Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления увеличения прибыли и повышения доходности предприятия




Общая схема формирования и распределения прибыли предприятия

Планирование прибыли предприятия и ее распределения

 

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятия и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет ряд важнейших функций.

Во-первых, прибыль является показателем эффективности производства.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, поскольку является одним из источников прироста собственного капитала. В зависимости от размера прибыли предприятие принимает решения относительно своей инвестиционной политики, производственного развития предприятия.

В-третьих, прибыль является источником социальных благ трудового коллектива.

В четвертых, прибыль является источником формирования бюджетов разных уровней.

Таким образом, предприятие частью своей прибыли «делится» с государством, пополняя бюджеты всех уровней. С другой стороны, прибыль предприятия – это основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли, ее величину и направления распределения.

 

В соответствии с бухгалтерской формой отчетности «Отчет о прибылях и убытках» различают следующие виды прибыли:

- валовую прибыль;

- прибыль от продаж;

- прибыль до налогообложения;

- чистую прибыль предприятия;

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от продажи продукции (работ, услуг), товаров и себестоимостью проданных продукции (работ, услуг), товаров.

Прибыль от продаж определяется как разность между валовой прибылью и коммерческими расходами (расходами по сбыту) и управленческим расходами, если управленческие расходы признаны предприятием в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Прибыль (убыток) до налогообложения показывает финансовый результат, формируемый на счете 99 «Прибыли и убытки», и представляет собой сумму прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) по прочим доходам и расходам.

После определения прибыли (убытка) до налогообложения производится выплата текущего налога на прибыль в соответствии с действующей ставкой налогообложения с учетом отложенных налоговых обязательств и активов.

Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собой полученный налогоплательщиком доход, уменьшенный на величину признанных в соответствии Налоговым кодексом расходов.

Чистая прибыль представляет собой остаток прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Не вся чистая прибыль расходуется по усмотрению предприятия. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды обязательных платежей и сборов. К ним относятся штрафы за превышение предприятием предельно допустимых норм по выбросу различных вредных, загрязняющих веществ, штрафы в случае утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды и другие платежи.

После уплаты вышеперечисленных налогов, сборов и обязательных платежей остается часть чистой прибыли, которая называется чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия.

 

Рис. 11.5. Общая схема формирования прибыли предприятия

 

 

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджеты разных уровней и по статьям расходования на самом предприятии.

Распределение прибыли основывается на трех принципах:

1) на выполнении обязательств перед бюджетом;

2) на обеспечении материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;

3) в накоплении собственного капитала.

Система налогообложения предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством представляет основной метод распределения общей массы прибыли путем сбора государством налогов.

После уплаты налоговых платежей в бюджет российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право самостоятельно распределять остающуюся в их распоряжении прибыль.

За счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, формируются различные фонды, необходимые для его развития и для потребления. Соотношение фондов потребления и развития определяется целями собственника, спецификой производства, стоящими стратегическими задачами по производственному развитию предприятия и др. факторами. Основными фондами, формирующимися на предприятия, являются:

1) фонды потребления. К ним, в свою очередь, относятся:

а) фонды по материальному стимулированию и социальной поддержке работников предприятия.

Исходя из финансовых возможностей предприятия, работники могут получать дополнительный доход в виде стимулирующих надбавок, выплачиваемых из прибыли. Как правило, разрабатывается специальная система технико-экономических показателей, за выполнение которых выплачивается стимулирующие надбавки (премии). К таким показателям относятся увеличение прибыли (особенно, если речь идет о подразделениях, выпускающих готовую продукцию), снижение себестоимости продукции, выполнение номенклатурных планов и другие показатели. При этом целесообразно дифференцировать показатели премирования по категориям персонала. Например, для рабочих в качестве показателей премирования использовать показатели выполнения производственной программы в заданном объеме в определенные сроки и с заданным качеством. Для служащих целесообразно использовать показатели роста объема продаж, увеличения прибыли, повышения финансовой устойчивости и т.д.

Фонды материального стимулирования могут направляться в распоряжение структурных подразделений или оставаться в распоряжении руководства предприятия (централизованная часть фондов).

Из централизованной части фондов целесообразно производить следующие выплаты: вознаграждения по итогам работы за год, материальную помощь, единовременные выплаты в связи с уходом на пенсию заслуженных работников, выдачу беспроцентных ссуд, предоставление льготных путевок на лечение в санаториях, оплату отдельных медицинских услуг и т.д.

Из фондов потребления структурных подразделений целесообразно производить выплаты за производственные результаты, сверх размеров, относимых на себестоимость продукции.

б) фонды по финансированию социально-культурной сферы.

За счет фондов потребления финансируются расходы на содержание объектов социально-культурной сферы, которые не компенсируются поступлениями денежных средств от реализации услуг, оказываемых ими. К объектам социально-культурной сферы относятся профилактории, базы отдыха, общежития и другие объекты соцкультбыта, находящиеся на балансе предприятия.

в) фонды по выплате дивидендов, процентов по акциям и ценным бумагам. Дивидендной политике уделяется в акционерных обществах огромное значение, она является предметом отдельного разговора и определяется акционерами, исходя из стратегических направлений деятельности.

 

2) фонды накопления. Они создаются для финансирования производственного развития предприятия (для модернизации, реконструкции производства, нового строительства и т.п.). Более подробно об этом в лекции «Планирование инвестиций».

Та прибыль, которая направляется на наращивание собственного капитала предприятия, называется капитализированной прибылью. Те предприятия, которые заинтересованы в производственном развитии, внедрении новых технологий и техники с целью повышения конкурентоспособности продукции, снижению издержек производства, как правило большую часть чистой прибыли, остающейся в их распоряжении, направляют на наращивание собственного капитала.

 

3) резервный фонд. Может быть создан на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Он используется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности для этих целей чистой прибыли.

4) другие фонды. Например, для оказания благотворительной помощи.

 

Прибыль, направляемая на формирование фондов накопления, резервных и страховых фондов называют капитализированной прибылью.

В акционерных обществах распределение чистой прибыли – это главный вопрос дивидендной политики. Задачами дивидендной политики могут быть: регулирование курса акций акционерного общества, размеров и темпов роста собственного капитала, размеров привлекаемых внешних источников финансирования. В конечном итоге дивидендная политика должна обеспечить стабильность выплаты дивидендов и капитализацию прибыли.

 

 

Рис. 11.6 – Схема распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

 

 

 

Величина прибыли формируется под воздействием самых разнообразных факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на предприятие. Всю совокупность факторов можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся конъюнктура рынка, уровень рыночных цен на продукцию и материально-технические ресурсы, система налогообложения, и т.д.

Внутренние факторы определяются уровнем научно-технического и организационного развития предприятия. Это ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, условия их эксплуатации), внедрение современной техники и технологии, уровень хозяйствования, компетентность работников, конкурентоспособность продукции и т.д. Влияние перечисленных факторов учитывается при планировании снижения себестоимости.

Повышение рентабельности и увеличение денежной массы прибыли является одной из главных целей деятельности предприятия. В целях структуризации мероприятий по совершенствованию деятельности, направленной на повышение доходности, можно произвести их условную градацию и разбить на три направления:

1) мероприятия, связанные с увеличением доходной части;

2) мероприятия, связанные со снижением расходной части;

3) мероприятия, общеорганизационного характера.

Перечисленные укрупненные блоки по направлениям представлены схематично на рисунке 11.7.

 

Рис.11.7 - Основные направления повышения доходности предприятия

 

Условность данной градации объясняется тем, что отдельные мероприятия из указанных подгрупп имеют прямую или косвенную взаимосвязь друг с другом. Например, мероприятия по увеличению доходной части, связанные с ростом объема продаж продукции, приводят к снижению себестоимости за счет уменьшения косвенных расходов на 1 единицу продукции. Примером обратной связи является расширение объема продаж за счет снижения цены при проведении мероприятий по снижению издержек производства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.