Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистический анализ бюджетов




Общее содержание и основные группы показателей статистики финансов

СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ

 

1) Общее содержание статистики финансов

2) Статистический анализ бюджетов

3) Статистика денежного обращения

4) Статистические показатели сберегательного дела

5) Статистика страхования

6) Банковская статистика

 

 

Статистика финансов изучает законы движения финансовых, кредитных, денежных ресурсов в условиях рыночной экономики, аккумулируемых финансово-кредитными учреждениями.

Статистика финансов может рассматриваться и с точки зрения изучения финансов как составляющей деятельности субъекта любого вида деятельности или сектора экономики. В этом случае её предметом выступают денежные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.

Методология статистики финансов базируется на традиционных статистических методах (расчёт средних величин и показателей вариации, анализ рядов динамики, индексный, корреляционно-регрессионные метод и др.) и включает ряд специфических приёмов, которые опираются на определённые разделы финансовой математики, и носят название «финансово-экономические расчёты».

Статистика финансов включает следующие основные разделы:

- статистика бюджетной системы (государственных финансов);

- статистика денежного обращения;

- банковская статистика;

- статистика страхования (страхового рынка);

– биржевая статистика;

–статистика ценных бумаг;

- статистика предприятий и организаций и др.

Различают государственные бюджеты (в России – федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов Федерации и объединяющий их консолидированный бюджет), бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, фонда занятости населения, обязательного медицинского страхования и др.), бюджеты муниципальных образований, бюджеты домашних хозяйств. Совокупность этих бюджетов представляет собой регулируемую нормами права бюджетную систему страны, элементы которой являются объектом статистического изучения.

Государственный бюджет по сущности представляет собой баланс доходов и расходов сектора государственного управления. Бюджетные статьи определяют в абсолютном выражении и в процентах к ВВП (региональных бюджетов- к ВРП) по официально утверждаемой классификаций доходов и расходов.

Превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом, расходов над доходами – дефицитом. При наличии дефицита устанавливают источники его покрытия.

Статистические методы позволяют:

– изучать структуру и динамику доходов и расходов бюджета;

–сопоставлять в динамике соотношение отдельных статей; –анализировать степень исполнения бюджета путём сопоставления фактических сумм их с утверждёнными суммами;

– характеризовать связи между показателями доходов и расходов;

–изучать структуру источников доходов и направлений расходов государственного бюджета;

–анализировать источники финансирования бюджетного дефицита (внутреннее финансирование, внешние заимствования);

–определять объём государственного долга, его структуру и динамику и др.

Система статистических показателей государственного бюджета базируется на бюджетной классификации и опирается на различные хозяйственные операции, осуществляемые учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к возвратным (есть обратный поток договорных обязательств с фиксированным сроком погашения) или невозвратным (обратный поток отсутствует) поступлениям.

Бюджетная классификация– основной методологический документ, на основе которого составляются и исполняются бюджеты. Современная бюджетная классификация РФ включает следующие блоки: «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Финансирование бюджета», «государственный долг».

Доходы бюджета – это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет с целью удовлетворения государственных потребностей. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Налоговые доходы– это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающие в определённых законом размерах и в строго установленные сроки. Налоговая система РФ построена в соответствии с Налоговым кодексом, регламентирующим всю систему налогообложения страны. Налоги устанавливаются на федеральном и региональном уровнях соответствующими законами. К налоговым доходам относятся:

· налоги на прибыль, доход и прирост капитала;

· налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда;

· налоги на имущество;

· налоги на товары и услуги;

· налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

· платежи за использование природных ресурсов;

· прочие налоги, сборы и пошлины.

К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи, так и поступления, взимание которых не связано с налоговым законодательством:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

· доходы от реализации государственных запасов;

· доходы от продажи земли и нематериальных активов;

· поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников;

· административные сборы и платежи;

· штрафные санкции, возмещение ущерба;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· безвозмездные перечисления:

нерезидентов и бюджетов других уровней;

государственных внебюджетных фондов;

государственных организаций;

наднациональных организаций.

Российская классификация доходов отличается от классификации, принятой в международной статистике государственных финансов. В ней не выделены полученные официальные трансферты, носящие нерегулярный, единовременный и добровольный характер и представленные субвенциями, дарениями, репарациями (классифицируются по источнику их получения (внутренние, внешние) и по назначению (текущие, капитальные). В неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и капитальные доходы (доходы от продажи основного капитала, государственных запасов, земли и нематериальных активов). в международной классификации отдельно выделяются текущие доходы (налоговые и неналоговые) и капитальные.

Расходы бюджета– это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В бюджетной классификации (2 блок) расходы бюджета сгруппированы по трём признакам:

· функциональному назначению;

· экономическому назначению;

· ведомственному назначению.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций и решение социально-экономических задач единицами сектора государственного управления и местного самоуправления. Она включает в себя четыре уровня. Первый уровень– разделы– отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Вторым уровнем являются подразделы, которые конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функции государства в пределах разделов. Третий уровень образуют целевые статьи, обеспечивающие привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов функциональной классификации. Виды расходов образуют четвёртый уровень и детализируют направление финансирования расходов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджета. Целевые статьи и виды расходов утверждаются законами о бюджете соответствующего уровня.

При этом выделяют расходы на государственное управление, национальную оборону, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, образование, культуру, социальную политику и т.д.

Экономическая классификация расходов бюджетов применяется для определения и анализа расходов по элементам затрат. Она включает следующие статьи:

· оплата труда и начисления на оплату труда;

· приобретение услуг (связи, транспортные, коммунальные, арендная плата и др.);

· обслуживание долговых обязательств;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам;

· социальное обеспечение;

· прочие расходы;

· приобретение основного капитала;

· приобретение товаров для создания запасов;

· приобретение земли и нематериальных активов;

· капитальные трансферты.

Эти расходы подразделяются на текущие (1-7) и капитальные (8-11).

В действующую экономическую классификацию помимо расходов включается показатель «кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Ведомственная классификация расходов отражает распределение средств по их конкретным распределителям (исполнителям) – министерствам и ведомствам. Денежные средства расписываются по ним в общей сумме с привязкой к определённым функциональным разделам. Направления расходов каждого министерства или ведомства детально конкретизируются.

Функциональная и экономическая структуры расходов являются едиными для бюджетов всех уровней. Ведомственная структура нижестоящих бюджетов различается в силу того, что у каждого уровня власти свои органы и целевые направления действия.

3 блок бюджетной классификации «Финансирование бюджета» отражает привлечение Правительством заёмных средств для финансирования расходов бюджета. Общий объём финансирования равен величине дефицита или профицита с противоположным знаком. Формами финансирования (источниками покрытия дефицита) государственного бюджета являются:

внутренние

· выпуски размещение государственных казначейских обязательств;

· займы у ЦБ РФ и других банков, государственных внебюджетных фондов, других уровней власти;

· изменение остатков средств на счетах бюджетов;

· изменение запасов золото-валютных резервов.

внешние

· займы иностранных банков, иностранных правительств, международных финансовых организаций.

При дефиците бюджета сумма финансирования положительная, наблюдается уменьшение остатков средств на счетах бюджета и золото-валютных резервов, государственный долг растёт. При профиците имеет место отрицательная сумма финансирования, что находит выражение в приросте остатков на счетах бюджета и в приросте золото-валютных резервов и уменьшении государственного долга.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникшая в результате их операций в предыдущие периоды. Обязательства должны быть погашены посредством операций учреждений государственного управления в будущем или переоформлены в бессрочный долг. Обслуживание государственного долга происходит посредством выплаты процентов и/или погашения основной суммы долга. Государственный долг разделяется на внутренний (органам денежно-кредитного регулирования, депозитным банкам, другим частям сектора государственного управления) и внешний (международным организациям развития, зарубежным учреждениям управления).





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.004 сек.