Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура и основные компоненты экспертной деятельности

Проведение любой экспертной проце­дуры обусловлено появлением конкретного запроса на экс­пертизу извне, потому экспертная деятельность носит диск­ретный и внешне детерминированный характер.

Участие эксперта в проведении экспертных процедур обус­ловлено двумя основными факторами: во-первых, наличием у него исследовательского интереса к объекту экспертизы, а во-вторых, его профессиональной специализацией, определяю­щей его возможности и ограничения. Добровольное принятие экспертом запроса извне и оформление его в виде экспертной задачи представляет собой первый шаг в цепочке экспертной деятельности. Именно на этом этапе в максимальной степени проявляется мотивационный компонент профессиональной деятельности эксперта.

Состав и структура мотивационно-потребностной сферы эксперта во многом предопределяются достаточно специфи­ческим содержанием данного вида профессиональной дея­тельности. Основу ее составляет исследователь­ская деятельность, неразрывно связанная с необходимостью тесного взаимодействия и общения со всеми участниками экспертного процесса. Кроме того, следует отме­тить, что данный вид профессиональной деятельности не может быть отнесен к разряду массовых, а является делом достаточно узкой группы специалистов высокой квалификации. Однако при этом наличие высокого уровня профессиональной компетентности является необходимым, но не достаточным условием готовности специалиста к экспертной деятельности. И это также предъявляет определенные требования к мотивационной сфере эксперта. В особенности это важно при проведении такой сложной и ответственной работы, как экспертное консультирование на ПМПК, где фактически часто решается судьба ребенка. В основе понимания процесса экспертизы лежит представ­ление о ней прежде всего как об исследовании. Имея опреде­ленные черты сходства, с одной стороны, с научным исследо­ванием, а с другой - с мониторинговыми иссле­дованиями, экспертиза обладает и своими отличительными особенностями.

Научное исследование имеет конечной целью открытие нового научного знания, оформляемого в виде законов, законо­мерностей, теорий, концепций и т. п. Экспертное исследование имеет другую цель - это получение экспертного знания об объектах исследования. В отличие от монито­рингового исследования, которое носит от массовый характер, экспертное имеет дело с единичным.

Основные функциональные ком­поненты экспертной деятельности:

• информационно-аналитический;

• рефлексивный;

• прогностический;

• коммуникативный.

Все выделенные функциональные компоненты взаимодей­ствуют между собой, но тем не менее могут быть описаны как относительно автономные единицы.

Информационно-аналитический компонент составляет начальный этап деятельности эксперта и включает в себя сле­дующие действия:

• изучение запроса на экспертизу и представленных заказ­чиком материалов о ее объекте;

• обсуждение с заказчиком целей и задач экспертизы, опре­деление конкретных задач и программы экспертного ис­следования, включающей выбор форм и средств измере­ния, показателей и критериев оценивания объекта экспер­тизы;

• реализацию программы экспертного исследования, обра­ботку и оформление результатов измерений;

• анализ всей совокупности полученной об объекте экспер­тизы информации; выделение наиболее существенных, значимых ее элементов.

Таким образом, в рамках информационно-аналитической деятельности экспертом решаются две основные задачи:

• получение по возможности полной и достоверной инфор­мации об объекте экспертизы;

• выделение в ней наиболее существенных с точки зрения целей и задач экспертизы единиц информации.

Обязательным условием является создание атмосферы доброжелательности, открытости и взаимной заинтересованности, которая зависит от позиции эксперта по отношению ко всем участникам экспертного процесса - позиции партнерства и совместного по­иска в решении экспертных задач.

Рефлексивный компонент образует основное содержание экспертной деятельности и рассматривается в качестве центрального ее компонента.

В рамках рефлексивной деятельности осуществляются сбор и интеграция наиболее существенных признаков, выде­ленных в ходе информационно-аналитической деятельности, в целостный индивидуальный образ изучаемого объекта. Од­нако главное заключается не столько в целостном представ­лении об объекте экспертизы, сколько в осмыслении его при­роды и сущности и понимании меры его уникальности, непов­торимости.

Последовательность умственных действий в рефлексив­ной деятельности эксперта можно представить в виде следую­щей цепочки:

• создание целостного представления об объекте экспертизы;

• выбор или построение теоретической модели объяснения;

• «опознание» и представление объекта экспертизы сред­ствами теоретической модели.

Прогностический компонент экспертной деятельности в наибольшей степени присутствует на завершающем ее этапе. В действительности деятельность эксперта не ограничивает­ся только исследованием и осмыслением реального состоя­ния того или иного явления, но и предполага­ет определение потенциала его развития, прогнозирование это­го развития. «Экспертиза, - отмечает А. Н. Тубельский, - есть работа с будущим в настоящем» (1998, с. 13).

К основным методам осуществления прогностической деятельности эксперта можно отнести:

• изучение и анализ существующего опыта;

• построение гипотез;

• создание прогностических моделей.

В деятельности эксперта, наряду с отчетливо выраженным прогностическим компонентом, может присутствовать также собственно проектировочный компонент. Такая функция эксперта рассматривается как один из ведущих принципов его деятель­ности - принцип участия экспертов в дальнейшем проек­тировании и развитии эксперимента» (А. Н. Тубельский).

Коммуникативный компонент экспертной деятельности выделяется в качестве самостоятельного в силу его зна­чительной роли на всех этапах проведения экспертизы. Как уже отмечалось ранее, деятельность эксперта осуществляется как деятельность совместная, то есть предпо­лагает взаимодействие и общение всех участников этого про­цесса. В качестве субъектов взаимодействия выступают, с од­ной стороны, члены экспертной группы (в ситуациях групповой экспертизы), а с другой – объекты экспертизы.

Совместная деятельность в рамках экспертной группы может быть описана как деятельность временной малой груп­пы, которая имеет определенные особенности. Прежде всего гибкий характер комплектования группы. Она формируется в (соответствии с конкретным экспертным запросом из специалистов различного профиля: психологов, педагогов, управлен­цев, медиков, экономистов, философов и т. д. Такое комплектование проводится на добровольной основе и по согласованию с заказчиками.

Другая особенность связана с собственно экспертной пози­цией каждого члена группы, то есть позицией достаточной независимости и автономности. Это предопределяет и един­ственно возможный способ взаимодействия, в основе которого лежит равноправное сотрудничество. Конечной целью этого взаимодействия является принятие единого группового ре­шения об объекте экспертизы, однако это не исключает права высказывания отдельного (особого) мнения любым членом экспертной группы.

Внешним проявлением экспертного взаимодействия выступают различные формы общения: дискуссии, обсуждения, интервью, совещания, консилиумы и т. п.

Коммуникативный компонент является, необходимы условием для реализации трех других основных функциональных компонентов экспертной деятельности: информациионно-аналитического, рефлексивного и прогностического. Отметим при этом, что коммуникативный компонент имеет самостоятельное значение, связанное с удовлетворением потребности человека в профессиональном общении, пребывании в благоприятной эмоциональной атмосфере.

Все компоненты образуют иерархическую структуру и могут быть рассмотрены как этапы экспертной деятельности. Каждый последующий компонент опирается на выполнение предыдущего. Исключение составляет коммуникативный ком­понент, который «сопутствует» всем остальным на протяже­нии всей деятельности эксперта. Такое представление после­довательно выполняемых этапов (функциональных компонен­тов) является достаточно условным. В реальной экспертной деятельности оказываются задействованы смешанные меха­низмы.

Все выше изложенное определяет общие основы эксперт­ной деятельности, применимые к самым разнообразным экс­пертным задачам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспертиза – это исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с представлением мотивированного зак­лючения | В каких случаях осуществляется экспертиза?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.