Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и структура рынка. Субъекты и объекты рынка




Основы формирования рынка и закономерности его становления

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложе­ния; это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда.

Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специализация. Специализация - форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Причины возникновения рынка:

§ неограниченные потребности человека;

§ естественная ограничен­ность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Ограниченность ресурсов преодолевается по­средством обмена одного продукта на другой через рынок.

экономи­ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.

Общие закономерности становления рынка:

1. наличие независимых товаропроизводителей,

2. свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собст­венности различных экономических субъектов;

3. свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

4. конкуренция товаропроизводителей;

5. свободный перелив капиталов между отраслями и ре­гионами;

6. образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

7. наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

8. открытость экономики мировым интеграционным про­цессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

 

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сде­лок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, про­давцы, предприниматели или физические лица. Во-вто­рых, это юридические лица, к которым относятся разно­го рода предприятия и объединения, организации, ассо­циации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Объекты рыночных отношений это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Сюда относятся материальные и нематериальные блага и услу­ги, факторы производства средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшест­ва и идеи.

Функции рынка:

1. Р егулирующая,

2. Стимулирующая функция. Посред­ством цен он стимулирует внедрение в производство дости­жений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расши­рение ассортимента товаров и услуг.

3. И нформацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.

4. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

5. Санирующая функция. Он очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

6. Социальная. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффектив­ность производства.

Рынок имеет многообразную структуру:

1.По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-тех­нических разработок.

2.В пространственном разрезе выделяют местный (ло­кальный) рынок, который ограничивается одним или не­сколькими районами страны; национальный рынок, кото­рый охватывает всю национальную территорию; всемир­ный, мировой рынок, охватывающий все страны мира.

3.По механизму функционирования различают свобод­ный (регулируется на основе свободной конкуренции не­зависимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистичес­кая конкуренция); регулируемый (важная роль принадле­жит государству, которое использует экономические ин­струменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует цент­рализованное регулирование ценообразования, финансо­во-кредитного и денежного обращения.

4.В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

5.По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превы­шает спрос) рынки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.