КР), принимая для нижней и верхней границ ресурса значения, соответствующие хср ± 2х и при υ = 0,3, имеем хмин = хср = (1—2υ) = 0,4хср; хмах = хср (1—2υ) = 1,6хср

 

 

Таблица3.

Влияние дорожных условий и среды на ресурс автомобиля (3 т) до КР (пробег в тыс. км)

Тогда нижнее и верхнее значение ресурса для автомобиля, прошедшего КР и работающего в неблагоприятных условиях, и для автомобиля заводского выпуска при благоприятных условиях теоретически (с вероятностью 93 %) окажутся в пределах 90— 370 тыс, км.

Поскольку ресурс зависит от условий работы (эксплуатации то его значения должны точно оговариваться (учитываться) в каждом конкретном случае.

Помимо показателей безотказности и. долговечности существуют и другие — ремонтопригодности н сохраняемости, не рассматриваемые ниже. Наконец, в ряде случаев удобны комплексные показатели надежности, из которых выделим коэффициент технического использования kти - отношение математического ожидания времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к сумме математических ожиданий времени пребывания объекта в работоспособном состоянии, в техническом обслуживании, в ремонте за один и тот же период эксплуатации. Понятие коэффициента технического ожидания можно распространить как на один объект, так и на партию изделий. В последнем случае, если заданное время эксплуатации различно для каждого изделия, подсчет ведется по формуле

kти = tсум / (tсум + tр + tто) (20)

где tсум – наработка; tр - простои в ремонтах, плановых и внеплановых; tто — простои в техническом обслуживании.

Значение kти для группы машин позволяет оценить вероятность их работоспособного состояния с учетом пребывания в плановом обслуживании или ремонте. Если к данному моменту для автохозяйства kти = 0,9 то это означает, что 90 % автомобилей работоспособны, а 10 % находятся в плановом ТО или ремонте.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ 5. Для стационарного ординарного потока отказов без последействия многие выражения упрощаются для наработки до отказа (среднее время безотказной работы) вместо | Законы распределения случайных величин и показатели надежности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.