Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и модели принятия решений




УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.

Блицопрос

1. На обыденном уровне коммуникацию понимают как общение (да/нет).

2. Управленческая информация «пронизывает» все функции уп­равления (да/нет).

3. Формальные коммуникации следуют общим правилам дан­ной организации и осуществляются по формальным кана­лам, которые «задаются» структурой организации (да/нет).

4. Ликвидировать слухи можно, если ликвидировать неформальные каналы коммуникации (да/нет).

 

Тестовые задания

1. Информация, которая используется при реализации реше­ний, является:

a) исходной;

b) организационной;

c) регулирующей;

d) учетно-контрольной.

2. Руководитель хочет отметить особые достижения подчинен­ного. Какие коммуникационные каналы следует выбрать?

a) Служебная записка.

b) Легкая беседа за чашкой кофе.

c) Официальное письмо с выражением благодарности.

d) Совещание.

3. Чем определяется эффективность коммуникационной сети организации?

a) Быстротой передачи сообщений по назначению.

b) Степенью сохранения адекватности информации.

c) Принятием членами организации данной коммуникацион­ной сети.

d) Все ответы верны.

 

 

 

При осуществлении функций управления менеджер принимает решения о целях деятельности, необходи­мых ресурсах, способах достижения поставленных за­дач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении существующих подразделе­ний, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов; об организации и проведе­нии контроля, деятельности исполнителей, оценке фи­нансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и другие ре­шения [5].

Управленческие решения делятся по ряду призна­ков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:

- высшего уровня;

- среднего уровня;

- низшего уровня.

По решаемым задачам различают:

- информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию;

- организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления;

- оперативные, это решения на действия: «Как дей­ствовать?».

По степени охвата проблемы решения бывают:

- выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы;

- систематические, когда рассматривается вся про­блема.

В зависимости от того, в какой сфере деятельнос­ти организации решаются проблемы, решения под­разделяются на

- производственные (технические и технологические);

- сбытовые и снабженческие (маркетинговые);

- финансовые;

- плановые;

- кадровые и др.

По формам принятия решения подразделяют на

- единоличные: решение принимается руководите­лем без обсуждения с другими лицами;

- коллегиальные: проблему обсуждают специали­сты, но решение формулируется руководителем; он же несет ответственность за принятое реше­ние;

- коллективные: решение принимается коллекти­вом или на основе голосования, и ответствен­ность лежит на всем коллективе.

По принципам выработки решений они делятся на

- запрограммированные (алгоритмические), их обо­снование производится по определенным прави­лам-алгоритмам. Они допускают строгую фор­мализацию. Часто такие решения, по сути, уже предрешены обстоятельствами, и нужно лишь найти способы его реализации;

- незапрограммированные (эвристические). Они, как правило, возникают в случаях изменения об­становки, условий или в экстремальных ситуа­циях. Такие решения вырабатываются нефор­мальным, творческим путем.

По характеру исходной информации решения бывают:

- в условиях определенности (полной информации);

- в условиях неопределенности (неполной инфор­мации).

По методам решения проблем различают решения:

- основанные на интуиции;

- основанные на знаниях и здравом смысле;

- основанные на рационализме;

- основанные на комбинации подходов.

Процесс принятия решений очень непрост. Научный подход обес­печивает принятие рациональных решений. Рациональ­ное решение базируется на объективном и глубоком анализе проблемы и учитывает определенные фор­мально-логические требования. В каждой организации практика разработки и принятия управленческих ре­шений имеет свои особенности. Она используется в любой органи­зации и сводится к трем стадиям:

1) подготовка;

2) принятие;

3) реализация.

Решение проблем – это процесс, в котором можно выделить пять этапов (рис. 1).

 

Диагноз проблем

Формулировка ограничений и критериев

для принятия решений

Выявление альтернатив

Оценка альтернатив

 

Окончательный выбор

 

Рис. 1. Последовательность этапов решения проблем

 

Современные организации широко используют различные модели при принятии решений, но в их основе всегда лежит одна из трех базовых моделей.

1. Физическая модель (портретная) – это то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы – это чертежи действующей модели автомашин, самолетов, строительных моделей и т.д.

2. Аналоговая модель представляет собой исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой: графики объема производства, организационная структура управления и т.д.

3. Математическая модель (символическая) – используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события – формулы.

Число конкретных моделей науки управления почти также велико, как и число проблем. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

2. Модели очередной теории (или массового или оптимального обслуживания). Используется для определения оптимального число каналов обслуживания по отношению к потребности в них (расписание уроков, движение поездов, самолетов и т.д.).

3. Модели управления заказом используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количество, а также массы готовой продукции на складах.

4. Модель линейного программирования применяется для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей (где разместить новый завод).

5. Имитационное моделирование – использование специального устройства для имитации реальной системы, чтобы исследовать и принять ее свойства, поведение и характеристики (компьютерные деловые игры, аэродинамическая труба и т.д.).

6. Экономический анализ – вбирает в себя почти все методы оценки издержек производства и экономических выгод деятельности предприятия. Это определение точки безубыточности. Для того чтобы эту точку определить, надо знать: фиксированные или постоянные издержки (то есть издержки, которые не зависят от объема выпуска продукции, а зависят от производственных мощностей), переменные и совокупные издержки (то есть издержки, которые зависят от объема выпуска продукции). Переменные издержки – это торговые издержки, заработная плата производственным рабочим и т.д. Совокупные издержки – это страхование, затраты на амортизацию и т.д. [5].

На современном этапе управления выделяют два метода принятия решений:

1) платежная матрица – это наиболее сложный, количественный метод прогнозирования, используемый в ситуациях с более чем одной переменной, и уравнения составляются с использованием математической статистики. Данный метод учитывает другие переменные, которые могут влиять на тот или иной процесс с позиции корреляции;

2) дерево решений. Это один из методов статистической теории решений, которая может оказать помощь менеджеру в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда [5]:

а) имеется разумно-ограниченное число вариантов;

б) вероятность событий не определена;

в) результаты решений зависят от реальной действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.