Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивные и негативные стороны рынка




Позитивные стороны рынка:

1. Содействие развитию НТП, рациональному использованию ресурсов.

2. Обеспечение реальной экономической свободы.

3. Формирование «экономического человека».

4. Создание стимулов для роста эффективности производства.

5. Установление четкой зависимости между реальным вкладом и размером получаемого дохода.

6. Максимальное удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей.

Негативные стороны рынка:

1. Стихийность.

2. Усиление проблем социального неравенства.

3. Дифференциация доходов населения.

4. Невозможность реализации стратегических идей в области фундаментальной науки.

 

20. Конкуренция как элемент рыночного механизма: сущность, формы и методы

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия произ­водства, купли и продажи товаров.

Различают:

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях произ­водства, из-за выгодного приложения капитала, перераспре­деления прибыли.

Современная экономическая литература рассматривает следующие формы конкуренции:

1.Совершенная конкуренция - это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

§ наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

§ возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;

§ однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;

§ хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает

2.Несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

§ моно­полия:

а) единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуга);

б) нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемле­мых альтернатив);

в) диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

г) вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

§ моно­полистическая конкуренция:

а) существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

б) продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и различающимися условиями их продажи;

в) экономическое соперничество влечет за собой и цено­вую и неценовую конкуренцию;

г) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде;

д) тип продукта дифференцированный;

е) неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

§ олигополия:

а) наличие нескольких фирм;

б) тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный);

в) контроль над ценой;

г) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

д) типична неценовая конкуренция, особенно при диффе­ренциации цен.

Методы конкурентной борьбы:

1.Ценовые методы конку­рентной борьбы, К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

2.Неценовые методы подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоян­ными покупателями.

 

21. Конъюнктура рынка: понятие и основные элементы

Конъюнктура - это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени характеризующийся определенным соотношением спроса и предложения, а также уровнем цен, товарными запасами и т.д.

Само слово означает ситуацию или совокупность условий.

Хозяйственная конъюнктура включает следующие элементы:

· производственный потенциал,

· рынок, его емкость и структура

· организационная структура хозяйства

· соотношение спроса и предложения на рынке

· коммерческие условия реализации продукции

Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка:

· экономические

· политические

· социальные

· научно-технические

Анализ конъюнктуры включает следующие аспекты:

· анализ производства

· анализ спроса и предложения

· запасов товара

· условий торговли

· цен

Конъюнктура исследуется на различных уровнях:

· общехозяйственная конъюнктура, т.е. положение в народном хозяйстве

· отраслевая, т.е состояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства

· конъюнктура рынка отдельного товара

Цель исследования конъюнктуры рынка - составление прогноза и направлений развития предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.