КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позитивные и негативные стороны рынкаПозитивные стороны рынка: 1. Содействие развитию НТП, рациональному использованию ресурсов. 2. Обеспечение реальной экономической свободы. 3. Формирование «экономического человека». 4. Создание стимулов для роста эффективности производства. 5. Установление четкой зависимости между реальным вкладом и размером получаемого дохода. 6. Максимальное удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. Негативные стороны рынка: 1. Стихийность. 2. Усиление проблем социального неравенства. 3. Дифференциация доходов населения. 4. Невозможность реализации стратегических идей в области фундаментальной науки.
20. Конкуренция как элемент рыночного механизма: сущность, формы и методы Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают: Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Современная экономическая литература рассматривает следующие формы конкуренции: 1.Совершенная конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: § наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; § возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; § однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; § хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает 2.Несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. § монополия: а) единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуга); б) нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив); в) диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); г) вступление в отрасль конкурентов заблокировано. § монополистическая конкуренция: а) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор; б) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; в) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию; г) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; д) тип продукта дифференцированный; е) неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. § олигополия: а) наличие нескольких фирм; б) тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); в) контроль над ценой; г) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль; д) типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен. Методы конкурентной борьбы: 1.Ценовые методы конкурентной борьбы, К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). 2.Неценовые методы подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж. Конкуренция по продукту стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоянными покупателями.
21. Конъюнктура рынка: понятие и основные элементы Конъюнктура - это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени характеризующийся определенным соотношением спроса и предложения, а также уровнем цен, товарными запасами и т.д. Само слово означает ситуацию или совокупность условий. Хозяйственная конъюнктура включает следующие элементы: · производственный потенциал, · рынок, его емкость и структура · организационная структура хозяйства · соотношение спроса и предложения на рынке · коммерческие условия реализации продукции Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка: · экономические · политические · социальные · научно-технические Анализ конъюнктуры включает следующие аспекты: · анализ производства · анализ спроса и предложения · запасов товара · условий торговли · цен Конъюнктура исследуется на различных уровнях: · общехозяйственная конъюнктура, т.е. положение в народном хозяйстве · отраслевая, т.е состояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства · конъюнктура рынка отдельного товара Цель исследования конъюнктуры рынка - составление прогноза и направлений развития предприятия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |