Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В управлении предприятием




РОЛЬ И МЕСТО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Блицопрос

1. Незапрограммированное решение есть выбор, который де­лается в новой или неопределенной ситуации с неизвестны­ми факторами воздействия (да/нет).

2. Исполнительские решения направлены на обеспечение выпол­нения концептуальных решений (да/нет).

3. Интуитивное решение основывается на многолетнем опы­те руководителя и его знаниях (да/нет).

 

Тестовые задания

1. Разработка и формулирование миссии организации относит­ся к … виду решения.

a) исполнительскому;

b) оперативному;

c) кадровому;

d) концептуальному.

2. Принятие решения о том, какие виды подразделений сфор­мировать в организации и какие полномочия делегировать руководителям подразделений, относится к … виду.

a) производственному;

b) организационному;

c) плановому;

d) кадровому.

 

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий для достижения целей организации [6].

Стратегия (в переводе с греческого – искусство генерала) – это детальный всесторонний комплексный план организации. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

В рамках процесса стратегического планирования выделяют четыре вида управленческой деятельности:

1) распределение ресурсов;

2) адаптация к внешней среде;

3) внутренняя координация;

4) организационное стратегическое предвидение.

Процесс стратегического планирования можно представить в следующем виде.

1. Миссия организации – это основная общая цель, четко выраженная причина существования организации. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии, например:

- содействие экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых банковской фирмой путем предоставления качественных банковских услуг;

- предоставление людям недорогой быстро приготовленной пищи;

- предоставление людям дешевого транспорта (миссия компании «Форд»).

Миссия компании может меняться в зависимости от изменений потребительского спроса.

2. Цели фирмы (организации) формулируются и устанавливаются на основе общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

Цели должны обладать рядом характеристик:

1) должны быть конкретными и измеримыми;

2) ориентированы во времени:

-долгосрочные (5лет и более);

-краткосрочные (до 1 года);

-среднесрочные (от 1 до 5 лет);

3) должны быть достижимыми.

3. Оценка и анализ внешней среды – это процесс контроля и анализа внешних по отношению к фирме факторов, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Факторы бывают: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, факторы конкуренции, факторы социального поведения – ожидания, отношения и права.

4. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации – это методическая оценка функциональных зон (подразделений) для выявления стратегически сильных и слабых сторон [6].

С целью упрощения в обследовании, как правило, включают пять функций: маркетинг, финансы (бухучет), производство, человеческие ресурсы и имидж (культуру и образ компании).

5. Изучение стратегических альтернатив. Их всегда четыре:

1) ограниченный рост;

2) рост;

3) сокращение;

4) сочетание.

6. Выбор стратегии. На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют факторы: риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев акций, фактор времени (все хорошо во время).

7. Реализация стратегии. Осуществляется через следующие компоненты:

- тактика – краткосрочные планы в развитии стратегии;

- политика – общее руководство для действий и принятия решений, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования планов организации;

- процедуры – описание действий в конкретной ситуации (чтобы каждый раз не изобретать «колесо»);

- правила – точно определяют, что должно быть сделано в конкретной ситуации (полностью исключают свободу выбора).

8. Оценка стратегии – проводится путем сравнения результатов работы с целями. При оценке стратегического плана надо ответить на пять вопросов.

1. Является ли стратегический план внутренне совместимым с возможностями организации?

2. Какова степень риска?

3. Достаточно ли ресурсов для реализации стратегического плана?

4. Учтены ли в стратегическом плане внешние опасности и возможности?

5. Является ли стратегический план лучшим способом применения ресурсов фирмы?

Затем выбирается лучшая стра­тегия в зависимости от миссии и целей фирмы, перс­пектив развития, внутренней культуры, факторов сре­ды, приемлемого уровня риска и разрабатывает окон­чательный вариант стратегического плана деятельно­сти фирмы.

Возможны следующие варианты стратегий.

Стратегия ограниченного роста – это такая стратегическая альтернатива, которая характеризуется це­лями, установленными на уровне прошлых достиже­ний с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой.

Стратегия роста – стратегия, при которой уро­вень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к по­казателям предыдущего года.

Стратегия сокращения – стратегическая альтерна­тива, которая характеризуется установлением достиг­нутого уровня или исключением некоторых направле­ний деятельности.

Сочетание различных вариантов стратегий обыч­но используют фирмы, активно действующие в раз­ных отраслях [8].

На основе стратегического плана и результатов сред­несрочного планирования разрабатываются годичные оперативные планы и проекты.

В завершении определяются предпосылки для фор­мирования новых плановых программ, исходя из того, чего организации удалось добиться при реализации пла­нов, а чего – нет.

В целом планирование – это замкнутый цикл с пря­мой связью (разработка стратегии → реализация и кон­троль) и обратной связью (учет результатов выполне­ния → уточнение плана).

Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении органи­зацией, когда организация свои действия увязывает со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы.

Стратегия фирмы реализуется в оперативных планах. Оперативный план – это подробный и всеохватывающий документ [8].

Составной частью оперативного планирования является бизнес-план, финансовый план, план по мар­кетингу, план производства, план закупок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.