Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочие виды цен

Структура и классификация цен

Планирование цены

Тема 10

 

После изучения темы студент должен:

1) знать:

- структуру цены и классификацию цен;

- основные этапы и подходы к ценообразованию на предприятии;

- особенности формирования цен на продукцию производственно-технического назначения;

2) уметь:

- формировать цены на продукцию (работы, услуги).

 

 

 

Цена – это денежное выражение стоимости товара (продукции, работ, услуг). В рыночных условиях цена - в конечном итоге то количество денег, за которое продавец хочет продать, а покупатель добровольно купить товар.

Определение цены товара считается самым сложным вопросом экономической теории. На протяжении не одного столетия экономическая теория пытается совместить в цене объективность (стоимость товара) и субъективность (полезность или ценность товара).

Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены. Каждый последующий вид включает в себя предыдущий.

 

 

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз НДС     Снабженческо-сбытовая надбавка     Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия без НДС    
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)        
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия розничной торговли)    
Розничная цена

 

Рис. 10.1. Структура цены

 

На основе информации о структуре цены принимаются решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, то есть разрабатывается стратегию и тактику ценообразования. Анализируя структуру цены, можно сделать определенные выводы конкурентоспособности предприятия и возможности его маневрирования в условиях рынка. Если максимальную долю в структуре цены занимает себестоимость продукции, то это говорит о снижении конкурентоспособности предприятия. Большая доля прибыли, налогов из финансового результата и низкая доля себестоимости свидетельствуют о более высокой конкурентоспособности и возможности использовать фактор снижения цен.

Классификация цен достаточна обширная, поскольку существует много классификационных признаков. Различают следующие виды цен:

1) по степени вмешательства государства в ценообразование различают цены:

- фиксированные;

- регулируемые;

- свободные.

Фиксированные цены – это твердые, установленные государством цены, уровень которых определен соответствующими прейскурантами. Фиксированные цели устанавливаются, например, в оборонном комплексе.

Регулируемые цены – это цены, на которые государство устанавливает максимальный и (или) минимальный уровень, переходить который предприятие не имеет права. К таким ценам, тарифам относятся тарифы на производство и передачу тепловой и электрической энергии, комиссионные сборы в аэропортах, услуги железнодорожного транспорта на подъездных путях и др.

Установлением и регулированием государственных цен занимаются Федеральная служба тарифов, специальные уполномоченные государственные органы субъектов федерации.

Свободные цены – это цены, уровень которых предприятие устанавливает самостоятельно, исходя из своих соображений и спроса.

2) по характеру торговли оптом или в розницу цены делятся на оптовые и розничные. Цена на единицу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске его в розницу.

 

3) по характеру обслуживающего оборота различают цены:

- оптовые;

- закупочные;

- биржевые;

- розничные.

Оптовая цена предприятия— цена, по которой предприятия реа­лизуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

Разновидностью оптовой цены предприятия является транс­фертная цена, по которой реализуется продукция при ее передаче от одного подразделения другому в рамках одного предприятия. Трансфертные (внутрифирменные) цены - это цены, приме­няемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями одного предприятия или разными предприятиями, входящих в одну корпорацию, компанию. Данные цены являются разновидностью оптовой цены.

Трансфертные цены получили широкое распространение в хозяй­ственном обороте при обмене товарами и услугами в рамках международных монополий, транснациональных компаний. Трансфертная цена может устанавливаться на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, услуги (работы), в том числе управленческие.

Как правило, данные о трансфертных ценах составляют коммер­ческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отли­чаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние обычно в 3 - 4 раза выше.

Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.

Причины возрастания роли и расширения сферы применения трансфертного ценообразования следующие:

- стремление минимизировать суммы налогов, уплачиваемых пред­приятием, за счет использования неодинаковых ставок налогооб­ложения в разных странах, что сказывается на размерах прибыли;

- сведение к минимуму платежей импортных и экспортных пошлин, тарифов и сборов, которые определяются в зависимости от уплаченной пены товара;

- ограничения валютного риска за счет экспорта продукции по завышенным ценам в страны, где курс валюты поддерживает­ся на определенном уровне или ожидается его резкий скачок.

 

К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным пред­приятиям для последующей переработки.

В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются по оп­товым ценам.

Биржевая цена также считается оптовой. Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.

Розничные цены— это цены, по которым товар реализуете в сети розничной торговли (как правило, товары продаются поштучно или небольшими партиями). В розничной цене (по сравнению с оптовой) добавляется еще один элемент — торговая наценка (прибыль розничного продавца). Также в розничную цену может включаться стоимость транспортировки товара к месту продажи. К розничным ценам относят также цены аукционов.

 

4) по принципу включения в цену товара издержек доставки выделяют:

- цены франко-станция отправления (с включением доставки до пункта отправления по железной дороге или другими видами транспорта);

- цены франко-станция назначения (с включением доставки до станции назначения).

Данная классификация особенно важна во внешней торговле, так как влияет на цены экспорта и цены импортных товаров во внутренней торговле

 

5) по признаку экономического пространства цены формируются на внутреннем рынке или во внешней торговле. Внутренние и внешнеторговые цены купли и продажи одних и тех же товаров, как правило, находятся на разных уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок.

Мировые цены— это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. Такие цены достаточно полно характеризуют состояние международной торговли кон­кретными товарами.

На практике мировые цены определяются по товарам следующим образом:

• по сырьевым товарам — уровнем цен стран-экспортеров или импортеров;

• по однородным готовым товарам — ценами бирж, аукционов;

• по готовым единичным товарам — ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида.

Мировые цены служат в качестве базовых при формировании цен на внутренних рынке многих стран. На практике в качестве цен мирового рынка часто выступаю, экспортные цены крупных компаний - производителей и экспортеров соответствующей продукции, а также цены на рынках отдельных стран — основных производителей товаров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС (Германии, Бельгии, Франции). Для некоторых видов сырьевых товаров (меди, олова и др.) решающую роль в формировании цен мирового рынка играют биржевые котировки.

Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они связаны между собой. Стоит внести изменения в уровень одной цены, как изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

 

6) по способу установления или фиксации различают следующие виды цен, устанавливаемые в договоре, контракте:

• твердые;

• подвижные;

• скользящие;

• с последующей фиксацией.

Твердая цена фиксируется в контракте в момент подписания его и уже не может быть изменена в ходе исполнения сделки. Подвижная цена фиксируется при заключении контракта и может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара изменится к моменту его поставки. Скользящая цена характерна для контрактов, предусматривающих: поставки в течение длительного периода и проведение каких-либо подрядных работ. Обычно она исчисляется в момент исполнения контракта путем пересчета фиксированной, т. е. базисной цены, с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период действия контракта. Если контрактом предусматриваются частичные поставки, скользящая цена рассчитывается на каждую поставку.

Цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе вы­полнения сделки. В контракте стороны оговаривают лишь прин­цип определения уровня и условия фиксации цены. Цены с последующей фиксацией применяются в основном при поставках товаров в течение длительного периода, когда конъюнк­тура мировых товарных рынков может существенно измениться.

 

7) По способу получения информации об уровне цены различают цены:

• публикуемые;

• расчетные.

Публикуемые цены сообщаются в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым относятся цены:

- справочные;

- базисные;

- номинальные;

- биржевые (именуемые на профессиональном сленге "котировки");

- аукционов, торгов.

Справочные цены публикуются в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются прейскуранты, экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги. Справочные цены могут быть как номинальными, то есть не связанными с реальными коммерческими операциями, так и ценами, отражающими прошлые сделки, операции, совершен­ные за истекший период (месяц, неделю). Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начис­ление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при уста­новлении цены на аналогичные изделия.

Базисная цена— цена товара определенного качества, специ­фикации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завы­шены по сравнению с ценами реальных сделок. В ходе переговоров покупатель пытается добиться снижения первоначально назначенной продавцом цены, используя различные доводы и аргументы, тактические и психологические приемы. Поэтому размер скидок со справочных пен в процессе переговоров дос­тигает 15-30% и даже 50%.

Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок. Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кре­дитом на пополнение оборотных средств используются базо­вые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие на первое число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.

Прейскурантные цены— это цены на товары и услуги, зафикси­рованные в специальных справочниках-прейскурантах, как пра­вило, без указания срока действия. В прейскурантах могут быть представлены базисные цены на отдельные категории товаров; отражено качество товара, способы транспортировки, скидки и условия их предоставления, условия оплаты, налоги и др. усло­вия, от которых зависит размер фактической цены. Прейскурантные цены — это вид справочной цены. Прейскуран­ты и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками и в ответ на запросы покупателей.

Биржевые цены называются котировками. По ним реально за­ключаются и будут исполняться контракты, поэтому такие цены могут служить основой для заключения реальных контрактов предприятиями, которые не участвуют в биржевой торговле. На эти цены предприятия могут ссылаться, обосновывая свою политику ценообразования. Биржевые коти­ровки очень подвижны, их изменение отражает моментальные изменения конъюнктуры мирового рынка, трансформирующейся под влиянием, например, изменений мировой хозяйственной си­туации. Торги на биржах часто носят спекулятивный характер, что также немедленно отражается в колебании цен.

Цены товарных аукционов— это цены торгов в заранее установ­ленное время в определенном месте. Они проводятся, как прави­ло, один или несколько раз в год, чаще всего в традиционно для каждого аукциона форме. Общие условия продажи опреде­ляются продавцом. Цены аукционов — это цены публичной продажи по макси­мально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Побеждает тот из покупателей, кто предложил наивысшую цену.

Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уни­кальные и редкие свойства и признаки товаров. При аукционной продаже, в отличие от обычной, отсутству­ет ответственность продавца за качество проданного товара.

Цены аукционов используются при продаже продукции сельского хозяйства, лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, антикварными предметами.

Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных - работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку, на основе конкуренции, предложений от нескольких произво­дителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов.

Цены торгов опосредствуют особую форму торговли, при кото­рой несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впослед­ствии выбирает самый эффективный.

Отличительной чертой такой формы торговли является наличие:

• нескольких продавцов (оферентов);

• одного покупателя (заказчика), который из этих предложений вы­бирает наиболее выгодное, в том числе и по цене предложения.

Поскольку на торгах складывается высокий уровень конку­ренции среди продавцов, то и иены на сопоставимые видь товаров и услуг в этих условиях, как правило, ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.

Результаты торгов, в том числе и цены, публикуются редко, хотя о месте и сроках их проведения регулярно даются объявления в официальных органах печати, специальных бюллетенях экономических журналах, а также рассылаются уведомлении в торговые представительства и посольства других государств (через представителей торговых палат) для распространения среди деловых кругов.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на не­стандартное оборудование, производимое обычно по индивиду­альным заказам, а также при производстве новой продукции. Цены на такое оборудование рассчитывают и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данной заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.

Цены предыдущих сделок применяются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказов при наличии устойчивых связей между контрагентами.

Трансфертные (внутрифирменные) цены- это цены, приме­няемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями одного предприятия, разными предприятиями, входящих в одну ассоциацию. Данные цены являются разновидностью оптовой цены.

Трансфертные цены получили широкое распространение в хозяй­ственном обороте при обмене товарами и услугами в рамках международных монополий, транснациональных компаний. Трансфертная цена может устанавливаться на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, услуги (работы), в том числе управленческие.

Как правило, данные о трансфертных ценах составляют коммер­ческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отли­чаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние обычно в 3 - 4 раза выше.

Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.

Причины возрастания роли и расширения сферы применения трансфертного ценообразования следующие:

• стремление минимизировать суммы налогов, уплачиваемых пред­приятием, за счет использования неодинаковых ставок налогооб­ложения в разных странах, что сказывается на размерах прибыли;

• сведение к минимуму платежей импортных и экспортных пошлин, тарифов и сборов, которые определяются в зависимости от уплаченной пены товара;

• ограничения валютного риска за счет экспорта продукции по завышенным ценам в страны, где курс валюты поддерживает­ся на определенном уровне или ожидается его резкий скачок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка Программы снижения затрат | Цели предприятия и их отражение в политике ценообразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.