Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французское Просвещение




Идеи просвещения

Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризовалась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодального прошлого. Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым веяниям, которые несло с собой Просвещение. В борьбе с ним просветители не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к ним с нескрываемой враждебностью. Поэтому во Франции просветители не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, где цели и идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм в мессианские настроения.

Классовая и социально-экономическая дифференциация во Франции накануне революции конца XVIII в. была налицо, но не с ней было связано начало французской революции, считает большинство представителей школы "Анналов". Революция зарождалась, пишет английский историк Коббен, как "аристократическая" (типа Фронды) в форме борьбы за власть между галликанской церковью, аристократами и королём. Это наглядно показали наказы всех сословий в Генеральные Штаты 10.

При изучении наказов целесообразно ответить на вопрос о «верхней» и «нижней» границе распространения идей Просвещения в различных слоях французского общества. Это позволит определить сторонников и противников революции, её движущие силы на разных этапах *.

Анализ наказов объясняет широкое участие в революции, по крайней мере на первых порах, либерально настроенных дворян и широких слоёв крестьянства. Судя по наказам, все сословия французского общества в той или иной степени разделяли идеи французских просветителей, отстаивали (в годы революции - с оружием в руках) права и свободы, включая право на свободное владение землёй. При этом следует учитывать, что ни в одном из наказов от всех трёх сословий нет требования ликвидировать монархию и установить республику в стране. Большая часть наказов предлагала только ограничить власть короля путём провозглашения в стране конституционной монархии. Крестьяне выражали главным образом свою вековую мечту: ликвидировать феодальные повинности во французской деревне и установить свободную продажу земли.

Межформационный переход в странах Европы и Америки объективно порождал буржуазные революции, хотя опыт Англии со времён "Славной революции" или России в течение XIX в. показал, что их можно было избежать.

Французское общество к концу XVIII века было готово к восприятию цивилизационных изменений в своей стране (результат его исторического развития в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени, связанного с теорией и практикой "просвещённого абсолютизма", идеологией Века Просвещения и т.п.). Наказы в Генеральные штаты свидетельствовали, что все сословия в массе своей: и первое (священнослужители), и второе (дворяне), и третье (не только буржуазные слои, но и крестьяне и городской плебс), в той или иной мере разделяли ценности рыночной экономики и буржуазной государственности. Но Франция, как известно, из двух альтернатив: реформа или революция, выбрала последнюю. Этому процессу способствовал ряд как объективных, так и субъективных обстоятельств: экономические трудности страны после поражения Франции в Семилетней войне, отсутствие частной собственности на землю (чего добивались физиократы), борьба за власть между королевским домом и аристократами и др. Если бы Людовику XVI удалось преодолеть финансовый кризис путём компромисса с аристократами и церковью по вопросу о власти или, что более важно, все сословия Франции объединились бы на основе идей Просвещения и реформировали «Старый порядок» в своей стране по тому пути, что предлагали в свое время просветители "старшего поколения" (Вольтер, Руссо, Монтескье) или министры королевского двора Кольбер и Тюрго (все они были противниками революции), то вполне вероятно, что её удалось бы избежать. В этом нас убеждают аргументы, представленные школой "Анналов".

 

Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения: революция во Франции не только случилась, но и продемонстрировала классические образцы в своём развитии, которые копировали другие европейцы в ходе революционных событий в своих странах в течение XIX в.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.