Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и особенности личности эксперта КГЭ

Экспертиза отличается от опроса или интервью тем, что в первом случае источником информации высту­пают эксперты, а во втором - информанты, или респон­денты.

В имеющейся литературе по методологии психоло­гии, педагогики и социальных наук отсутствует четкое разграничение этих понятий. Так, нередко экспертом на­зывают любого информанта, к которому обращаются за суждением или который сам добровольно высказывает свои суждения по публично сформулированным, напри­мер выставленным в интернете, вопросам (см., напр.: Шмелев, 2006). Понятие «метод экспертных оценок» под­разумевает именно такое, безгранично расширенное понимание «эксперта». Такое словоупотребление представляется крайне неудачным, потому что при нем утрачива­йся различие между двумя такими принципиально разными способами получения информации, как собственно экспертиза в узком смысле слова и репрезентатив­ный опрос, который нередко тоже называют этим словом.

В первом случае считается, что опрашиваемые - носите­ли специального знания, доступного далеко не каждому, гарантиями чего является профессиональное обучение и опыт профессиональной деятельности в определенной области опрашиваемого, которого по этим критериям относят к экспертам. Заказчик специально отбирает та­ких людей, считая, что эксперт может сказать больше других. Во втором случае респондентами выступают слу­чайно отобранные люди, а результатом опроса становит­ся репрезентативное мнение, срез распределения мнений по популяции. Собственно эксперты вносят в него заве­домый сдвиг, ибо их «субъективное» видение проблем «объективнее», то есть шире, глубже, дальше и объемнее, чем у среднего информанта. Мнение эксперта может даже прямо противоречить репрезентативному опросу: эксперты-астрономы Бруно, Галилей и Коперник, придя в рамках своей профессиональной компетенции к выво­ду, что Земля вращается вокруг Солнца, столкнулись с противоположным мнением популяции и не смогли при жизни доказать свою правоту. Но опрос общественного мнения на тему, что вокруг чего вращается, явно не заслу­живает названия экспертного. То же относится и к дру­гим ситуациям, хоть и не везде это различие выступает столь наглядно, как в приведенном примере. Оно тем очевиднее, чем сложнее и новее решаемая проблема.

Законодательство и неформальные правила общежи­тия предполагают, что каждый вменяемый человек, кото­рый достигает совершеннолетия и становится юридичес­ки полноправным, должен обладать способностью ана­лиза, прогноза и оценки связей своих действий с их последствиями, чтобы иметь возможность за них отве­чать. По-видимому, к тем, кто профессионально занима­ется экспертизой, это требование относится в большей степени, нежели к тем, кому профессионально этим заниматься не приходится. Тем не менее в реальности далеко не все совершеннолетние люди являются психологически взрослыми, способными выполнять такой анализ и прогноз. Даже те, кто берется за профессиональную экспертизу, не всегда справляются с задачей анализа причинно-следственных связей, хотя в оправдание им можно сказать, что эти связи редко бывают прямыми, одно­значными и о них можно говорить лишь с какой-то степенью определенности.

Одним из основных является вопрос о статусе эксперта. В последнее время эксперту приписываются всевозможные положительные качества, к примеру: «Эксперт - это хороший аналитик, подлинный ученый-исследователь, блестящий администратор <...> искусный и мудрый оценщик, знаток нужной сферы, спец в определеннм научном и практическом пространстве, настоящий ас среди родственных профессионалов» (Ярская, 2003, с. 8). В российском сознании эксперт стоит выше профессионала.

В США и Западной Европе такого преклонения перед экспертом нет. Экспертом может стать любой человек с соответствующим образованием, поскольку «экспертным знанием» считается любое знание в той или иной сфере, даваемое хорошей вузовской подготовкой. Многие университеты включают в свои рекламные материалы объявления о том, что они обеспечивают своим выпускникам именно такой уровень профессионализма. Вместе с тем для включения в полноправные члены экспертных сообществ требуется не только квалификация, но и опыт, рекомендации.

Подобное понимание эксперта как «просто» знающего человека отразилось и в специализированных словарях по экспертизе, разработанных и распространяемых многими международными и национальными организация­ми, начиная с ЮНЕСКО и кончая локальными сообще­ствами экспертов и университетскими центрами по под­готовке экспертов.

Признаков, позволяющих обозначить данного чело­века как эксперта в определенной области, четыре: стаж профессиональной деятельности, сложность профессиональ­ной деятельности, разносторонность профессиональной де­ятельности и ее успешность. Чем они у данного человека больше, тем он лучший эксперт в некоторой области. Об­ласть его профессиональной компетентности при этом не обязательно должна быть точно той, в которой задается вопрос, но должна быть достаточно близка, чтобы его опыт имел ценность для решения задач экспертизы.

Очевидно, что отмеченные особенности КГЭ предъяв­ляют к эксперту довольно высокие требования:

• высшее образование, как правило - гуманитарное;

• желательно подтверждение высокой квалификации эксперта научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере;

• опыт участия и компетентность в проведении меж­дисциплинарных исследований.

Существенную роль играет особенность «экспертно­го мышления» - не каждый даже высококвалифициро­ванный специалист способен к обобщениям, конкретизациям и уточнениям, к ответственным заключениям, на которые должен быть способен эксперт. Методология КГЭ опирается на исследования, факты и методики, но сами факты и методики не позволяют прийти к однознач­ным выводам. Дело не в фактах, не в инструментах (например, психологических и педагогических тестах). А в том, каким образом сам эксперт с этими инструментами обращается. Заключения дают не тесты, а люди, которые применяют эти тесты; по одним и тем же тестовым данным можно получить очень разные заключения. Главная задача экспертизы относится к организации мышле­ния эксперта.

Комплексная гуманитарная экспертиза требует от эксперта двух главных качеств. Первое - толерантность к сложности и неопределенности, мужество искать ответы на вопросы, однозначных ответов не имеющие, не пытаясь искусственно упрощать реальность и видеть однозначность там, где ее нет. Для эксперта должно быть по-преж­нему актуальным предостережение Гераклита: «Берегись, чтоб не стало сомненное несомненным». Второе необходимое качество эксперта - дисциплинированность мыш­ления, способность к пошаговому анализу проблем. От участника гуманитарной экспертизы требуется также способность делать выводы в более широком, чем традици­онно, контексте. Поэтому такой эксперт должен пройти специальную подготовку для участия в гуманитарной экспертизе, подтверждаемую соответствующим сертификатом. Более того, свою квалификацию такой эксперт должен подтверждать прохождением аттестации не реже одного раза в 3-5 лет.

Профессиональная деятельность эксперта имеет особую цель - производить «оценки». Другая особенность экспертной деятельности - это то, что «оценки» производятся им для внешнего заказчика, практически всегда и задающего их критерии. По выражению С.Л. Братченко (1999, с. 13), экспертиза - это использование челове­ка в роли «измерительного прибора».

Методологический анализ комплекс­ной гуманитарной экспертизы приводит к выводу о клю­чевой роли личности эксперта, что коренным образом отличает экспертизу от репрезентативных опросов. Па­радокс экспертизы состоит в том, что субъективное мнение и оценка эксперта, отобранного по профессиональным кри­териям, благодаря его более объёмному и глубокому видению оказываются более объективными, то есть приближенны­ми к реальности, чем согласованное мнение множества ря­довых представителей популяции. Ответы на вопросы КГЭ не могут быть выведены с помощью прямых дедуктивных умозаключений; их поиск требует высокой профессио­нальной компетентности в широком круге вопросов, от­носящихся к различным гуманитарным дисциплинам, системного мышления, толерантности к сложности и неопределенности и личной ответственности и профессионализма эксперта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность в ситуации комплексной гуманитарной экспертизы | Этико-юридические принципы КГЭ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.