КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В управлении предприятием
РОЛЬ И МЕСТО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Блицопрос 1. Незапрограммированное решение есть выбор, который делается в новой или неопределенной ситуации с неизвестными факторами воздействия (да/нет). 2. Исполнительские решения направлены на обеспечение выполнения концептуальных решений (да/нет). 3. Интуитивное решение основывается на многолетнем опыте руководителя и его знаниях (да/нет).
Тестовые задания 1. Разработка и формулирование миссии организации относится к … виду решения. a) исполнительскому; b) оперативному; c) кадровому; d) концептуальному. 2. Принятие решения о том, какие виды подразделений сформировать в организации и какие полномочия делегировать руководителям подразделений, относится к … виду. a) производственному; b) организационному; c) плановому; d) кадровому.
Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий для достижения целей организации [6]. Стратегия (в переводе с греческого – искусство генерала) – это детальный всесторонний комплексный план организации. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. В рамках процесса стратегического планирования выделяют четыре вида управленческой деятельности: 1) распределение ресурсов; 2) адаптация к внешней среде; 3) внутренняя координация; 4) организационное стратегическое предвидение. Процесс стратегического планирования можно представить в следующем виде. 1. Миссия организации – это основная общая цель, четко выраженная причина существования организации. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии, например: - содействие экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых банковской фирмой путем предоставления качественных банковских услуг; - предоставление людям недорогой быстро приготовленной пищи; - предоставление людям дешевого транспорта (миссия компании «Форд»). Миссия компании может меняться в зависимости от изменений потребительского спроса. 2. Цели фирмы (организации) формулируются и устанавливаются на основе общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство. Цели должны обладать рядом характеристик: 1) должны быть конкретными и измеримыми; 2) ориентированы во времени: -долгосрочные (5лет и более); -краткосрочные (до 1 года); -среднесрочные (от 1 до 5 лет); 3) должны быть достижимыми. 3. Оценка и анализ внешней среды – это процесс контроля и анализа внешних по отношению к фирме факторов, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Факторы бывают: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, факторы конкуренции, факторы социального поведения – ожидания, отношения и права. 4. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации – это методическая оценка функциональных зон (подразделений) для выявления стратегически сильных и слабых сторон [6]. С целью упрощения в обследовании, как правило, включают пять функций: маркетинг, финансы (бухучет), производство, человеческие ресурсы и имидж (культуру и образ компании). 5. Изучение стратегических альтернатив. Их всегда четыре: 1) ограниченный рост; 2) рост; 3) сокращение; 4) сочетание. 6. Выбор стратегии. На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют факторы: риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев акций, фактор времени (все хорошо во время). 7. Реализация стратегии. Осуществляется через следующие компоненты: - тактика – краткосрочные планы в развитии стратегии; - политика – общее руководство для действий и принятия решений, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования планов организации; - процедуры – описание действий в конкретной ситуации (чтобы каждый раз не изобретать «колесо»); - правила – точно определяют, что должно быть сделано в конкретной ситуации (полностью исключают свободу выбора). 8. Оценка стратегии – проводится путем сравнения результатов работы с целями. При оценке стратегического плана надо ответить на пять вопросов. 1. Является ли стратегический план внутренне совместимым с возможностями организации? 2. Какова степень риска? 3. Достаточно ли ресурсов для реализации стратегического плана? 4. Учтены ли в стратегическом плане внешние опасности и возможности? 5. Является ли стратегический план лучшим способом применения ресурсов фирмы? Затем выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска и разрабатывает окончательный вариант стратегического плана деятельности фирмы. Возможны следующие варианты стратегий. Стратегия ограниченного роста – это такая стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой. Стратегия роста – стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года. Стратегия сокращения – стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности. Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях [8]. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные оперативные планы и проекты. В завершении определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, исходя из того, чего организации удалось добиться при реализации планов, а чего – нет. В целом планирование – это замкнутый цикл с прямой связью (разработка стратегии → реализация и контроль) и обратной связью (учет результатов выполнения → уточнение плана). Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация свои действия увязывает со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Стратегия фирмы реализуется в оперативных планах. Оперативный план – это подробный и всеохватывающий документ [8]. Составной частью оперативного планирования является бизнес-план, финансовый план, план по маркетингу, план производства, план закупок.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |