Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы потребительских кооперативов




Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив.

Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потребительс­кий кооператив на основе устава, в котором отражаются раз­меры вступительных и паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая организация может быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребительского общества.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

· добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

· обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

· демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потреби­тельского общества, свободное участие пайщика в выборных органах);

· взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды;

· ограничение размеров кооперативных выплат;

· доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

· забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения — это социальная категория.

Потребительская кооперация — социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, участвует в международном кооперативном движении обсуждении социальных проблем.

Основными задачами потребительской кооперации являются

· создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах;

· закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей переработкой и реализацией;

· производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения;

· оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Поскольку потребительский кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов кооператива. Однако Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с учетом их социальной значимости.

В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым.

Источниками финансовых ресурсов потребительского об­щества являются:

· вступительные и паевые взносы пайщиков;

· прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли — дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан);

· заемные и привлеченные денежные средства и сред­ства, полученные в порядке государственной поддержки.

Таким образом, паевые взносы и прибыль являются ос­новными источниками самофинансирования потребительско­го общества.

Доходы потребительского общества, полученные от тор­говой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уста­вом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, финансирова­ния капитальных вложений, финансирования научных иссле­дований и экспериментальных разработок).

Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения:

· между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — они получают от него средства в виде кооперативных выплат;

· потребительского общества с коммерческими предприятиями — поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора;

· потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;

· с организациями и учреждениями при поставке заготовленных сельскохозяйственных продуктов и сырья;

· с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке;

· с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов;

· потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов;

· с транспортными организациями при оплате за перевозки различных грузов;

· потребительского общества с вольнонаемными работниками — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности;

· со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков;

· с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребительского общества.

Высшим органом управления в потребительском обще­стве является общее собрание пайщиков. В период между общими собраниями действует совет, избираемый на общем собрании пайщиков. Исполнительный орган — правление по­требительского общества. Исходя из структуры органов уп­равления распределение прибыли (доходов) в потребительс­ком обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией общего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полномочно решать все вопросы, касающиеся де­ятельности потребительского общества, в том числе прини­мать его устав.

Пайщики потребительского общества имеют право:

· добровольно объединяться в потребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевого взноса;

· избирать и быть избранными в органы управления и контроля потребительского общества;

· получать кооперативные выплаты в соответствии с ре­шением общего собрания пайщиков;

· иметь преимущества в приобретении (получении) то­варов на предприятиях торговли потребительского общества;

· сдавать организациям потребительского общества в пер­воочередном порядке сельскохозяйственные продукты и сырье для переработки;

· получать направления на учебу в образовательные уч­реждения потребительской кооперации;

· быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и наличием вакансий;

· пользоваться объектами социального назначения на ус­ловиях, определяемых собранием пайщиков;

· получать информацию от органов управления и контроля потребительского общества об их деятельности.

Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права пайщиков.

Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками.

Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации.

Являясь центральной фигурой в потребительской кооперации, пайщик играет исключительно важную роль в финансово-экономической деятельности потребительского общества. Экономическая роль пайщиков в потребительском заключается прежде всего в создании паевого фонда, как одного, из важнейших источников финансовых ресурсов.

Экономическая роль пайщика заключается также в создании доходов путем приобретения им товаров преимущественно в магазинах своего потребительского общества, а также в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке хозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных, покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке.

Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои по­требности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмеча­лось выше, удовлетворение спроса населения — это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах коопе­ратива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платеже­способный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации.

В нынешних условиях потребительские кооперативы вы­полняют не только торговые и заготовительные, но и произ­водственные функции, осуществляют связи между промыш­ленным производством и сельским хозяйством, между горо­дом и деревней, создавая тем самым экономический и соци­альный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение числен­ности пайщиков и размеров паевого фонда.

Проблема усиления активности пайщиков может решаться по двум главным направлениям. Первое направление пожалуй, самое значимое — это умение заинтересовать пайщиков материально и морально, чтобы они проявляли интерес к кооперативному делу. В теоретическом значении интерес — это сильная и относительно продолжительная направленность внимания к исполнению работы и на удовлетворение определенных потребностей, будь то материальные, культурные потребности или потребность в общении с другими людьми. Поэтому интересы выступают как реальные стимулы деловой активности, как двигатели экономического развития.

Проблема развития заинтересованности пайщиков, на наш взгляд, может решаться по следующим направлениям: доставление им преимущественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление гарантированного сбыта через кооперативы на договорной основе продукции личных подсобных хозяйств и предоставление права покупки товаров в магазинах потреби­тельской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата ус­луг образовательных учреждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата дивидендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай.

Главное в работе с пайщиком — утвердить в нем стрем­ление быть хозяином потребительского общества, пробудить у него экономический интерес.

Вместе с тем экономические интересы должны быть ос­нованы на взаимности: потребительское общество экономи­чески стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет опре­деленные обязательства перед потребительским обществом: он должен "покрывать образовавшиеся убытки путем допол­нительных взносов", как записано в ст. 116 ГК РФ.

Специфика финансового планирования потребительского общества состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной массы, наметить объемы товарооборота и производимой продукции, спрогнозировать объемы финансовых ресурсов. Задача финансового планирования — достичь сбалансированности финансовых ресурсов с расходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия в отдельности, обеспечив при этом их эффективное использование.

 

Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридичес­кого лица (дачные, садоводческие, жилищно-строительные, гаражные, кредитные и др.).

Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образователь­ных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

К некоммерческим организациям наряду с потребительскими обществами относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое положение общественных организаций регулируется их уставами. Для территориальных организаций рекомендуются примерные уставы.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создание фонда нацелено на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей.

Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учредителями. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.Фонд действует на основе устава. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителем полностью или частично. Учреждения имеют смету, утверждаемую собственником, и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.

Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать как государству, так и частным лицам. Наиболее распространенной категорией учреждений являются государственные учреж­дения.

Источниками формирования денежных средств и иного имущества некоммерческой организации являются:

* поступления (регулярные и единовременные) от учре­дителей (участников, членов), установленные учредительными документами;

* добровольные взносы и пожертвования;

* выручка от реализации товаров, работ, услуг;

* дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акци­ям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

* доходы, получаемые от собственности некоммерчес­кой организации;

* другие не закрепленные законом поступления.

Некоммерческая организация может иметь в собственно­сти или в оперативном управлении здания, сооружения, жи­лищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное иму­щество.

Юридические лица, являясь некоммерческими органи­зациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ).

При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники.

Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а ее члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Финансовый капитал ассоциации (союза) состоит из взносов ее членов. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор и устав.

Некоммерческие организации могут функционировать и как благотворительные организации.

В России получили распространение следующие формы некоммерческих благотворительных организаций:

* благотворительная общественная организация (объединение);

* благотворительный фонд;

* благотворительное учреждение;

* благотворительная ассоциация.
Благотворительная общественная организация представляет собой основанное на членстве добровольное общественное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности.
Благотворительный фонд — благотворительная организация, не имеющая членства, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, социальные и иные общественно полезные цели, закрепленные в уставе.

Благотворительное учреждение — учреждение, создан­ное для решения задач благотворительности собственником, финансирующим его полностью или частично и закрепляю­щим имущество на.правах оперативного управления.

Законом предусмотрено, что благотворительные органи­зации могут создаваться в форме учреждений при условии, что учредителем является благотворительная организация.

Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов.

В процессе реализации уставных целей некоммерческие благотворительные организации используют денежные сред­ства и иное имущество, источники формирования которых можно разделить на две группы:

1) целевые поступления в денежной и натуральной фор­мах;

2) доходы от предпринимательской деятельности.

Целевые поступления составляют вступительные и член­ские взносы, являющиеся источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет их средств покрываются административно-хозяйственные расходы.

Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены требования к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Взносы учреждений могут быть в натуральной форме - учредители имеют право передать фонду право собственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач.

На осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий могут быть направлены ассигнования из федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Основными формами поддержки благотворительных программ и проектов со стороны государства являются:

* субвенции (бюджетные средства, предоставляются на безвозмездной основе);

* грант, разновидность субвенции, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества;

* субсидии (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению благотворительных программ, проектов);

* бюджетный кредит (средства бюджета, предоставляемые на возвратной основе).

Форма предоставления государственных и муниципальных средств на финансирование деятельности благотворительных организаций имеет прямой или косвенный характер. Прямое финансирование — это оплата социального заказа выполняемого некоммерческой организацией; косвенное финансирование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот.

Доходы от предпринимательской деятельности благотво­рительной организации могут быть от производства товаров, оказания услуг, от внереализационных операций.

Близки к финансам некоммерческих организаций финансы профессиональных союзов, средства которых формируются из вступительных и ежемесячных членских взносов, поступлений от культурно-просветительных и иных источников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.