Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование инноваций и оценка их экономической эффективности




Основные цели и алгоритм планирования научно-технического развития предприятия

Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития)

 

Главная цель планирования потенциала предприятия состоит в обеспечении его развития преимущественно на качественно новой основе – за счет интенсификации, технического перевооружения и модернизации производства, модификации продукции, диверсификации предприятия, включая производство новых видов продукции и организацию новых видов деятельности, не связанных с основной деятельностью.

Развитие потенциала может осуществляться и за счет экстенсивного развития, при котором экономический рост достигается за счет расширения производства при сохраняющемся уровне технологии и качества ресурсов.

В отличие от экстенсивного пути, интенсификация (от лат. intensio напряжение, усиление и fakio делаю) – это процесс развития производства за счет применения более эффективных средств производства и его организации.

Развитие общего потенциала предприятия предполагает развитие всех его субпотенциалов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи. Развитие одного или нескольких субпотенциалов неизбежно приводит к качественно новым изменениям и в других субпотенциалах.

Одними из основных направлений развития потенциала предприятия являются его научно-техническое и социальное развитие.

 

 

 

Научно-техническое развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники и технологии, создания новых видов продукции, повышения ее качества, улучшения условий охраны труда и техники безопасности производства с целью повышения конкурентоспособности и доходности предприятия, а также решения экологических и социальных проблем.

В основе научно-технического развития предприятия лежат последние достижения научно-технического прогресса (НТП), представляющие собой новые образцы техники и технологии, используемых материалов и конструкций, новые технические методы организации производства и труда и т.д.

Устойчивое развитие предприятия в долговременной перспективе зависит от его способности гибко реагировать и внедрять достижения НТП, приобретая тем самым новые конкурентные преимущества и опережая своих соперников.

Вклад науки и техники в наращивание потенциала предприятия зависит от того, насколько ориентирован на потенциального потребителя, а также экономичен и рационален во времени цикл «научное открытие - прикладные исследования – опытные образцы – массовое производство».

Цели и приоритеты научно-технического развития предприятия определяются его стратегией, наличием и качеством имеющихся в его распоряжении ресурсов, соответствием потенциала поставленным задачам, уровнем конкурентоспособности и т.п. Помимо внутренних факторов, большое влияние оказывают многочисленные внешние факторы, включая скорость появления новых научных открытий и их трансформации в опробованные производственные технологии, длительность жизненного цикла товаров, меры государственной поддержки инновационных предприятий и др.

 
 

 

 


Рис. 3.1. Составляющие успешного планирования научно-технического развития предприятия и его соответствия целевым критериям деятельности

 

Научно-техническое развитие предприятия нацелено на:

- создание и освоение новых конкурентоспособных видов продукции;

- совершенствование, модификацию и повышение качества выпускаемой продукции;

- внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий;

- применение новых исходных материалов, конструкций, товаров-заменителей;

- обеспечение охраны окружающей среды;

- улучшение условий труда и охраны здоровья работающих;

- совершенствование организации производства, труда и управления и т.д.

Научно-техническое развитие предприятия базируется на выполнении и внедрении в производство результатов:

1) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

2) рационализаторских предложений и технических решений.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (акроним НИОКР) - это совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.

Научные знания являются теоретической основой материального производства. Стратегия предприятий, направленная на увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, обладающей высокой наукоемкостью, практически всегда связана с выполнением и реализацией результатов НИОКР.

Научно-исследовательские работы (НИР) - это работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью определения технической возможности создания новой техники и технологии. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение новых знаний для решения конкретных практических задач) исследования.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) — это комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия, оборудования, изготовлению и испытаниям опытных образцов, выполняемых по техническому заданию.

Целью научных исследований является выяснение принципиальной возможности постановки и решения практических задач. Результатом опытно-конструкторских работ обычно является новая конструкция изделия (его элемента) или новая технология.

Рационализаторское предложение (рацпредложение) - это техническое решение, являющее новым и полезным для предприятия, которое предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники, а также изменение перечня, состава и расхода используемых ресурсов.

Рацпредложение влечет за собой только частичные производственно-технологические изменения и не предполагает радикальных перемен техники и технологии.

 

Для координации деятельности, связанной с организацией и реализацией научно-технической политики, на предприятии разрабатываются долгосрочные и тактические Планы по научно-техническому развитию. Среди других употребляемых названий данных планов можно упомянуть следующие: План по инновациям, План по совершенствованию деятельности и повышению эффективности производства, План по НИОКР и др.

Необходимость разработки Плана по научно-техническому развитию диктуется постоянно изменяющимися потребностями покупателей, снижением длительности жизненного цикла товаров, усложнением выпускаемой продукции, возрастающими требованиями повышения ее качества и экологичности, моральным и физическим износом основных фондов, необходимостью охраны окружающей среды и многими другими факторами.

Научно техническое развитие предприятия в части совершенствования технологии и техники может осуществляться несколькими путями:

1) посредством приобретения лицензий и т.п.;

2) за счет проведения полного цикла НИОКР, выполняемых собственными силами или силами привлеченных специализированных научно-исследовательских учреждений, инновационных фирм, и внедрения полученных результатов в производство;

3) использования прогрессивной техники на основании договоров лизинга;

4) кооперации и интеграции с другими предприятиями и т.д.

Алгоритм разработки Плана по научно-техническому развитию включает в себя следующие этапы:

1) определение целей научно-технического развития предприятия, исходя из его стратегии, прогноза изменения потребностей покупателей, учета их требований к добавлению новых функциональных характеристик потребляемой продукции, повышения ее качества и т.д.;

2) комплексный анализ существующего уровня конкурентоспособности и потенциала предприятия и его субпотенциалов и предварительная оценка их соответствия целям научно-технического развития;

3) анализ и прогнозирование развития достижений НТП в интересующей сфере деятельности. Для проведения анализа на данном этапе возможно привлечение сторонних экспертов и специализированных организаций;

4) определение основных направлений научно-технического развития предприятия и их приоритетности, а также способов достижения поставленных целей:

- на основании приобретенных лицензий;

- выполнения полного цикла НИОКР собственными силами и с привлечением специализированных научно-исследовательских учреждений);

- использования прогрессивной техники на основании договоров лизинга и т.п.

5) разработка бизнес-планов заявленных НИОКР и бизнес-планов по развитию предприятия на основании приобретенных лицензий, договоров лизинга по направлениям научно-технического развития с обязательным определением потенциальных рынков сбыта, степени риска и экономической эффективности;

6) проведение на конкурсной основе экспертизы представленных бизнес-планов. Процедура экспертизы проводится уполномоченной службой предприятия с использованием методик многокритериального отбора и специализированных компьютерных программ;

7) разработка портфеля НИОКР и формирование Плана по научно-техническому развитию, определение источников финансирования;

8) увязка Плана по научно-техническому развитию с другими разделами плана.

Как правило, в Плане по научно-техническому развитию предусматриваются все этапы выполнения и внедрения НИОКР, включая научные исследования, опытно-конструкторские работы, изготовление опытных образцов техники и продукции, опытно-промышленные испытания, отработку технической документации;

8) увязывание Плана по научно-техническому развитию с остальными разделами плана предприятия, в частности с Планом продаж, Планом по инвестициям, Планом по производству, Планом социального развития и др.;

9) заключение договоров на выполнение НИОКР с соответствующими научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями и прочими учреждениями, а также приобретение лицензий, заключение договоров лизинга.

Результаты НИОКР, выполненных в соответствии с Планом по научно-техническому развитию, оформляются надлежащим образом, включая защиту прав интеллектуальной собственности.

 

Выполнение НИОКР и коммерциализация их результатов может осуществляться несколькими способами:

1) НИОКР могут выполняться специализированными структурными подразделениями предприятия (лабораториями, конструкторскими бюро, отделами и т.п.). В данном случае затраты на НИОКР, в том числе оплата труда исследователей и конструкторов, затраты на материальные ресурсы, приобретение необходимого оборудования и т.д., учитываются в общих затратах предприятия. Результаты НИОКР являются интеллектуальной собственностью предприятия.

Подобный способ выполнения и финансирования НИОКР целесообразен при небольших объемах научно-исследовательских разработок, носящих, в основном, прикладной характер и не требующих серьезных фундаментальных исследований.

До конца 90-х годов прошлого века именно такой способ превалировал в сфере НИОКР и получил название закрытой модели инноваций. В модели закрытых иннова­ций крупные компании и корпорации самостоятельно гене­рировали новые идеи, занимались разработками и их внедрением в производство, а также распространением и сопровождением инноваций. НИОКР рассматривались как ценный стратегический актив, позволявший занимать лидирующее положение на рынке и реинвестировать все большую прибыль в проведение иссле­дований и разработок.

Однако в конце 20 века значительно возросла мобильность работников умственного труда, которые покидали исследовательские лаборатории крупных компаний и переходили в самостоятельные небольшие инновационные фирмы. Кроме этого, получили развитие венчурные схемы финансирования инноваций, без которых само существование инновационных фирм находилось под вопросом. Увеличился и размер государственной поддержки инновационным фирмам.

Перечисленные факторы привели к переходу от закрытой к открытой модели инноваций, при которой небольшие инновационные фирмы специализируются на разработке новых идей и их коммерциализации с привлечением венчурного капитала. При этом сами инновационные фирмы могут развиться в компании, на практике претворяющие новации в инновации, либо предоставлять на платной основе свои идеи и услуги другим компаниям;

2) НИОКР выполняются самостоятельными инновационными фирмами и научно-исследовательскими институтами (НИИ), высшими учебными учреждениями и другими организациями на основании договора, заключенного с предприятием. Возможно также совместное финансирование НИОКР с участием заинтересованных предприятий, научных учреждений и инвесторов, в том числе государства. Права на интеллектуальную собственность оговариваются условиями заключенных договоров.

Как правило, специализированные НИИ и академические институты, занимающиеся научным разработками, являются базой для проведения фундаментальных научных исследований. Крупные НИОКР зачастую «не по плечу» небольшим инновационным фирмам вследствие недостаточности научно-материальной базы и отсутствия соответствующего интеллектуального потенциала для проведения фундаментальных исследований.

Выбор той или иной схемы разработки и финансирования НИОКР определяется предприятием на основе сравнительного анализа предлагаемых вариантов, исходя из сложности, наукоемкости научных исследований и опытно-конструкторских разработок, их экономической эффективности.

 

При планировании научно-технического развития предприятия необходимо учитывать специфичность НИОКР, которая проявляется в следующем:

1) механизм выполнения и реализации НИОКР - многоступенчатый и строго последовательный, не позволяющий миновать промежуточные стадии. Поэтому производственно-технологические НИОКР растянуты во времени, от них нельзя ожидать молниеносной отдачи;

2) не всегда НИОКР завершаются положительным результатом, на который рассчитывает предприятие. В данном случае затраты на выполненные НИОКР являются прямыми убытками;

3) между величиной затрат на НИОКР, количеством патентов, ноу-хау и финансовыми результатами от их внедрения существует связь, но она носит не прямой, а корреляционный характер. Просчеты, связанные с формированием потенциальных потребительских рынков, отставание предприятия от конкурентов, организационные недоработки при внедрении НИОКР могут «свести на нет» все ожидаемые результаты НИОКР.

Таким образом, НИОКР не являются стопроцентным гарантом достижения поставленных целей по улучшению рыночной позиции предприятия и повышению его доходности;

3) прогнозные показатели отдачи от НИОКР могут существенно расходиться с жизненными реалиями. Наименьшие риски содержит планирование НИОКР, связанных с созданием и усовершенствованием техники и технологий, особенно применяемых при выпуске традиционной, не подверженной модным тенденциям продукции. Наибольшие риски связаны с НИОКР по созданию кардинально новой продукции, прежде всего, высокотехнологичной и имеющей небольшую длительность жизненного цикла товаров;

4) существуют трудности с учетом затрат на выполнение НИОКР. До тех пор, пока НИОКР не завершены, затраты на их выполнение не включаются в перечень расходов, принимаемых к налогообложению, и осуществляются за счет иммобилизации внутренних средств.

Основные цели, принципы и методы организации работы по внедрению на предприятии достижений НТП формулируются в научно-технической политике.

Исходя из размеров и формы собственности предприятия, а также масштабности стратегических задач по научно-техническому развитию формируется служба, которая несет ответственность за разработку и реализацию научно-технической политики. Современная практика предлагает различные организационные пути для координации внутрипроизводственных и внешних связей, договорных отношений между участниками выполнении и внедрения НИОКР.

В крупных российских компаниях формируются Департаменты стратегического развития крупных предприятий, в составе которых функционируют отдельные управления научно-технического развития предприятия. Возможен вариант создания отдельных управлений по научно-техническому развитию, инновациям. На менее крупных предприятиях ответственным лицом может являться главный инженер. В его административном (или методологическом) подчинении находятся соответствующие технические службы и отделы, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро и т.п. Работы по выполнению и реализации НИОКР могут выделяться в отдельный проект, предполагающий формирование проектной команды.

 

 

 

Достижения НТП, реализуемые через разработку и внедрение НИОКР, являются мощным «локомотивом» развития предприятия. Вместе с тем, механизмы, лежащие в основе прогресса и совершенствования деятельности предприятия, можно рассматривать гораздо шире рамок традиционных НИОКР.

Неслучайно многие предприятия называют планы по развитию своего потенциала Планами по инновациям.

Инновация — это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовле­творения определенных запросов потребителей. Основными критериями инновации являются ее новизна, практическая применимость и реализуемость в рыночных условиях.

Объектами инноваций могут стать абсолютно все сферы деятельности, все бизнес-процессы предприятия. Помимо тех направлений развития, которые охватывают НИОКР, инновации могут быть нацелены на совершенствование информационно-методических аспектов, технологий управления, формирование корпоративной культуры и т.п.

Исходя из более широкого перечня объектов приложения инноваций, План по инновациям имеет более распространенную структуру и может состоять из следующих разделов:

1) План по НИОКР;

2) План по стандартизации и метрологическому обеспечению;

3) План по научной организации труда и управления;

4) План по реализации и приобретению патентов, лицензий, ноу-хау и т.п.;

5) План по совершенствованию информационно-методической базы, внедрению новых программных продуктов;

6) другие разделы.

Необходимость формирования отдельного Плана по инновациям объясняется тем, что включенные в него мероприятия затрагивают разные аспекты деятельности и как бы «размываются» в других разделах сводного плана предприятия. В Плане продаж, Плане по производству, Финансовом плане, Плане по социальному развитию и других планах инновации находят свое отражение в «свернутом виде» в соответствующих производственно-экономических и финансовых показателях. Но изменение показателей в лучшую сторону может быть следствием проявления не только внутренних, но и внешних факторов, например, усиления государственной поддержки, благоприятных сдвигов в рыночной конъюнктуре и т.п. Аккумулирование информации об инновациях в едином Плане по инновациям позволяет определить реальный вклад предприятия в развитие своего потенциала.

Экономический эффект от внедрения инноваций проявляется в изменении следующих производственно-экономических и финансовых показателей:

1) увеличении производительности труда (снижении трудоемкости изготовления продукции или увеличении выработки продукции в единицу времени). Увеличение производительности труда приводит, в свою очередь, к наращиванию объемов производства и продаж продукции, к снижению численности персонала и, соответственно, затрат на оплату его труда;

2) экономии материально-энергетических и трудовых ресурсов вследствие внедрения ресурсосберегающих технологий, более экономичных и современных материалов-заменителей, снижения или ликвидации отходов и т.п., что приводит к сокращению расхода используемых ресурсов и снижению себестоимости продукции;

3) увеличении цены на продукцию вследствие улучшения и добавления новых эксплуатационных характеристик, повышения качества. Необходимо отметить, что улучшение качества зачастую связано с дополнительными затратами, однако, не всегда приводит к прямому повышению цен на продукцию. В качестве примера можно привести один из известных принципов фирмы Toyota: «Качественно – это не всегда дорого и долго». Автомобили Toyota отличаются высоким качеством и при этом вполне разумными ценами;

4) снижении длительности производственно-коммерческого цикла, ускорении оборачиваемости оборотных средств;

5) снижению производственного травматизма;

6) увеличению прибыли вследствие действия всех вышеперечисленных факторов.

 

Алгоритм формирования Плана по инновациям во многом схож с алгоритмом формирования Плана по научно-техническому развитию.

Включение мероприятия по внедрению инноваций в План по инновациям осуществляется на основе их приоритетности и величины экономического эффекта от внедрения данных мероприятий.

В широком смысле экономический эффект - это абсолютное изменение результата экономической деятельности, под которым можно подразумевать увеличение доходов, снижение затрат и увеличение прибыли.

Оценка экономического эффекта осуществляется, как правило, в денежном выражении. Однако нельзя сводить экономический эффект мероприятий только к денежной экономии. Иногда мероприятия по улучшению организации производства и труда могут характеризоваться типично социальным эффектом, например, те, которые связаны с улучшением санитарно-гигиенических условий на производстве, улучшением морально-психологического климата в коллективе и т.п.

Применительно к снижению затрат, величину экономического эффекта обычно рассчитывают в виде экономии, представляющей абсолютную разность между затратами до и после внедрения мероприятия за вычетом затрат, связанных с внедрением данного мероприятия. Это наиболее общий подход к расчету экономии затрат.

Экономия = Затраты до внедр. – Затраты после внедр - Затраты на внедр (3.3)

Расчет экономического эффекта от внедрения мероприятий может быть также осуществлен с помощью показателя себестоимости 1 единицы продукции. При этом может быть рассчитана:

- экономия до конца планового периода с момента внедрения мероприятия;

- условно-годовая экономия.

Формулы их расчета приведены ниже.

Экономия до конца года = (С/сть 1 до внедр – С/сть 1 после внедр) · V – Затраты на внедр (3.4)

Экономия условно-год = (С/сть 1 до внедр – С/сть 1 после внедр) · V усл – Затраты на внедр (3.5)

где Экономия условно-год - экономия, которая может быть получена в течение 12 месяцев с момента внедрения мероприятия, руб.;

С/сть 1 - себестоимость 1 единицы продукции до и после внедрения мероприятия, руб./1 ед.;

V –объем производства продукции в соответствующем периоде, натуральные показатели;

V усл – условно-годовой объем производства продукции, натуральные показатели;

 

Термин «условно-годовая» экономия и «условно-годовой» объем производства нуждается в пояснении. Дело в том, что различные мероприятия по снижению затрат в плановом периоде могут реализовываться как одновременно, так и в разные сроки. Даже по похожим, «родственным» мероприятиям нельзя сравнивать экономию, если одно мероприятие внедряется с 1 апреля, а второе – с 1 ноября. Реальная экономия в плановом периоде в первом случае будет получена за период апрель-декабрь, а во втором случае – за ноябрь-декабрь.

Вместе с тем, существует необходимость приведения величины экономии по разным мероприятиям в некие сопоставимые условия. Достичь этого позволяет показатель «условно-годовая экономия», который определяется как величина экономии от любого мероприятия в пересчете на годовой период. То есть расчет ведется не на оставшийся период до конца года с момента внедрения мероприятия, а на годовой интервал. Кроме того, сопоставимость означает, что расчет выполнен в фиксированных ценах. Проведение расчетов в фиксированных ценах обусловлено необходимостью устранения влияния повышения цен вследствие инфляции. В противном случае полученное снижение расхода ресурсов будет «съедено» инфляционными процессами.

Определение условно-годовой экономии является целесообразным:

1) при определении приоритетности различных мероприятий по снижению затрат;

2) при сравнении величины экономии по разным мероприятиям, отличающимся календарными сроками внедрения;

3) при определении величины материального вознаграждения лиц, внесших предложение по инновациям или отвечающих за внедрение мероприятия. При этом приоритет должны иметь «генераторы» идей, а не их «воплотители».

Помимо абсолютных показателей, каковыми являются показатели экономического эффекта и экономии, снижение себестоимости может характеризоваться и относительными показателями. Среди относительных показателей чаще всего используются рентабельность, определенная по отношению к затратам (себестоимости), а также затраты на 1 рубль товарной (валовой) продукции.

Прирост прибыли (∆ П) от выпуска модифицированной продукции определяется по формуле:

∆ П = (Цпл – С/сть пл) · Vпл - (Ц баз – С/сть баз) ·V баз (3.6)

где Цпл - цена 1 единицы продукции в плановом периоде, руб.;

С/сть пл - себестоимость 1 единицы продукции в плановом периоде, руб.;

Ц баз - цена 1 единицы продукции в базисном периоде, руб.;

С/сть баз - С/сть 1 единицы продукции в базисном периоде, руб.;

Vпл - объем продаж продукции в плановом периоде, натуральные измерители;

С/сть баз - объем продаж продукции в базисном периоде, натуральные измерители

 

По вышеприведенным формулам рассчитывается экономия по несложным мероприятиям, не связанным с большими затратами на внедрение. В этом случае экономия достигается чаще всего в краткосрочном периоде.

Мероприятия, которые требуют значительных капитальных вложений, а также текущих затрат по переподготовке кадров, заключению новых договоров и т.п., имеют более длительные сроки реализации и отдачи от вложенных средств. При расчете экономического эффекта, связанного с инвестициями в долгосрочные проекты, уже нельзя обойтись простейшими формулами. Для оценки инновационных долгосрочных проектов существуют специальные методики с учетом дисконтирования денежных потоков.

 

 

3.4. Система «бережливое производство» как один из путей развития потенциала предприятия

Мероприятия по развитию потенциала предприятия можно условно разделить на две группы:

1) требующие значительных инвестиций в НИОКР, основные и оборотные фонды. Как правило, это от долгосрочные проекты, отдача от которых ожидается в среднесрочных периодах;

2) не требующие значительных инвестиций, но приносящих весьма ощутимый экономический эффект.

И те, и другие мероприятия вносят «посильную лепту» в развитие потенциала предприятия. Однако, в условиях ограниченности ресурсов собственников интересуют в первую очередь мероприятия и проекты с низкими инвестиционными затратами.

Поэтому в данном параграфе уделено внимание одной из самых известных систем управления предприятием, направленной на пошаговое совершенствование деятельности предприятия и не связанной со значительными капитальными вложениями.

Эта система получила название система «бережливое производство» или Lean Production. Она является типичным образцом инноваций в сфере управления предприятием, которые были разработаны и внедрены в производство фирмой Toyota. После достижения устойчивых конкурентных преимуществ этой фирмой, концепция системы стала своеобразным бизнес-товаром и начала тиражироваться посредством обучающих платных пособий, семинаров, консультаций и т.д.

Сама по себе система заслуживает отдельного и самого серьезного изучения. В настоящее время издано большое количество экономической литературы, в которой авторами из различных стран отражены концепция, мировоззрение, методики и инструменты системы «бережливое производство».

В данном учебном пособии рассмотрены лишь основные аспекты системы «бережливое производство», касающиеся взаимосвязи планирования и организации производства на предприятии. Эта связь носит взаимообратный характер. Система планирования со всем своим инструментарием направлена на совершенствование организации всех бизнес-процессов. В свою очередь, высокий уровень планирования и управления невозможен без высокого уровня организации производства. Фирма Toyota следует принципу: «Делает деньги организация производства».

 

Приводя краткую характеристику системы «бережливое производство» в курсе «Планирование на предприятии», мы руководствуемся тремя соображениями:

1) по исследованиям компании "МакКинзи" более половины отставания производительности труда на отечественных предприятиях от зарубежных аналогов можно компенсировать всего лишь за счет совершенствования бизнес-процессов. Это так называемые дешевые инновации. Они не требуют НИОКР, а могут быть внедрены на основе комплексного анализа с использованием инструментария системы «бережливое производство» [7];

2) система планирования априори врастает в концепцию «бережливого производства» как один из составляющих элементов общей системы управления, предусматривающий пути перехода из ситуации «как есть» к ситуации «как должно быть»;

3) проведение параллелей с системой «бережливое производство» важно, потому что профессия экономиста находится на стыке знаний экономики и производственного (или как его еще называют, операционного) менеджмента.

 

3.4.1. Краткая историческая справка об эволюции системы «бережливое производство»

Система «бережливое производство» или Lean Production является несколько доработанной западной интерпретацией производственной системы компании Toyota (Toyota Product System - TPS). Основные принципы системы Toyota были сформулированы ее исполнительным директором Тайити Оно, на которых компания стоит вплоть до сегодняшних дней.

В свою очередь, выдающиеся японские менеджеры, в том числе Тайити Оно, при построении системы Toyota заимствовали многие принципы фордизма и социалистической системы научной организации труда и управления производства (НОТ).

Рис. 3.2 – Эволюция систем производственного менеджмента

 

Родоначальником фордизма является американский промышленник Г. Форд, который впервые ввел систему организации массово-поточного производства на своих автомобильных заводах в первой четверти 20 века. В то время это была революционная система организации производства и труда, основу которой составлял сборочный конвейер. Введение конвейерной сборки наряду с другими новшествами (специализацией, стандартизацией, унификацией и взаимозаменяемостью деталей и т.п.) привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции за счет экономии на масштабах производства.

Такая система управления демонстрировала высокую эффективность, пока шло насыщение рынков однотипной, недифференцированной продукцией. Однако с середины 1950-х годов на смену массовому производству и потреблению пришли рынки, характеризовавшиеся быстро меняющимися потребительскими предпочтениями. Такой тип рынков диктовал необходимость перестройки производства и его гибкой ориентации на удовлетворение самых разнообразных, индивидуализированных потребностей покупателей.

Наиболее быстро трансформировала принципы фордизма под изменившиеся рыночные условия фирма Toyota и создала свою систему, в которой принципы экономии на масштабах в массовом производстве были заменены на принципы гибкого производства и экономии на дифференциации.

Изучали японские менеджеры и социалистические передовые методы организации производства и труда. Ими были использованы отдельные принципы научной организации труда (НОТ), применявшиеся в СССР. Это касалось, прежде всего, создания условий для всемерного вовлечения работников в повышение эффективности производства, разработки системы материального и морального стимулирования, организации социалистического соревнования, рационализаторства, воспитания духа коллективизма, уважения к человеку труда и т.д.

Научная организация труда (НОТ) – это рационализация организации труда на основе достижений науки и техники, а также передового производственного и управленческого опыта с целью повышения эффективности производства, труда и управления.

В отечественной истории было несколько волн активизации работы в области НОТ. Самый мощный всплеск пришелся на 20-е годы прошлого века, когда возникли разные школы НОТ, было создано около 10 специализированных институтов, различные государственные органы (в частности, Совет по НОТ при Народном коммисариате рабоче-крестьянской инспекции СССР), многочисленные общественные организации (лига НОТ, ассоциации). Были проведены две Всесоюзные конференции по НОТ.

Индустриализация страны требовала разработки таких форм организации труда, которые бы обеспечивали максимально эффективное использование ресурсов в условиях их недостаточности. С 30-х годов разворачивается знаменитое стахановское движение, движение рационализаторов, на предприятиях идет внедрение работы непрерывным потоком, создаются комплексные бригады.

После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление работы по научной организации труда. В 60-70-е годы вопросы дальнейшего развития НОТ отражались в решении всех съездов Коммунистической партии СССР. При социализме система НОТ включала в себя комплекс мероприятий по аттестации рабочих мест, созданию безопасных и комфортных условий труда, по бригадным формам организации труда, совмещению профессий, улучшению нормирования труда, вовлечению работников в процессы совершенствования производства, по разработке действенных форм и методов материального и морального стимулирования и др.

Вплоть до конца 1980-х годов предприятия в составе своих пятилетних и годовых Техпромфинпланов выделяли специальный раздел по НОТ.

Заслуга японских менеджеров состоит, прежде всего, в том, что они просеяли через «сито» современных требований рынка зерна фордизма и НОТ, «отделив их от плевел», привнесли кардинально новые идеи и воплотили их в уникальной по эффективности системе производственного менеджмента. В итоге сформировалась не просто система управления производством, а новая философия ведения бизнеса.

Над созданием производственной системы фирма Toyota начала работать в 50–х годах прошлого века. Первым шагом стала разработка специальной оснастки и инструмента для сокращения времени на переналадку. За этим последовала перестройка цехов по ходу следования технологической цепочки, были устранены промежуточные склады и синхронизирована работа всех производственных линий по единому графику. Это было сделано к 1962 году. После этого примерно 10 лет ушло на реорганизацию системы снабжения и сбыта, которая была также синхронно встроена в общую производственную систему фирмы Toyota.

В результате в 70-е годы была сформирована производственная система Toyota, благодаря которой Япония смогла выйти на международные рынки и составить достойную конкуренцию известным европейским и американским компаниям.

Система Toyota изначально предназначалась для дискретного производства, однако позднее ее принципы были распространены на другие отрасли, в частности, металлургию, банковскую сферу, торговлю и пр.

В конце 20 века система Toyota была доработана Джеймсом Вумеком и Дэниелом Джонсом. И уже в доработанном виде получила название Lean Production или «бережливое производство».

 

3.4.2. Краткая характеристика системы «бережливое производство» (или Lean Production)

 

Отличительной чертой системы «бережливое производство» является философия долговременной перспективы, которая не позволяет возобладать сиюминутной выгоде над долгосрочными финансовыми целями.

Отправная точка бережливого мышления – это создание ценности продукции для потребителя. Ценность создается производителем, а определяется конечным потребителем. С точки зрения создания ценности все действия и процессы, которые приводят к трансформации исходных материалов в готовую продукцию, можно разделить на две категории:

1) действия, создающие ценность для потребителя, такие как литье, сварка, металлообработка в машиностроении;

2) действия, не добавляющие ценности для потребителя, например, транспортировка, разрузка-погрузка, хранение, переналадка оборудования и т.д.

Начальным этапом работы по созданию системы «бережливое производство» является картирование перемещения материальных или нематериальных (например, информации) потоков по ходу технологического процесса. Большинство производственных процессов включает лишь незначительное количество операций, добавляющих ценность. Поэтому главной целью является создание непрерывного потока ценности, характеризующегося отсутствием или минимальным количеством действий, не добавляющих ценность.

Рисунок 3.3. Карта потока создания ценности продукции машиностроительного предприятия

 

Тайити Оно кратко выразил сущность системы Toyota следующим образом: «Все, чем мы занимаемся – это следим за временем между размещением заказа потребителем и получением денег за выполненную работу. Мы сокращаем этот промежуток, устраняя потери, которые не добавляют ценности».

Под потерями в системе «бережливое производство» подразумевается любая действия, операции, которые не создавая ценность, увеличивают затраты и длительность производственно-коммерческого цикла. В конечном итоге это мешает полноценно удовлетворять потребности клиента.

Часто систему «бережливое производство» называют системой выявления и ликвидации любых потерь.

Тайити Оно выделил 7 видов потерь:

3) потери, связанные с перепроизводством;

4) потери, связанные с ожиданием;

5) потери, связанные с ненужной транспортировкой;

6) потери, связанные с избыточной обработкой;

7) потери, связанные с ненужными запасами;

8) потери, связанные с ненужными движениями;

9) потери, связанные с производством дефектной продукции.

Один из самых известных специалистов системы «бережливое производство» Джеффри Лайкер указывает еще один вид потерь: нереализованный творческий потенциал сотрудников.

Устранение потерь, создание ценности с максимальной эффективностью осуществляется в системе «бережливое производство» при помощи многочисленных специальных инструментов и приемов. Японцы наглядно изображают всю совокупность данных инструментов в виде дома, в котором все конструктивные элементы (крыша, фундамент, несущие опоры) тщательно продуманы и взаимосвязаны. Слабость какого-то одного звена может привести к обрушению всей системы или снижению отдачи от вложенных усилий. В экономической литературе дом так и называется «Дом TPS».

 

 

Рисунок 3.4. Концепция системы Toyota. «Дом TPS»

 

Все конструкции «дома TPS» находятся под своеобразной «крышей», которой является ориентация на интересы потребителя, предполагающая отличное качество, низкие затраты и минимальное время выполнения заказа. Двумя внешними опорами являются система «точно в срок» (just in time) и автоматизация с элементами человеческого интеллекта. Фундаментом «дома TPS» является стандартизация и выравнивание производства.

Как любой дом - не жилой без людей, так и система «бережливое производство» мертва без своих сотрудников. Их командная и творческая работа – это залог успеха в системе «бережливое производство». Без вовлечения персонала, мотивированного и каждодневного участия работников в процессах совершенствования деятельности невозможно построить эффективную систему производственного менеджмента.

Система «бережливое производство» не только совокупность чисто технических инструментов и приемов, позволяющих быстро перестраиваться под изменяющиеся условия рынка, максимально учитывая потребности покупателя. Это и философия бизнеса, требующая перестройки мышления как собственников и ведущих топ-менеджеров, так и всех остальных специалистов и рабочих.

Принципы «бережливого производства» будут рефреном проходить почти во всех последующих главах, акцентируя взаимосвязь производственного менеджмента и системы планирования на предприятии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.285 сек.