КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование системы элементарных математических представлений
План Тема 3. Концепции формирования элементарных математических представлений А.М. Леушиной, В.В. Давыдова, Е.И. Щербаковой, Р.ИМ. Говоровой 1. Дидактическая система формирования элементарных математических представлений у дошкольников, разработанная А.М. Леушиной 2. Концепция В.В. Давыдова развития у детей дошкольного возраста интеллектуально-творческих способностей 3. Исследования Е.И. Щербаковой в области развития у детей дошкольного возраста первоначального сравнения величин через выделение в предметах общих признаков 4. Формирование представлений у детей о свойствах и отношениях в исследованиях Р.И. Говоровой
Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной (1898—1982) с 50-х гг. XX в. Благодаря ее работам методика развития у детей математических представлений получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснования, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщательному анализу различных точек зрения, подходов и концепций формирования числовых представлений; учету достижений отечественной и зарубежной науки, практики общественного воспитания и обучения дошкольников в нашей стране. А. М.Леушина разработала основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений, создав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет. Занятия рассматривались А. М. Леушиной в качестве основном, ведущей формы развития количественных представлений в детском саду. С их помощью возможно освоение детьми знаний повышенной трудности, достаточно обобщенных, лежащих в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии Представления и соответствующие им способы действия, сформированные на занятиях, должны обслуживать потребности разных видов детской деятельности, повышая ее продуктивность и результативность. Содержание обучения и развития, методы и приемы конструировались на основе идеи преимущественного развития у детей дошкольного возраста интеллектуально-творческих способностей исследовались В. В. Давыдовым: наблюдательность, познавательные интересы; исследовательский подход к явлениям и объектам окружения (умения устанавливать связи, выявлять зависимости, делать выводы); умение сравнивать, классифицировать, обобщать; прогнозирование изменений в деятельности и результатах; ясное и точное выражение мысли; осуществление действия в виде «умственного эксперимента» (В. В. Давыдов и др.). Предполагались активные методы и приемы обучения и развития детей, такие как моделирование, действия трансформации (перемещение, удаление и возвращение, комбинирование), игра и другие. Развитие у детей сенсорных процессов и способностей изучали Е.И. Щербакова, Р.И. Говорова: включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия; самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности; использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования). При этом овладение перцептивными ориентировочными действиями, которые ведут к усвоению сенсорных эталонов, рассматривается как основа развития у детей сенсорных способностей. Способность к наглядному моделированию выступает как одна из общих интеллектуальных способностей. Дети овладевают действиями с тремя видами моделей (модельных представлений): конкретными; обобщенными, отражающими общую структуру класса объектов; условно-символическими, передающими скрытые от непосредственного восприятия связи и отношения. Теоретическое положение, на котором базируется математическое развитие детей дошкольного возраста, основано на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков — массы, длины, ширины, высоты (П.Я. Гальперин, Л.С.Георгиев, В.В.Давыдов, Г.А. Корнеева, А. М. Леушина и др.). Эта деятельность обеспечивает освоение отношений равенства и неравенства путем сопоставления. Дети овладевают практическими способами выявления отношений по величине, для которых числа не требуются. Числа осваиваются вслед за упражнениями при сравнении величин путем измерения. Теоретическое положение основывается на идее становления и развития определенного стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (А. А. Столяр, Р. Ф. Соболевский, Т. М. Чеботаревская, Е. А. Носова и др.). Умственные действия со свойствами и отношениями рассматриваются как доступное и эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей. В процессе действий с множествами предметов, обладающих разнообразными свойствами (цветом, формой, размером, толщиной и пр.), дети упражняются в абстрагировании свойств и выполнении логических операций над свойствами тех или иных подмножеств. Специально сконструированные игры помогают детям понять точный смысл логических связок и, или, если.., то, смысл слов не, все, некоторые. Таким образом, теоретические основы современной методики развития математических представлений базируются на интеграции четырех основных положений, а также на классических и современных идеях математического развития детей дошкольного возраста.
Литература
Раздел 2. Дидактические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников Тема 1. Организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях План
Математическое развитие детей в детском саду является частью общей подготовки детей к школе. Этот процесс связан со всеми сторонами учебно–воспитательной работы (речевое развитие, игры, труд, быт и т.д.). При постановке задач учитывается: а) Общедидактические принципы обучения (раскрыть); б) Принцип преемственной связи в работе детского сада и школы. В процессе математической подготовки детей к школе обучающие, развивающие и воспитательные задачи осуществляются в единстве. Ребёнок получает необходимый чувственный опыт, познавая свойств предметов, овладевает способами познания, применяет знания на практике. Рассмотрим основные задачи математической подготовки детей: При методически грамотном обучении детей элементам математики, возможно, сформировать у них систему знаний о числе, счёте, величине, геометрических фигурах, пространстве и времени. Например, систематизируя знания о квадрате, мы рассматриваем его с детьми как частный случай прямоугольника, четырёхугольника. Или, сравнивая величины, устанавливая сериационный ряд, дети практическим путём выясняют свойства относительности величины. Систематизировать знания помогают специальные познавательные средства: модели, схемы, графики, планы (модель года, частей суток, недели, модели задач, план местности и т.д.) Формированию системы знаний способствуют и способы обучения: например, проблемно – поисковый. Формируется математическое знание по – разному: Первый путь: от частного к общему. У детей накапливаются определённые знания под руководством взрослого, а затем они обобщаются до простейших понятий. Второй путь: от общего к частному (о четырёхугольниках, многоугольниках). И, конечно же, формированию системы математических знаний способствует программа воспитания и обучения, где материал распределён по определённой системе, по возрастным группам от простого к сложному (формирование понятия о четырёхугольнике).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |