Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические приемы формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста




 

При формировании представлений о величине предмета используется специальный дидактический материал. В старшей группе учат сравнивать 5-10 предметов, менее контрастных по размеру. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начиная с самого длинного бруска и т.п.).

Н. И. Непомнящая отмечает, что создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитателю необходимо обращать внимание на последовательное расположение предметов; направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца – эффективный прием обучения сериации, так как направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую) также служит средством построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий – практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.

Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. Здесь так же, как и в младшей группе, широко используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?».

В старшей группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины; ленты разной длины и ширины и т.п.).

Большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям дают задания найти из 4-5 предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче). Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой старшей группы, надо провести не менее 10-12 упражнений. Полученные знания и умения, необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности: сравнивать размеры разных частей растений, подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг, рисовать, лепить предметы соответствующих размеров, наблюдать, как изменяются размеры строящегося дома и т.д.

Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений.

Известно, что каждый человек в своем индивидуальном опыте при решении разнообразных жизненных задач так или иначе изменяет величину предмета. Ребенок практикуется в этом постоянно в самых разнообразных видах деятельности: в процессе лепки, при создании различных построек из снега и песка, в конструировании, при изготовлении игрушек и т.д.

Складывающийся таким образом опыт измерения величины предметов вряд ли достаточен. Необходимы специальные упражнения в процессе которых деятельность, направленная на измерения величины, связывается с выяснением количественных отношений. Такие упражнения лучше всего проводить во второй части занятия – в процессе работы с раздаточным материалом. Воспитатель организует действия по комплектованию, уравнению по величине определенных предметов. С этой целью он учит пользоваться образцом, меркой - посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот). Для того, чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по измерению величины предметов должны иметь совершенно конкретную направленность на результат: изготовить для кукол в соответствии с их размером ленточки для бантиков; сделать лесенку для мишки и зайчика.

Такие упражнения позволяют понять, что происходит при изменении одного из измерений при сохранении массы в целом (раскатали столбик пластилина, он стал длиннее, но тоньше).

Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста, можно назвать следующие:

- специальная организация детей, предполагающая включение их в совместную деятельность, ориентированную на формирование представлений о величине предметов;

- использование разнообразного дидактического материала, спо­собствующего выполнению каждым ребенком действий с величи­нами;

- организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети - дети»;

- целесообразное сочетание интеграции и дифференциации в учебном процессе;

- психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обу­чения, стержнем которого, является формирование у детей средств и способов приобретения математических знаний и соответствую­щих умений в ходе специально организованной самостоятельной деятельности;

- фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация, создающая положительный фон для проведения обучения, спо­собствующая возникновению познавательного интереса к процес­су усвоения знаний, умений и навыков.

Таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины.

Литература

1. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий//Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. – СПб., 1994. – Ч.3. – 348 с.

2. Давыдов В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике //Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М, 1966.

3. Данилова В.В. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова,З.А. и др. Обучение мате­матике в детском саду. - М., 2005.

5. Корнеева Г.А., Родина Е.В. Современные подходы к обучению дошко­льников математике//Дошкольное воспитание. - 2002. -№3.-С. 23-27.

6. Леушина A.M. Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1974.

7. Математическое развитие дошкольников / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, A.M. Вербенец. - СПб.: «Акцидент», 1998.

8. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С. 67-73.

9. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М, 1980.

10. Формирование элементарных математических представлений у дошко­льников / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1988.

11. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М., 2000.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.