КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Построение структуры организации
Блицопрос 1. Полномочия любого лица в организации всегда ограничены (да/ нет). 2. Круг полномочий менеджера составляет его компетенцию (да/нет). 3. Задачи, ответственность и полномочия тесно связаны друг с другом (да/нет). 4. Делегирование – передача ответственности лицам, выполняющим определенные задачи (да/нет). 5. Если не давать дополнительных полномочий работникам, они перестанут повышать свою квалификацию (да/нет).
Тестовые задания 1. Что означает принцип соответствия? a) Каждый работник в организации должен выполнять соответствующие задачи. b) В каждом структурном подразделении должен быть только один человек, который обладает непосредственной властью принимать решения в соответствии с занимаемой должностью. c) В организации должно соблюдаться соответствие между аппаратными и линейными полномочиями. d) В организации должно быть соответствие между полномочиями и ответственностью. 2. Какие из полномочий не могут быть делегированы? a) Принятие решения о ликвидации предприятия. b) Принятие Устава предприятия. c) Утверждение отчетов о работе. d) Все ответы верны.
Решение об организационной структуре принимается руководством высшего звена, а проектирование структуры базируется на стратегических планах организации. Организационное планирование включает следующие этапы. 1. Деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности. 2. Установление соотношения полномочий различных должностей. 3. Определение должностных обязанностей. Процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами, называется департаментализацией. Организации, в которых руководство оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важнейших решений, – централизованные. Организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, – децентрализованные [1]. Все многообразие структур организаций можно разбить на две большие группы: 1) бюрократические; 2) адаптивные (органические). Бюрократические структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала. Простейшим вариантом бюрократической структуры является функциональная (классическая, или традиционная). Она создается в результате объединения аналогичных производственных и хозяйственных функций. В этой структуре, прежде всего, уделяется внимание эффективному выполнению функций внутри подразделений, а не обеспечению конечного результата. К структурам бюрократического типа относят и дивизиональную структуру. При такой структуре деление организации на блоки происходит: - по видам товаров и услуг; - по группам покупателей; - по географическим регионам. Более гибким типом организационных структур являются адаптивные структуры. Разделяют два типа адаптивных структур: проектные, матричные и конгломераты. Проектные организационные структуры – это временные структуры, создаваемые для решения конкретной задачи. Матричная организационная структура является вариантом проектной и образуется путем наложения проектной на постоянную для организации функциональную структуру. Преимуществами матричной организационной структуры является ее гибкость, которая отсутствует в функциональной структуре, большая возможность координации работ. Под организациями конгломеративного типа понимают организации, у которых в различных отделениях наблюдаются различные структуры: функциональная, проектная, матричная и др. [4]. Решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Задача руководства организации заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям организации и наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой. Управленческую структуру обычно изображают в виде схемы. Если на схеме помимо структурных отражены и производственные подразделения, и их взаимосвязь, то она представляет собой организационную структуру предприятия. Горизонтальные связи в структуре управления носят характер согласования и, как правило, являются одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, которые необходимы при наличии иерархичности управления (наличии нескольких уровней управления). Помимо этого, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, то есть лицами, отвечающими за деятельность организации или ее подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. Можно выделить следующие основные структуры управления: -линейная; -линейно-функциональная (штабная); -матричная. Линейная структура носит такое название потому, что все ее элементы находятся на прямой линии подчинения, от верхнего уровня до самого нижнего (рис. 2). Члены организации каждой из низших ступеней управления находятся в отношении непосредственно линейного подчинения к руководителю следующего более высокого уровня; складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали. Эта структура наиболее простая, имеет преимущества: - четкая система взаимных связей, следовательно, четкость и оперативность управления; - явно выраженная ответственность. Недостатки линейной структуры: - трудно приспосабливается к новым целям и задачам; - отсутствуют звенья по планированию и подготовке решений; - характерна для малых предприятий. С ростом фирмы у ее руководства возникает необходимость в привлечении специальных экспертов. Это могут быть эксперты при президенте фирмы – советники, референты, юридические службы, службы охраны труда, независимые контрольные органы. Если они подключаются к работе фирмы, ее структура становится линейно-штабной [4].
Рис. 2. Линейная (простая) структура управления
При этой структуре функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с ним. Линейный руководитель воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды. Линейно-функциональная структура до сих пор используется организациями во всем мире (рис. 3). Многолетний опыт ее использования показал, что она наиболее эффективна там, где аппарат управления выполняет редко меняющиеся задачи и функции. Но чем крупнее производство и разветвленнее аппарат управления, тем сложнее координировать работу линейному руководителю. Кроме того, в структуре нет прочных связей между функциональными службами, в результате чего наблюдается плохое взаимодействие и параллелизм в работе [2].
Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления
Для предприятий со сложной деятельностью, действующих на нестабильных рынках, когда часто возникает потребность в реализации различных проектов, используется матричная структура управления (рис. 4). Достоинствами данной структуры являются: представление относительно равных прав управляющим среднего звена во внутрифирменной конкуренции за ресурсы и внимание; способствует кооперации между подразделениями. Недостатки матричной структуры проявляются в том, что она сложна в управлении из-за разграничения компетенции в принятии управленческих решений; трудно определять и поддерживать адекватный баланс между двумя линиями управления; значительны затраты времени, вызванные необходимостью координации решений, что вызывает соответствующее увеличение административных расходов.
Рис. 4. Матричная структура управления
Рассмотренные виды структуры управления являются традиционными и относятся к иерархическому типу структур (или бюрократическому). Принципы их построения были сформулированы еще в начале ХХ в.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |