Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование системы элементарных математических представлений




План

Тема 3. Концепции формирования элементарных математических представлений А.М. Леушиной, В.В. Давыдова, Е.И. Щербаковой, Р.ИМ. Говоровой

1. Дидактическая система формирования элементарных математических представлений у дошкольников, разработанная А.М. Леушиной

2. Концепция В.В. Давыдова развития у детей дошкольного возраста интеллектуально-творческих способностей

3. Исследования Е.И. Щербаковой в области развития у детей дошкольного возраста первоначального сравнения величин через выделение в предметах общих признаков

4. Формирование представлений у детей о свойствах и отношениях в исследованиях Р.И. Говоровой

 

Вопросы развития количественных представлений у детей до­школьного возраста разрабатывались А. М. Леушиной (1898—1982) с 50-х гг. XX в. Благодаря ее работам методика развития у детей ма­тематических представлений получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснования, были раскрыты законо­мерности развития количественных представлений у детей в усло­виях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщательному анализу раз­личных точек зрения, подходов и концепций формирования число­вых представлений; учету достижений отечественной и зарубежной науки, практики общественного воспитания и обучения дошколь­ников в нашей стране.

А. М.Леушина разработала основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений, со­здав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет.

Занятия рассматривались А. М. Леушиной в качестве основ­ном, ведущей формы развития количественных представлений в детском саду. С их помощью возможно освоение детьми знаний повышенной трудности, достаточно обобщенных, лежащих в «зо­не ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребе­нок не в состоянии Представления и соот­ветствующие им способы действия, сформированные на заняти­ях, должны обслуживать потребности разных видов детской дея­тельности, повышая ее продуктивность и результативность.

Содержание обучения и раз­вития, методы и приемы конструировались на основе идеи пре­имущественного развития у детей дошкольного возраста интел­лектуально-творческих способностей исследовались В. В. Давыдовым:

наблюдательность, познавательные интересы;

исследовательский подход к явлениям и объектам окружения (умения устанавливать связи, выявлять зависимости, делать выводы);

умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

прогнозирование изменений в деятельности и результатах;

ясное и точное выражение мысли;

осуществление действия в виде «умственного эксперимента» (В. В. Давыдов и др.).

Предполагались активные методы и приемы обучения и раз­вития детей, такие как моделирование, действия трансформации (перемещение, удаление и возвращение, комбинирование), игра и другие.

Разви­тие у детей сенсорных процессов и способностей изучали Е.И. Щербакова, Р.И. Говорова:

включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия;

самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности;

использование моделирования («прочтения» моделей и дейст­вий моделирования).

При этом овладение перцептивными ориентировочными дей­ствиями, которые ведут к усвоению сенсорных эталонов, рассмат­ривается как основа развития у детей сенсорных способностей.

Способность к наглядному моделированию выступает как одна из общих интеллектуальных способностей. Дети овладева­ют действиями с тремя видами моделей (модельных представле­ний): конкретными; обобщенными, отражающими общую структуру класса объектов; условно-символическими, переда­ющими скрытые от непосредственного восприятия связи и от­ношения.

Теоретическое положение, на котором базируется ма­тематическое развитие детей дошкольного возраста, основано на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков — массы, длины, ширины, высоты (П.Я. Гальперин, Л.С.Георгиев, В.В.Давыдов, Г.А. Корнеева, А. М. Леушина и др.). Эта деятельность обеспечивает освоение отношений равенства и неравенства путем сопоставления. Дети овладевают практическими способами выявления отношений по величине, для которых числа не требуются. Числа осваиваются вслед за упражнениями при сравнении величин путем измере­ния.

Теоретическое положение основывается на идее становления и развития определенного стиля мышления в про­цессе освоения детьми свойств и отношений (А. А. Столяр, Р. Ф. Соболевский, Т. М. Чеботаревская, Е. А. Носова и др.). Ум­ственные действия со свойствами и отношениями рассматриваются как доступное и эффективное средство развития интеллек­туально-творческих способностей. В процессе действий с мно­жествами предметов, обладающих разнообразными свойствами (цветом, формой, размером, толщиной и пр.), дети упражняются в абстрагировании свойств и выполнении логических операций над свойствами тех или иных подмножеств. Специально скон­струированные игры помогают детям понять точный смысл ло­гических связок и, или, если.., то, смысл слов не, все, некоторые.

Таким образом, теоретические основы современной методики развития мате­матических представлений базируются на интеграции четырех основных положений, а также на классических и современных идеях математического развития детей дошкольного возраста.

 

Литература

  1. .Давыдов В. В. Последние выступления.— М.: ПЦ «Экспери­мент», 1998. Главы «Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной», «Учебная деятельность и развивающее обучение».
  2. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.— М.: Флинта, 1998.
  3. Смолякова О. К., Смолякова Н. В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3—6 лет к школе.— М.: Издат-школа, 2002. (Вступление.)
  4. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей, воспитателей, учителей.— СПб.: Михаил Сизов, 1999.
  5. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008.

 


Раздел 2. Дидактические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Тема 1. Организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях

План

  1. Задачи математической подготовки детей к школе.
  2. Общая характеристика содержания обучения.
  3. Методы математической подготовки.
  4. Средства математической подготовки детей в ДОУ.
  5. Формы организации работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников.

 

Математическое развитие детей в детском саду является частью общей подготовки детей к школе. Этот процесс связан со всеми сторонами учебно–воспитательной работы (речевое развитие, игры, труд, быт и т.д.).

При постановке задач учитывается:

а) Общедидактические принципы обучения (раскрыть);

б) Принцип преемственной связи в работе детского сада и школы. В процессе математической подготовки детей к школе обучающие, развивающие и воспитательные задачи осуществляются в единстве. Ребёнок получает необходимый чувственный опыт, познавая свойств предметов, овладевает способами познания, применяет знания на практике.

Рассмотрим основные задачи математической подготовки детей:

При методически грамотном обучении детей элементам математики, возможно, сформировать у них систему знаний о числе, счёте, величине, геометрических фигурах, пространстве и времени. Например, систематизируя знания о квадрате, мы рассматриваем его с детьми как частный случай прямоугольника, четырёхугольника. Или, сравнивая величины, устанавливая сериационный ряд, дети практическим путём выясняют свойства относительности величины.

Систематизировать знания помогают специальные познавательные средства: модели, схемы, графики, планы (модель года, частей суток, недели, модели задач, план местности и т.д.)

Формированию системы знаний способствуют и способы обучения: например, проблемно – поисковый.

Формируется математическое знание по – разному:

Первый путь: от частного к общему. У детей накапливаются определённые знания под руководством взрослого, а затем они обобщаются до простейших понятий.

Второй путь: от общего к частному (о четырёхугольниках, многоугольниках).

И, конечно же, формированию системы математических знаний способствует программа воспитания и обучения, где материал распределён по определённой системе, по возрастным группам от простого к сложному (формирование понятия о четырёхугольнике).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.