КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и модели принятия решений
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ. Блицопрос 1. На обыденном уровне коммуникацию понимают как общение (да/нет). 2. Управленческая информация «пронизывает» все функции управления (да/нет). 3. Формальные коммуникации следуют общим правилам данной организации и осуществляются по формальным каналам, которые «задаются» структурой организации (да/нет). 4. Ликвидировать слухи можно, если ликвидировать неформальные каналы коммуникации (да/нет).
Тестовые задания 1. Информация, которая используется при реализации решений, является: a) исходной; b) организационной; c) регулирующей; d) учетно-контрольной. 2. Руководитель хочет отметить особые достижения подчиненного. Какие коммуникационные каналы следует выбрать? a) Служебная записка. b) Легкая беседа за чашкой кофе. c) Официальное письмо с выражением благодарности. d) Совещание. 3. Чем определяется эффективность коммуникационной сети организации? a) Быстротой передачи сообщений по назначению. b) Степенью сохранения адекватности информации. c) Принятием членами организации данной коммуникационной сети. d) Все ответы верны.
При осуществлении функций управления менеджер принимает решения о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении существующих подразделений, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов; об организации и проведении контроля, деятельности исполнителей, оценке финансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и другие решения [5]. Управленческие решения делятся по ряду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает: - высшего уровня; - среднего уровня; - низшего уровня. По решаемым задачам различают: - информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию; - организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления; - оперативные, это решения на действия: «Как действовать?». По степени охвата проблемы решения бывают: - выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы; - систематические, когда рассматривается вся проблема. В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяются на - производственные (технические и технологические); - сбытовые и снабженческие (маркетинговые); - финансовые; - плановые; - кадровые и др. По формам принятия решения подразделяют на - единоличные: решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами; - коллегиальные: проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем; он же несет ответственность за принятое решение; - коллективные: решение принимается коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе. По принципам выработки решений они делятся на - запрограммированные (алгоритмические), их обоснование производится по определенным правилам-алгоритмам. Они допускают строгую формализацию. Часто такие решения, по сути, уже предрешены обстоятельствами, и нужно лишь найти способы его реализации; - незапрограммированные (эвристические). Они, как правило, возникают в случаях изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях. Такие решения вырабатываются неформальным, творческим путем. По характеру исходной информации решения бывают: - в условиях определенности (полной информации); - в условиях неопределенности (неполной информации). По методам решения проблем различают решения: - основанные на интуиции; - основанные на знаниях и здравом смысле; - основанные на рационализме; - основанные на комбинации подходов. Процесс принятия решений очень непрост. Научный подход обеспечивает принятие рациональных решений. Рациональное решение базируется на объективном и глубоком анализе проблемы и учитывает определенные формально-логические требования. В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Она используется в любой организации и сводится к трем стадиям: 1) подготовка; 2) принятие; 3) реализация. Решение проблем – это процесс, в котором можно выделить пять этапов (рис. 1).
Диагноз проблем Формулировка ограничений и критериев для принятия решений Выявление альтернатив Оценка альтернатив
Окончательный выбор
Рис. 1. Последовательность этапов решения проблем
Современные организации широко используют различные модели при принятии решений, но в их основе всегда лежит одна из трех базовых моделей. 1. Физическая модель (портретная) – это то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы – это чертежи действующей модели автомашин, самолетов, строительных моделей и т.д. 2. Аналоговая модель представляет собой исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой: графики объема производства, организационная структура управления и т.д. 3. Математическая модель (символическая) – используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события – формулы. Число конкретных моделей науки управления почти также велико, как и число проблем. Рассмотрим наиболее распространенные из них. 1. Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. 2. Модели очередной теории (или массового или оптимального обслуживания). Используется для определения оптимального число каналов обслуживания по отношению к потребности в них (расписание уроков, движение поездов, самолетов и т.д.). 3. Модели управления заказом используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количество, а также массы готовой продукции на складах. 4. Модель линейного программирования применяется для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей (где разместить новый завод). 5. Имитационное моделирование – использование специального устройства для имитации реальной системы, чтобы исследовать и принять ее свойства, поведение и характеристики (компьютерные деловые игры, аэродинамическая труба и т.д.). 6. Экономический анализ – вбирает в себя почти все методы оценки издержек производства и экономических выгод деятельности предприятия. Это определение точки безубыточности. Для того чтобы эту точку определить, надо знать: фиксированные или постоянные издержки (то есть издержки, которые не зависят от объема выпуска продукции, а зависят от производственных мощностей), переменные и совокупные издержки (то есть издержки, которые зависят от объема выпуска продукции). Переменные издержки – это торговые издержки, заработная плата производственным рабочим и т.д. Совокупные издержки – это страхование, затраты на амортизацию и т.д. [5]. На современном этапе управления выделяют два метода принятия решений: 1) платежная матрица – это наиболее сложный, количественный метод прогнозирования, используемый в ситуациях с более чем одной переменной, и уравнения составляются с использованием математической статистики. Данный метод учитывает другие переменные, которые могут влиять на тот или иной процесс с позиции корреляции; 2) дерево решений. Это один из методов статистической теории решений, которая может оказать помощь менеджеру в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда [5]: а) имеется разумно-ограниченное число вариантов; б) вероятность событий не определена; в) результаты решений зависят от реальной действительности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |