КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Рынок труда в системе рыночного хозяйства
Ср Ki x Обi По истечении 365 календарных дней с момента возникновения оснований для обращения взыскания на залог обеспечение не может учитываться При наличии обеспечения I или II категории качества минимальный размер резерва определяется по следующей формуле:
Р = РР x (1 - -- ------ -------), где Р - минимальный размер резерва. Резерв, формируемый кредитной организацией, не может быть меньше минимального размера резерва; РР - размер расчетного резерва; ki - коэффициент (индекс) категории качества обеспечения. Для обеспечения I категории качества ki (k1) принимается равным единице (1,0). Для обеспечения II категории качества ki (k2) принимается равным 0,5. Обi - стоимость обеспечения соответствующей категории качества (за вычетом дополнительных расходов кредитной организации, связанных с реализацией обеспечения); Ср - величина основного долга по ссуде. Если ki x Обi >= Ср, то Р принимается равным нулю (0). С учетом оценки состояния и перспектив реализации предметов залога (обращения взыскания на гаранта (поручителя, авалиста (акцептанта))), формируемый кредитной организацией резерв может быть больше, чем определенный в соответствии с настоящим пунктом минимальный размер резерва.
3. Порядок использования резерва на возможные потери по ссудам и приравненной к ней задолженности
Если размер расчетного резерва в связи с изменением суммы основного долга по ссуде и (или) в связи с повышением категории качества ссуды меньше размера сформированного резерва по ссуде, то разница между сформированным резервом и резервом, который должен быть сформирован, восстанавливается на доходы кредитной организации. 8.2. Списание кредитной организацией нереальных для взыскания ссуд, в том числе объединенных в портфель однородных ссуд, осуществляется за счет сформированного резерва по соответствующей ссуде (портфелю однородных ссуд). Одновременно кредитной организацией списываются относящиеся к нереальным для взыскания ссудам начисленные проценты. Порядок списания относящихся к нереальным для взыскания ссудам и начисленных по ним процентов определяется нормативными актами Банка России. При списании нереальной для взыскания ссуды и процентов по ней кредитная организация обязана предпринять необходимые и достаточные меры по взысканию указанной ссуды. Списание нереальной для взыскания ссуды и процентов по ней является обоснованным при наличии следующих документов: - подтверждающих факт неисполнения заемщиком обязательств перед его кредиторами в течение периода не менее одного года до даты принятия решения о списании ссуды. - судебные акты, акты судебных приставов-исполнителей и иных лиц, обладающих равными полномочиями, акты органов государственной регистрации, а также иные акты, доказывающие невозможность взыскания ссуды. Списание кредитной организацией нереальной для взыскания ссуды за счет сформированного по ней резерва осуществляется по решению уполномоченного органа (уполномоченных органов) кредитной организации или в порядке, им установленном. Списание ссуды, сумма которой превышает один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, осуществляется с подтверждением актами указанными выше, если отсутствие необходимости подтверждения указанными актами не предусмотрено специальным решением уполномоченного органа управления кредитной организации.
Приложение 1 Порядок оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд
1. К ссудам, группируемым в портфели однородных ссуд, относятся ссуды, которые предоставляются всем заемщикам на стандартных условиях, определенных внутренними правилами кредитной организации, при том что величина каждой ссуды соответствует параметрам, установленным подпунктом 5.1 настоящего Положения. К таким ссудам по усмотрению кредитной организации могут быть отнесены: ссуды малому бизнесу; ссуды физическим лицам; ссуды предприятиям малого бизнеса и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям; другие категории ссуд, соответствующие данному выше определению. 2. Резерв по портфелю однородных ссуд создается по потерям в целом по портфелю однородных ссуд. 3. Процедуры оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд (классификация портфеля) устанавливаются внутренними документами кредитной организации, определяющими ее кредитную политику. 4. Размер резерва по портфелю однородных ссуд определяется кредитной организацией на основе профессионального суждения и отражает величину потерь, обусловленных общим обесценением совокупности однородных ссуд, объединенных (сгруппированных) в портфель. 5. Классификация портфеля однородных ссуд и величина резерва по портфелю однородных ссуд могут определяться кредитной организацией, в том числе с использованием следующих методов: экстраполяция оценки риска и величины требуемого к созданию резерва по представительной выборке ссуд на портфель в целом; соотношение фактического удельного веса безнадежных (либо просроченных) ссуд в портфеле однородных ссуд и удельного веса безнадежных (просроченных) ссуд, принятого при расчете процентных ставок по ссудам; учет различных факторов, относящихся к характеристике заемщиков (например, срок, на который предоставлены ссуды, и качество кредитной истории) и текущих экономических условий их деятельности. Перечень приведенных методов не является исчерпывающим. 6. По результатам анализа за ряд лет сведений о доле просроченных либо безнадежных списанных и (или) подлежащих списанию с баланса ссуд в портфеле однородных ссуд либо фактических убытков по портфелю однородных ссуд (далее - параметры состояния портфеля однородных ссуд) кредитная организация может формировать шкалу оценки кредитного риска и (или) размера обесценения портфеля однородных ссуд в зависимости от указанных параметров. В случае формирования указанной шкалы оценка кредитного риска по соответствующему портфелю однородных ссуд и (или) размера обесценения портфеля производится кредитной организацией с учетом сформированной шкалы. Сведения, на основании которых формируется шкала оценки кредитного риска, могут включать информацию о текущих, реструктурированных (в том числе пролонгированных), своевременно исполненных, просроченных и признанных кредитной организацией нереальными для взыскания ссудах.
С 1 июня 2006 года Положение ЦБ РФ от 09.07.2003 N 232-П утратило силу в связи с изданием Положения ЦБ РФ от 20.03.2006 N 283-П, утвердившего новый порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери.
1. Рынок труда: сущность, основные компоненты, виды и модели. 2. Ресурсы для трудовой деятельности. 3. Воспроизводство населения и ресурсов для трудовой деятельности. 3. Воспроизводство населения и ресурсов для трудовой деятельности. Под воспроизводством населения понимают исторически и социально-экономически обусловленный процесс непрерывного возобновления поколений людей. Органической составной частью воспроизводства населения является воспроизводство ресурсов для трудовой деятельности. В процессах воспроизводства населения различают виды, типы и режимы, а в воспроизводстве ресурсов для трудовой деятельности, кроме того, выделяют еще фазы или стадии. Виды воспроизводства населения определяются особенностями движения численности и состава населения в стране и ее регионах. Это движение может быть естественным, миграционным (механическим) и социальным. Естественное движение населения есть следствие рождаемости и смертности людей. В зависимости от того, что из них преобладает, образуются естественный прирост или естественная убыль населения. На величину и направленность естественного движения населения влияют экономические, социальные и биологические факторы. Численность и состав населения меняются также в силу миграционных процессов (механического прибытия и выбытия населения). Подобное движение населения вызывается различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни. Под миграцией в узком смысле понимают переселение, то есть перемещение людей через границы административно-территориальных образований, завершающееся сменой постоянного места жительства; в широком смысле - это всякое независимо от цели, регулярности и продолжительности перемещение из одного населенного пункта в другой. Лица, совершающие такие перемещения, называются мигрантами. В последние годы роль миграции в формировании численности и состава населения России значительно возросла. Важность миграции населения с точки зрения ресурсов для труда объясняется в первую очередь ее влиянием на состав этих ресурсов, как в месте выбытия населения, так и в месте прибытия. Особую значимость изучение различных сторон и характеристик миграции населения приобрело в связи с ее активизацией после распада СССР. С нарастанием тенденции депопуляции населения России и ряда соседних стран процесс миграции стал для некоторых регионов определяющим в восполнении ресурсов для труда. С точки зрения перемещения населения между административно-территориальными образованиями различают два типа миграции: межгосударственную, или внешнюю (по отношению к стране, из которой выезжает население), и внутреннюю (т.е. миграцию внутри страны). Результатом длительной межгосударственной миграции явилось заселение такого континента, как Америка, и создание там новых государств, в том числе США. Аналогичным образом происходило заселение Австралии. Межгосударственная миграция населения способствовала относительно быстрому формированию вновь созданного государства Израиль уже в середине XX в. Выезд из одной страны в другую называется эмиграцией, а въезд из-за рубежа в страну - иммиграцией. Соответственно людей, выезжающих из страны, называют эмигрантами, а въезжающих из-за рубежа в страну - иммигрантами. Миграция населения по причинам, ее обусловившим, подразделяется на добровольную и вынужденную. Добровольная миграция населения - это осознанное самими перемещающимися лицами решение, которое может быть обусловлено демографическими мотивами (вступлением в брак, переездом к родителям, детям и др.); экономическими соображениями (более привлекательные социально-бытовые условия, труд в избранной области, уровень его стимулирования и др.); причинами политического, этнического, медицинского и другого характера. Вынужденная миграция населения обусловлена, как правило, независящими от мигрантов причинами. Среди этих причин можно назвать: государственное отселение или переселение (связанное со строительством, организацией заповедника, зоны отчуждения и т.д.); военные действия; экологические и иные катастрофы и чрезвычайные происшествия; политические и этнические конфликты. Среди вынужденных мигрантов особое место занимают беженцы и вынужденные переселенцы. Значимость данных видов миграции обусловлена ее масштабами и связанными с этим социально-экономическими проблемами. Беженец - лицо, прибывшее на территорию какого-либо государства и не имеющее его гражданства, вынужденное покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования либо реальной опасности подвергнуться насилию или преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе. Весь комплекс правового регулирования экономических, социальных и правовых гарантий защиты и прав беженцев в России регламентирован Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (с изм. и доп.) Вынужденный переселенец - это гражданин своей страны, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе. Федеральным законом от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации. Различают возвратную (временную) и безвозвратную (постоянную) миграцию населения. Возвратная (временная) миграция предполагает возвращение мигранта через какое-то время или периодически к прежнему месту постоянного жительства, безвозвратная (постоянная) - такое возвращение исключает. С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства). Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью, называется трудовой миграцией. В зависимости от характера перемещения мигрантов миграцию населения подразделяют: на периодическую, сезонную и маятниковую. Периодическая (эпизодическая) миграция - это перемещение мигрантов, вызванное какими-то периодически возникающими обстоятельствами, с возвращением их к постоянному месту жительства. Сезонная миграция населения - перемещение мигрантов на период сезона в другую местность. Маятниковая миграция населения носит, как правило, местный (в пределах одной области, города или приграничных городов соседних областей) характер и связана с ежедневным (или 1 раз в два-три дня) челночным передвижением части населения к месту учебы, службы или работы и обратно. Приведенное структурирование миграции населения не является исчерпывающим и может быть расширено за счет использования иных критериев оценки и факторов, ее обусловливающих. Изучение структуры миграции дает возможность рассмотреть ее формы, виды, подвиды, их соотношения и особенности. Однако для оценки масштабов миграции, ее анализа и прогнозирования необходимо использовать систему конкретных показателей. К основным из них, характеризующих миграцию населения, относятся: - масштабы выбытий - число человек, выбывших из рассматриваемого административно-территориального образования (страны, региона) в определенный период; - масштабы прибытий - число человек, прибывших в рассматриваемое административно-территориальное образование (страну, регион) за определенный период; - удельный вес выбытий (прибытий) - процентное отношение числа выбывших (прибывших) в конкретный период в рассматриваемом административно-территориальном образовании (стране, регионе) к средней численности населения в данной территории за этот период времени. - сальдо миграции, или чистая миграция, - разница между числом прибытий и числом выбытий, т.е. чистый результат миграции населения по рассматриваемому административно-территориальному образованию (стране, региону) в анализируемом периоде. Сальдо миграции может быть положительным, называемым еще притоком, и отрицательным - оттоком. Сальдо, или приток-отток населения в конкретной местности за определенный период, может выражаться как в относительных показателях (на 100 или 1000 жителей), так и в абсолютных величинах. - общая или валовая миграция, - сумма числа прибытий и выбытий в административно-территориальном образовании (стране, регионе) за какой-то период. Большое значение как в процессе анализа уровня и состояния миграции населения, так и в ходе прогнозных расчетов приобрели сведения о половозрастном и национальном составе мигрантов, источниках средств их существования (особенно это касается беженцев и вынужденных переселенцев), образовательном уровне, состоянии в браке, экономической активности, месте предыдущего жительства и т.д. Перемещение населения, или механическое его движение, оказывает заметное влияние на географию населения, экономику регионов. Это обусловлено изменением численности и плотности населения, показателей его воспроизводства, состава и возрастной структуры, т.е. переменой всей демографической обстановки, как в местах выбытия, так и в местах прибытия. При изучении миграции населения часто используют термин «миграционный поток». Это совокупность территориальных перемещений населения, совершающихся в определенное время в рамках того или иного административно-территориального образования. В современной России выделяют пять основных миграционных потоков: 1) вынужденную миграцию; 2) внешнюю миграцию; 3) внешнюю трудовую миграцию; 4) незаконную миграцию; 5) внутреннюю миграцию. Изучение миграции населения, включая ресурсы для трудовой деятельности, по выделенным миграционным потокам позволяет системно, всесторонне и во взаимосвязи рассмотреть это весьма значимое явление в экономике отдельного региона и страны в целом. До середины 70-х годов в миграционном обмене Российской Федерации с союзными республиками преобладали центробежные тенденции: движение за пределы России, в особенности в Казахстан и Среднюю Азию, где в то время интенсивно проводилось освоение целинных и залежных земель и бурно развивалась промышленность. Только за пять лет (1956-1960 гг.) миграционные потери составили более 1 млн. человек. За следующие полтора десятилетия (1961-1975 гг.) из РФ выехало на 1,5 млн. человек больше, чем прибыло. Однако в результате значительного превышения числа родившихся над умершими естественный прирост за те же годы составил в России 25 млн. человек, т.е. в десять раз превысил безвозвратный отток ее жителей и был, таким образом, определяющим фактором роста численности россиян. Начиная с 1975 г. потоки миграции изменили ориентацию: РФ из отдающей население страны превратилась в принимающую. Основной причиной этого стали экономические стимулы, способствовавшие переориентации плотных миграционных потоков на зоны экономического освоения собственно российских территорий: началась разработка нефтегазоносных месторождений Тюменской области, осуществлялось создание мощного производственного комплекса в Красноярском крае, строительство БАМа. За 1976-1990 гг. Россия восстановила прежние миграционные потери, положительное сальдо миграции достигло почти 2,5 млн. человек. Но естественный прирост все еще заметно превышал миграционный, так, что доля последнего в общем (более чем одиннадцатимиллионном) приросте населения составила лишь примерно пятую часть. Вклад миграции в формирование численности населения, ее воздействие на пространственное размещение населения по территории страны резко усилились в конце 80-х годов. Объясняется это, во-первых, стремительным сокращением рождаемости при одновременном росте смертности, что уже в 1992 г. привело к естественной убыли населения, во-вторых, заметным ростом положительного сальдо миграции. В 1992-1998 гг. миграционный прирост (нетто-миграция населения между Россией и всеми странами дальнего и ближнего зарубежья) компенсировал 59 % естественной убыли населения. Величина и направление международных миграций в основном определяются характером обмена населением между Россией и государствами республиками бывшего СССР (табл. 2). Соответственно политические и социально-экономические перемены, происходившие и происходящие на всем постсоветском пространстве, накладывают сильный отпечаток на картину миграционных перемещений. Еще одна отличительная особенность миграционного обмена с бывшими союзными республиками - крупные потоки вынужденных мигрантов в Россию. Таким образом, основной миграционный прирост населения России осуществляется за счет государств СНГ. Со всеми ними сохраняется положительное сальдо миграции. Первые беженцы на территории Российской Федерации появились еще в период существования СССР в ходе и в результате первых межнациональных конфликтов, разразившихся тогда в Азербайджане (в 1988 г. - погромы в Сумгаите, в 1990 г. - в Баку) и Узбекистане (в 1989 г. - в городах Ферганской долины). Регистрация вынужденных мигрантов началась с 1 июля 1992 г., с момента создания Федеральной миграционной службы (ФМС). К началу 1998 г. в стране находилось около 1,2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, получивших соответствующий официальный статус в территориальных органах ФМС. Получение статуса дает какие-то (пусть зачастую символические и с трудом реализуемые) гарантии обретения экономической безопасности, в частности, право на получение специального пособия, ссуды на строительство или приобретение жилья и пр. В 1992-1993 гг. наибольшее количество беженцев и вынужденных переселенцев прибыло в Россию из Таджикистана, Азербайджана и Грузии. Эти три страны дали тогда более 80 % всех беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ и Балтии. В последующем география вынужденных миграций, во-первых, сильно расширилась, а во-вторых, непрерывно менялась, как бы отмечая перемещение болевых точек на постсоветском пространстве. В 1996-1997 гг. основная часть беженцев и вынужденных переселенцев были выходцами из стран и регионов, в которых не происходило вооруженных конфликтов. При этом в 1997 г. почти половина (48,9 %) всех вынужденных мигрантов приходилась на долю перебравшихся в Россию жителей Казахстана, и каждый четвертый иммигрант из этой страны получал соответствующий статус в органах ФМС России. По данным выборочного обследования причин миграции, проведенного Госкомстатом России совместно с МВД в сентябре-октябре 1991 г. в 23 российских регионах, более трети респондентов мигрантов назвали побудительным мотивом смены места жительства обострение межнациональных конфликтов, а среди мигрантов из республик бывшего СССР таковых оказалось почти две трети (65 %). Чаще других эту причину указывали мигранты из Азербайджана (70 %), Таджикистана (64 %) и Грузии (63 %). Среди выходцев из других новых независимых государств эту причину выделили 53 % мигрантов из Литвы, 51 % - из Узбекистана, 50 % - из Армении, 47 % - из Киргизии, 46 % - из Латвии и 41 % - из Эстонии. Таблица 2 Миграционные связи РФ со странами СНГ*, человек
Российский статистический ежегодник, 2005. Во второй половине 90-х годов мотивация переезда в Россию во многом изменилась, о чем свидетельствуют ответы на вопрос об обстоятельствах смены места жительства, с 1997 г. используемые при анализе данных о миграции населения. По этим ответам получается, что наиболее распространенными мотивами переезда были причины личного, семейного характера (на них сослались 49,7 % мигрантов в возрасте старше 16 лет), связанные с работой (17,6 %) и с обострением межнациональных отношений (около 13 %). Чаще других последнюю причину указывали выходцы из Таджикистана (27 % всех выехавших), Казахстана (19,5 %), Латвии (18,1 %), Узбекистана (17,5 %) и Туркмении (17,2 %). Но за причинами личного, семейного характера тоже могут скрываться симптомы ухудшения межнациональных отношений, реального или ожидаемого. Вынужденные мигранты расселяются по всей территории России, вплоть до Крайнего Севера и Дальнего Востока. Такая территориальная «всеядность» говорит об их тяжелом положении: они готовы жить даже там, откуда местное население уезжает. Но все же основная часть беженцев и вынужденных переселенцев устремляется в юго-западные регионы России. Самый высокий коэффициент миграционной нагрузки отмечен в Ингушетии и Северной Осетии: соответственно 1759 и 545 человек на 10 тыс. постоянного населения. Значителен он в Белгородской, Оренбургской областях и Ставропольском крае (соответственно от 287 до 215 человек), в Самарской, Саратовской, Новгородской областях и Карачаево-Черкесии (соответственно от 192 до 165 человек). Дискриминация лиц некоренной национальности по признаку расы, языка, вероисповедания на территории государств, образовавшихся вследствие распада Советского Союза, порождает вынужденную миграцию. В России преобладающей является вынужденная иммиграция. Поток вынужденной иммиграции населения в Россию в последние годы составил около 1 млн. человек в год. Сальдо вынужденной миграции в годы ее пика (1992—1994 гг.) составило 1465 тыс. человек. Миграционные связи Российской Федерации со странами дальнего зарубежья состоят из двух потоков: эмиграции и иммиграции (табл. 3). В потоке эмигрантов из Российской Федерации различают три основных группы: 1) уезжающие на постоянное место жительства; 2) выезжающие в поисках временной работы за границей и возвращающиеся по истечении срока договора; 3) выезжающие за рубеж по частным приглашениям, на учебу, в туристические поездки, на отдых, причем часть из них находит возможность остаться за границей. В настоящее время эмиграция в России носит свободный характер и составляет в среднем от 60 тыс. до 100 тыс. человек в год (до 1980-х гг. ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В современных условиях выезд населения Российской Федерации за границу становится острой проблемой, так как среди выезжающих значительную часть составляют высококвалифицированные специалисты разных профессий, ученые, творческая интеллигенция. Из России выезжали в основном в Германию, Израиль, США. Наряду с эмиграцией нарастает поток иммигрантов в Россию из Китая (в основном на заработки), а также из Турции и некоторых других стран (с целью использовать территорию Российской Федерации для въезда в другие страны мира). Более выраженный характер носит иммиграция в Россию из стран ближнего зарубежья (бывших республик СССР). Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированными, в том числе с криминогенными проявлениями, работниками соседних государств. Из стран дальнего зарубежья за рассмотренные годы стабильно сравнительно много переезжают в Россию из Германии, Израиля. Наряду с эмиграцией нарастает поток нелегальных мигрантов в Россию из Китая (в основном на заработки), а также из Эфиопии, Афганистана, Сирии, Турции (с целью использовать территорию Российской Федерации для въезда в другие страны мира). Россия для транзитных мигрантов рассматривается как своеобразный перевалочный пункт, лежащий на пути на Запад. Они не связывают с ней свое будущее и не чувствуют по отношению к ней никаких обязательств, поэтому поток нелегальной миграции, нацеленный за пределы России, объективно способен ухудшить криминальную обстановку в стране. Он также представляет угрозу для здоровья россиян, поскольку может стать (и уже становится) разносчиком многих забытых в России инфекционных и эпидемиологических заболеваний. Вместе с тем, как справедливо указывают некоторые российские исследователи, нелегальную иммиграцию нельзя считать однозначно негативным явлением, источником одних только угроз для различных субъектов экономической безопасности. Занимая ниши на рынке труда, которые по разным причинам не являются привлекательными для местного населения, нелегальные мигранты тем самым способствуют развитию сферы услуг и физической инфраструктуры в местах их скопления, что, в общем, положительно сказывается на качестве жизни всего населения. В целом, однако, негативный эффект нелегальной миграции в Россию выходцев как из дальнего, так и из ближнего зарубежья перекрывает приносимые ею выгоды. Ибо уход «в тень» любой, пусть и общественно полезной деятельности создает, в конечном счете, гораздо больше проблем, чем решает. Таблица 3 Миграционные связи РФ со странами дальнего зарубежья*, человек
*Российский статистический ежегодник, 2005. Выезд и въезд немалой части мигрирующего по России населения Российской Федерации и других стран — бывших республик СССР осуществляются зачастую с нарушением установленных российским законодательством норм и правил. Одни мигранты таким путем ищут временную работу, убежище в России, другие — пытаются использовать ее территорию для выезда в третьи страны. Этот вид миграции называется незаконной, или скрытой (неконтролируемой), миграцией. Незаконная миграция во многом обусловлена падением уровня жизни в странах — участницах СНГ, а также «прозрачными границами» России и недостаточно подготовленной правовой базой. Тяжелое экономическое положение России, снижение жизненного уровня, растущая безработица и падение престижа целого ряда профессий и специальностей инженерного и научного труда во многом предопределили рост внешней трудовой миграции. Возросли масштабы утечки из России «мозгов». За рубежом пользуются спросом российские математики, физики, химики, программисты, медики и некоторые другие специалисты. По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 млн. до 5 млн. человек в год. В настоящее время отток работоспособного населения за границу в некоторой степени снижает остроту проблемы безработицы в России. Но, он же подрывает устойчивость трудовой и, в особенности, научно-технической составляющей экономической безопасности страны. После выхода России из экономического кризиса эмиграция может оказаться серьезной помехой для экономического роста. И все же не следует преувеличивать силу обозначившихся и ожидаемых угроз, исходящих от эмиграции, поскольку вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны вряд ли будут значительными. Разрастись им, в числе прочего, не дадут ограничительные административно-законодательные меры потенциальных принимающих стран и специфика их рынков труда. Проникновение и внедрение на эти рынки - процесс длительный, сложный и кропотливый. Желающие работать за границей обращаются во многие службы, однако высокие требования к претендентам (по возрасту, специальности, квалификации, владению иностранным языком) не позволяют трудоустраиваться сколько-нибудь значительному числу желающих. В принципе внешняя трудовая миграция может быть весьма прибыльной для России. Опыт развивающихся стран показывает, что денежные переводы мигрантов на родину часто составляют довольно заметную величину. Так, в Пакистане в середине 90-х годов они превысили 3 % ВВП, в Бангладеш - 4 %, на Ямайке - 5 %, в Шри-Ланке - 6 %. Того же можно ожидать и от трудовой миграции россиян за рубеж. Важно только, чтобы государство выработало эффективную систему ее регулирования, и тогда экспорт российской рабочей силы станет по-настоящему выгодным для страны. Внутренняя миграция является основным составным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. Внутренняя миграция состоит из межрегиональных и внутрирегиональных миграционных потоков. Отсутствие постоянных заработков и низкий уровень льгот в северных районах и в иных осваиваемых территориях России, прекращение финансирования ряда государственных программ, свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах переориентировали потоки мигрантов в места первоначального проживания, в обжитые районы страны. Отсутствие постоянных заработков и льгот в северных районах и иных осваиваемых территориях России, прекращение финансирования ряда государственных программ, свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах переориентировали потоки мигрантов в места первоначального проживания, в обжитые районы страны. Сегодня внутренняя миграция становятся мощным фактором изменения демографического и трудового потенциала Северных и Восточных районов, созданных там за предшествующие десятилетия. В России есть территории с одновременной миграционной и естественной убылью населения. Миграция в них количественно дополняет естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение его общей численности, что ведет к утрате трудового потенциала (наиболее выражены эти процессы в Камчатской, Читинской, Магаданской, Сахалинской и Мурманской областях). Составной частью внутренней миграции населения является перемещение жителей деревни в город и в меньшей степени из города в деревню. Миграция населения, происходящая в России, является непосредственным отражением особенностей современного периода социально-политического и экономического развития страны и ее регионов. Миграция населения, происходящая в России, является непосредственным отражением особенностей современного периода социально-политического и экономического развития страны и ее регионов. Для современной миграции населения характерными являются следующие тенденции: ■ продолжается процесс возврата населения из территорий европейского Севера и северо-востока страны к прежнему месту жительства; ■ снижается миграция из сельской местности в город, а в отдельных регионах происходит ее переориентация — из города в сельскую местность; ■ растет приток мигрантов из стран СНГ, особенно в европейскую часть Российской Федерации; ■ сохраняется значительная эмиграция россиян в развитые страны мира; ■ начался процесс во многом неконтролируемой иммиграции из стран дальнего зарубежья. Миграция населения оказывает существенное влияние на географию размещения и плотность населения, его численность и структурный состав, а следовательно, и на социально-экономическое положение как региона выбытия, так и, что очень существенно, региона прибытия. Существует необходимость государственного, прежде всего на законодательном уровне, регулирования процессов как внешней, так и внутренней миграции населения России и мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Особую значимость приобретает внутренняя миграция населения России в период реформирования экономики. Вследствие внутренней миграции происходит определенное изменение плотности заселения отдельных территорий с соответствующим изменением нагрузки (повышением или, наоборот, понижением) на социальную инфраструктуру и уровень занятости. Население с Севера возвращается в основном в районы центрально-европейской части Российской Федерации, где впервые за послевоенный период сложился стабильный миграционный прирост. Стал заметным приток населения в районы, в которых ранее наблюдалась постоянная эмиграция: Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский. Активно иммигрирует население в Поволжский и Северо-Кавказский экономические районы России. В условиях международной открытости российской экономики и возможного увеличения массового высвобождения работников из производства, роста безработицы все более актуальной становится проблема внешней трудовой миграции населения. Нерегулируемый, в том числе и правовыми нормами, приток иностранной рабочей силы может существенно обострить проблему безработицы. В то же время регулируемый выезд российских граждан за рубеж, наоборот, может способствовать смягчению последствий миграции. Поэтому существует необходимость государственного, прежде всего на законодательном уровне, регулирования процессов как внешней, так и внутренней миграции населения России и мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. С точки зрения перспективы приток экономически активного населения в Европейскую часть России можно оценивать как положительное явление, способствующее улучшению возрастной структуры населения этих районов, так как она была нарушена из-за значительного оттока молодежи в предыдущие десятилетия. С другой стороны, такой приток иммигрантов создает дополнительные проблемы, связанные с трудоустройством, обеспечением жильем и услугами сферы социальной инфраструктуры. Ранее изложенные особенности и последствия миграции населения создают трудности в реализации иммиграционного контроля и обеспечении своевременной помощи мигрирующему населению. Стихийность миграции, во многом негативные ее последствия для рынка труда, общества и государства в целом, обусловливают необходимость управления этим процессом. В основе осуществления государственного управления миграцией населения находится миграционная политика Российской Федерации. Ее целью является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение уровня негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов. В разработке и реализации государственной миграционной политики принимают участие ряд органов государственной власти. Ключевым среди них является Федеральная миграционная служба Российской Федерации. Вопросы трудовой миграции находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. К основным принципам миграционной политики относятся: дифференцированный подход к различным категориям мигрантов; введение квотирования и ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию; ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы. С целью реализации и разъяснения государственной миграционной политики Российской Федерации, изучения миграционных потоков, регулирования сроков и условий въезда осуществляется развитие системы представительств Федеральной миграционной службы России за рубежом. Регулирование миграционных процессов в рамках СНГ осуществляется путем заключения двусторонних соглашений и дальнейшей ратификации их парламентами. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» Правительство РФ регламентирует порядок выдачи свидетельства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца. Среди основных мер миграционной политики и механизмов по ее реализации следует отметить: - прием и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы; оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабо защищенным вынужденным переселенцам; помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов; дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения, и стимулирование притока мигрантов в них с учетом интересов государства, регионов и населения; - регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства, в том числе в области внешней трудовой миграции, с последующим использованием депортации; квотирование приема лиц, ищущих убежища, из государств дальнего зарубежья; контроль за иммиграцией иностранных граждан в Россию, в том числе путем использования специального подразделения по выявлению незаконных иммигрантов (введение разрешительного порядка на пребывание в России граждан государств ближнего зарубежья на срок свыше двух месяцев, а также ограничений на въезд и транзит лиц, имеющих судимости за тяжкие преступления; усиление требований к условиям привлечения и использования иностранных работников в регионах с высоким уровнем безработицы); - государственная поддержка таких категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде; лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах. Регулирование миграционных процессов в рамках СНГ осуществляется путем заключения двусторонних соглашений и дальнейшей ратификации их парламентами. Законы и иные нормативные правовые акты в области регулирования процессов миграции определяют формы и методы реализации социальных и правовых гарантий, составляют правовую базу управления процессом миграции. Социальное движение населения проявляется в изменениях различных социальных структур: образовательной, профессиональной, национальной и др. В процессе воспроизводства населения происходит не только замещение поколений, но и формирование его новой социально-демографической структуры. Так, каждое поколение людей отличается уровнем образования и культуры, профессионально-квалификационной структурой, половозрастным составом и другими характеристиками. Отмеченные три вида движения находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и в совокупности определяют численность и состав населения района, региона, страны. В естественном движении населения выделяют типы его воспроизводства, среди которых в большей степени изучены два: традиционный (экстенсивный) и современный (интенсивный). Для традиционного типа воспроизводства, преобладавшего на ранних стадиях развития человеческого общества, были характерны высокая смертность из-за низкого уровня медицины, эпидемий, голода и высокая рождаемость, которая по религиозным и медицинским условиям не регулировалась в обществе в целом и в семье. Высокий уровень смертности нейтрализовывал высокий уровень рождаемости, в результате чего общие темпы роста населения были невелики, преобладала молодая часть населения при низком удельном весе людей старших возрастов и пожилых. Современный тип воспроизводства обусловлен: повышением уровня жизни людей; достижениями медицины и здравоохранения; научно-техническим прогрессом и связанным с ним ростом про производительности труда; эмансипацией женщин и вовлечением их в общественное производство, следствием чего стало падение рождаемости; увеличением средней продолжительности жизни за счет профилактики ранее губительных для людей заболеваний, снижения детской смертности. При данном типе воспроизводства общий рост численности населения происходит не столько за счет высоких темпов рождаемости (темпы здесь как раз умеренные), сколько за счет снижения уровня смертности. В современных условиях возрастает доля пожилого населения, растет средняя продолжительность жизни. Различают три режима воспроизводства населения: расширенный, простой и суженный. Для расширенного режима воспроизводства характерно превышение числа рождений над числом смертей на 1000 населения. Такой режим обеспечивается в том случае, если с учетом сложившегося в стране уровня коэффициента дожития[1] на каждые 100 семей будет 260 рождений детей и более. Простой режим воспроизводства — тот, при котором нет прироста численности населения, так как число рождений будет равно числу смертей на 1000 населения. При этом режиме образуется численное равенство родительского и детского поколений. Число рождений на 100 семей будет находиться в пределах 250—260. Если число рождений на 100 семей будет ниже 250, то образуется режим суженного воспроизводства — депопуляции, когда не только отсутствует естественный прирост населения, но и происходит его абсолютное сокращение. В России, начиная с 1992 г. по настоящее время произошло абсолютное уменьшение численности населения. Такое положение вызывает необходимость активизации демографической политики государства, направленной на стимулирование расширенного воспроизводства населения, соответствующего потребностям развития экономики. Состояние воспроизводства населения в стране в значительной степени определяет процессы воспроизводства ресурсов для труда, под которыми понимаются процессы возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения. Процессы воспроизводства ресурсов для труда подразделяются на фазы, или стадии. Среди них: фаза производства (формирования) ресурсов для труда, фаза их распределения и перераспределения и фаза использования. Фаза производства представляет: а) появление новых ресурсов для труда на основе производства населения — рождения людей, достижения ими трудоспособного возраста. Этот процесс происходит непрерывно; б) восстановление способности к труду у имеющихся работников. Для этого необходимо иметь питание, одежду, жилище, а также всю инфраструктуру современного существования человека (транспорт, связь, культуру и т.д.); в) получение людьми образования, приобретение специальности и определенной трудовой квалификации. Фаза распределения и перераспределения состоит в первичном распределении ресурсов для труда по видам работ, роду деятельности, предприятиям, организациям, районам, регионам страны. Эту фазу в системе рыночной экономики обеспечивает функционирование рынка труда. Перераспределение ресурсов для труда осуществляется в форме их движения в соответствии со спросом и предложением на рынке труда. Фаза использования экономически активного населения состоит в его функционировании на предприятиях, в организациях и экономике в целом. Здесь главная проблема заключается в обеспечении занятости населения и эффективном использовании работников. Отмеченные фазы, или стадии, воспроизводства ресурсов для труда взаимосвязаны В воспроизводстве ресурсов для труда так же, как и в воспроизводстве населения, различают виды, типы и режимы. Но если по содержанию виды и режимы воспроизводства обозначают одно и то же как для населения в целом, так и для его части — ресурсов для труда, то типы воспроизводства ресурсов для труда имеют отличие от типов воспроизводства населения между собой. Экстенсивный тип означает увеличение численности ресурсов для труда в отдельных регионах и по стране в целом без изменения качественных характеристик экономически активного населения. Интенсивный тип связан с изменением качества людских ресурсов: ростом образовательного уровня, квалификации, физических и умственных способностей и т.д. Интенсивный тип воспроизводства соответствует пониманию того, что квалифицированный труд — это умноженный или даже возведенный в степень простой труд. В чистом виде указанные два типа воспроизводства не существуют, они взаимно дополняют друг друга. Основным источником пополнения экономически активного населения является молодежь, вступающая в трудоспособный возраст. Численность этой категории населения зависит от режима его воспроизводства, уровня брачности и рождаемости в стране, а также от величины детской смертности. При расширенном воспроизводстве населения и повышении уровня рождаемости будет расти число вступающих в трудоспособный возраст. Однако каждый скачок рождаемости отразится на численности ресурсов для труда лишь через 15 лет. Изменение структуры населения в сторону его повзросления, т.е. увеличение среднего возраста людей, чревато повышенным темпом выхода людей за пределы трудоспособного возраста и сокращением ресурсов для труда.
[1] Коэффициент дожития — вероятностный показатель, характеризующий ожидаемую продолжительность жизни для каждой возрастной группы населения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |