КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста
Тема 6. Познание формы и геометрических фигур План 1. Психологические особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста 2. Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур Формирование у детей старшего дошкольного возраста геометрических представлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного развития детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлены методики ознакомления детей с геометрическими фигурами. Созданные Ф. Фребелем «Дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания: мышление, память - строятся на основе образов восприятия. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия. В процессе сенсорного восприятия выделенные свойства предметов, в нашем случае это форма предмета, становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение ими и создается основа для эффективного формирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, трудовой, продуктивно-творческой). Овладение основными формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это похоже на кубик». Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить затем в рисунках, постройках. Эти основные формы выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А. В. Запорожцем. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры. Форму любого предмета можно свести к определенной геометрической фигуре (круглая тарелка, квадратная и т. д.) или обозначить как сочетание нескольких таких фигур, определенным образом расположенных в пространстве. Усвоение эталонов и овладение способами обследования - процесс, длящийся несколько лет, и включает постепенный переход по все более сложным формам восприятия. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств. В старшем дошкольном возрасте важно максимально обогатить восприятие, обеспечить накопление разнообразных представлений с тем, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Это не значит, что нужно применять в работе с детьми бесчисленное множество разновидностей формы. Речь идет именно об основных разновидностях: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Естественно, что и такого количества слишком много для детей старшего дошкольного возраста, если иметь в виду прочное запоминание каждой разновидности, усвоение ее названия. На этом этапе достаточно организовать такие действия ребенка на определенные свойства, которые и вели бы к образованию представлений. Что касается названия форм, то воспитателю необходимо ими пользоваться, направляя действие ребенка, но не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок их обязательно запоминал. Полноценное же усвоение названий возможно только в связи с усвоением (овладением) сенсорных эталонов. Система форм, рассматриваемая геометрией, чрезвычайно сложна, и ее усвоение выходит за рамки сенсорного воспитания, является составной частью умственного развития ребенка и овладения математическими представлениями. Задачи развития детского восприятия предполагают лишь необходимость ознакомления с несколькими геометрическими фигурами, отражающими в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов, и формирование представлений об их основных разновидностях. Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания. Овладев такого рода представлениями, ребенок получает как бы набор мерок (эталонов), с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое качество, найти ему место в ряду других. Исследования Л. А. Венгера показали, что в дошкольном возрасте освоение сенсорных эталонов осуществляется не только на перцептивном, но и на интеллектуальном уровне. Работа по освоению и применению сенсорных эталонов в детском саде лишь начинается, более глубокое ознакомление происходит в школе. Развитие сенсорных процессов и способностей (представление, наблюдательность, глазомер) являются также основной целенаправленной работой, проводимой с детьми в русле их предматематической подготовки. Специальная организация сенсорного опыта создает почву для опосредованного познания, подготовки к формированию математических понятий. К. Д. Ушинский говорил о том, что преподавание начальной геометрии соединено с рисованием; «Учитель рисования есть вместе с тем и учитель всех остальных предметов, т. к. рисуя, например, куб, он знакомит детей и со всеми особенностями этого геометрического тела». Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами формы как слитность и прямолинейность контура, пропорциональность. Все эти качества остались бы не познанными детьми, если бы сенсорное воспитание осуществлялось вне продуктивной деятельности. Обучение детей восприятию геометрических фигур, умению сравнивать их, должно быть согласовано с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другими видами деятельности. В противном случае значительно снижается эффективность обучения, и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами Богуславская З.М. рассматривала в двух аспектах: - в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов; - в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении. Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, прежде всего надо проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений, и далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию. Представление о форме предмета как границе между предметом и окружающим пространством возникает у детей очень рано. Уже в раннем детстве знакомые детям предметы опознаются независимо от их пространственного положения (например, кукла, стол, перевернутый вверх ногами). Однако ребенок-дошкольник не узнает квадрата, если он находится перед ним не в привычном положении, а, например, повернут на 45°. В таких случаях непосредственное сходство формы исчезает. Отсюда можно сделать вывод, что ребенок не видит еще тождественности формы различных предметов, мало ему знакомы, поэтому не может обобщить их по признаку формы. Контур предмета есть то общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета проявляются в конце второго года жизни. Отсюда Богуславская З.М. сделала справедливый вывод о том, что «необходимо руководить развитием перцептивных действий». В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребенка начинают интересовать различные признаки предмета, в том числе и форма. Группой психологов и педагогов, под общим руководством А. В. Запорожца, была выявлена структура перцептивных действий ребенка и пути их формирования. Обнаружилось, что в процессе восприятия происходит соотнесение обследуемого свойства предмета (в нашем случае - форма) с усваиваемым ребенком образцами основных разновидностей этого свойства - сенсорными эталонами. По мнению А. В. Запорожца, в ходе формирования перцептивных действий эталоны первоначально вступают в виде реальных объектов, и их соотнесение со свойствами предмета требует выполнения внешнедвигательных операций (накладывание, прикладывание). На следующем этапе эталон сохраняет свою внешнюю форму, но операции соотнесения переносятся в план восприятия. При этом реальные перемещения эталона и объекта заменяются движениями взора. Наконец, на последнем этапе в качестве эталонов выступают сложившиеся у ребенка представления, операции соотнесения протекают в идеальном плане. Развитие восприятия, по мнению А. В. Запорожца, включает в себя два взаимосвязанных аспекта: - формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойства предметов (форма), выполняющих функцию сенсорных эталонов; - формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов. А. В. Запорожец также выделяет три основных типа перцептивных действий, различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применения в процессе обследования сенсорных эталонов. Первый тип - действия идентификации, выполняемые при обследовании свойства предметов, полностью совпадающих с имеющимися эталонами. Перцептивное действие идентификации предполагает формирование и использование образа внешних свойств предмета. Оно начинает складываться на основе практических действий ребенка с предметами, в процессе которых ребенок, приводя предметы в определенные пространственные соотношения, «примеривает» их друг к другу, учитывая соответствие или несоответствие их формы. В дальнейшем действие идентификации включается в выполнение познавательных задач. Происходит переход от реального примеривания к примериванию с участием образов, установлению идентичности или неидентичности свойства двух объектов, один из которых выступает в качестве образца в плане восприятия. Второй тип - действие приравнивания к эталону: использование эталона для выявления и характеристики свойства предметов, отклоняющихся от этого образца. Развитие таких действий в дошкольном возрасте наиболее четко прослеживается именно при овладении формой. Форма значительно более тесно связана с применением предметов и их функций. В исследованиях развития детского восприятия (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.), показано, что, начиная с трех лет в качестве эталонов, используемых при восприятии формы, применяются три геометрических образца-эталона, хорошо знакомых детям: круг, треугольник, квадрат. Иными словами, эталон выступает как обобщенное средство восприятия, дающее возможность рассмотреть бесчисленные разновидности форм как варианты некоторых известных образцов (то есть ребенок воспринимает формы предметов как треугольник, круг, квадрат). Перцептивные действия подобного типа (действия отнесения к эталону) не имеют прямых аналогов в виде предшествующих им форм решения соответствующих задач путем внешних перемещений объектов, так как приемы прикладывания могут привести к установлению идентичности объекта образцу, но не к установлению сходства. Третий тип перцептивного действия получил условное название перцептивного моделирования. Вопросами изучения механизмов осуществления моделирующего перцептивного действия занимались З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, С. Каур, Н. П. Сакулина, В. П. Сохина, Н. Н. Поддъяков. В этих исследованиях изучалось формирование перцептивных действий, необходимых для анализа сложной формы предметов. Действие перцептивного моделирования представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с их группой. Моделирующее перцептивное действие впервые дает ребенку возможность воспринимать сложную форму не в целом, а как систему взаимосвязанных элементов. По происхождению оно связано с формированием продуктивных видов деятельности ребенка. Моделирующее перцептивное действие носит сложный системный характер: вначале выделяются части, признаки обследуемого объекта, соответствующие отдельным сенсорным эталонам, затем устанавливают их взаимосвязь. Можно сделать вывод об определенном влиянии характера исследовательской перцептивной деятельности на эффективность восприятия геометрических фигур детьми старшего дошкольного возраста. С. Н. Шабалин выделил три этапа восприятия детьми геометрических фигур. На первом этапе дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, игрушки, названия их именами этих предметов (треугольник - крыша, круг - солнце). На втором этапе под обучающим воздействием взрослых восприятие фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: треугольник как крыша, круг как солнце, на третьем этапе геометрические фигуры выступают как эталон формы, в результате которых выделяются свойства: стороны, углы, их количество (яблоко - это шар, платок - квадратный и так далее). Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия зрением, но и путем активного осязания, ощупыванием ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществленное одновременно зрительным и двигательно-осязательными анализаторами с последующим обозначением слова. Однако здесь необходимо отметить то, что у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы, чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и потому не различают близкие по сходству фигуры, например, прямоугольник и квадрат. В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности, такие как направление линий, образующиеся утлы. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы). Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы. Эффективность решения различных сенсорных задач зависит от развития перцептивной деятельности детей, от их овладения более совершенными способами ознакомления воспринимаемыми предметами. В.С. Мухина с группой ученых в своем экспериментальном исследовании прослеживали формирование и развитие перцептивных действий детей дошкольного возраста в процессе восприятия ими формы. В качестве предмета исследования ими был избран процесс различения геометрических фигур по форме. Этот материал, но их мнению, являлся наиболее подходящим для изучения и становления перцептивных действий в силу своей развернутости в пространстве, доступности непосредственному действованию с ним. Форма доступа непосредственному восприятию. Но вместе с тем различение предметов по признаку формы требует отвлечения от ряда других особенностей объекта. Кроме того, создание даже простых геометрических категорий явилось результатом многовековой практики ряда поколений. Следовательно, можно ожидать, что ребенок овладевает формой в процессе восприятия лишь постепенно, опираясь на свой перцептивный опыт. В.С. Мухина считает, что сравнение поведения детей одного возраста в различных экспериментальных условиях дало возможность выделить несколько основных этапов развития исследовательских действий детей дошкольного возраста: от отсутствия каких-либо перцептивных действий при восприятии таких предметов, как геометрические фигуры, через появление их в форме хаотических ощупывающих движений взора или руки, к формированию исследовательских перцептивных действий различной сложности. Степень адекватности перцептивных действий характеру объектов обуславливается тем, как и при каких условиях формируются эти действия, чему и как обучали ребенка, при каких обстоятельствах происходит развитие его исследовательской перцептивной деятельности. В.С. Мухина выделила ступени формирования перцептивных действий восприятия формы: - появление геометрической фигуры часто не вызывает у детей каких-либо исследовательских действий; - наблюдается кратковременное обращение взора на фигуры; - подробное исследование геометрической фигуры, рассматривание ее; - хаотические и беспорядочные «ощупывающие» движения взора по фигуре; - система движений, адекватная особенностям. Таким образом, организуя определенным образом перцептивную, исследовательскую деятельность ребенка в отношении восприятия фигур можно добиться значительного повышения уровня различения геометрических фигур по признаку формы. Исследования В. П. Зинченко и А. Г. Рузской показали, что зрительное восприятие формы производится детьми дошкольного возраста более эффективно, нежели осязательное. По данным Т. Игнатовой, сенсорное восприятие формы предметов, геометрических фигур, их распознавание и обозначение словом в условиях систематического обучения детей значительно возрастает. Обучение детей 5-6 лет, должно быть посвящено формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления». Исследования А. А. Столяра и А. М. Пышкало показали, что «геометрическое мышление» вполне можно развивать и в дошкольном возрасте. В развитии геометрических представлений у детей прослеживаются три уровня. На первом уровне геометрические фигуры воспринимаются как целое, ребенок не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечая сходства и различия между фигурами. На втором уровне ребенок уже выделяет элементы и устанавливает отношения между ними. А на третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения. Обучение следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста развивалось и элементарное геометрическое мышление. В отечественной психологии при изучении геометрических фигур различают два уровня мышления. Первый уровень характеризуется тем, что геометрические фигуры рассматриваются как целые и различаются только по своей форме. Если показать дошкольнику круг, квадрат, треугольник и сообщить ему соответствующие названия, то после некоторою времени он сможет распознавать эти фигуры исключительно по их форме, не отличая при этом квадрат от прямоугольника, квадрат от треугольника. На втором уровне уже проводится анализ воспринимаемых форм, в результате которого выявляются их свойства. Геометрические фигуры выступают как носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Планомерное развитие у детей восприятия и представления о форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, так как именно в рисунках, лепке и аппликации передаются все характерные свойства предметов, в том числе и их форма. Таким образом, включенное в дидактическую систему представлений, сенсорное воспитание также является неотъемлемой частью умственного развития детей. В свою очередь, ознакомление с формой предметов составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. В условиях целенаправленного обучения происходит совершенствование сенсорно-перцептивных действий ребенка в определении формы предметов. При формировании геометрических представлений у дошкольников наиболее содержательным показателем уровня развития восприятия может служить степень овладения тремя основными типами перцептивных действий; а именно, действиями идентификации, действиями отнесения к эталону и моделирующим перцептивным действием. В процессе восприятия форм предметов участвуют такие анализаторы, как зрительный, тактильный, речедвигательный. Но ведущую роль играют двигательно-тактильные ощущения, которые дети получают во время манипулирования с предметами. Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается логическое мышление, подвижность ума, формируется интерес к дальнейшему познанию, умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное и существенное.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |