Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение структуры организации

Блицопрос

1. Полномочия любого лица в организации всегда ограничены (да/ нет).

2. Круг полномочий менеджера составляет его компетенцию (да/нет).

3. Задачи, ответственность и полномочия тесно связаны друг с другом (да/нет).

4. Делегирование – передача ответственности лицам, выпол­няющим определенные задачи (да/нет).

5. Если не давать дополнительных полномочий работникам, они перестанут повышать свою квалификацию (да/нет).

 

Тестовые задания

1. Что означает принцип соответствия?

a) Каждый работник в организации должен выполнять соот­ветствующие задачи.

b) В каждом структурном подразделении должен быть толь­ко один человек, который обладает непосредственной вла­стью принимать решения в соответствии с занимаемой должностью.

c) В организации должно соблюдаться соответствие между аппаратными и линейными полномочиями.

d) В организации должно быть соответствие между полно­мочиями и ответственностью.

2. Какие из полномочий не могут быть делегированы?

a) Принятие решения о ликвидации предприятия.

b) Принятие Устава предприятия.

c) Утверждение отчетов о работе.

d) Все ответы верны.

 

 

 

Решение об организационной структуре принима­ется руководством высшего звена, а проектирование структуры базируется на стратегических планах орга­низации.

Организационное планирование включает следую­щие этапы.

1. Деление организации по горизонтали на блоки, со­ответствующие важнейшим направлениям деятель­ности.

2. Установление соотношения полномочий различных должностей.

3. Определение должностных обязанностей.

Процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами, называется департаментализацией.

Организации, в которых руководство оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важ­нейших решений, – централизованные.

Организации, в которых полномочия распределе­ны по нижестоящим уровням управления, – децент­рализованные [1].

Все многообразие структур организаций можно раз­бить на две большие группы:

1) бюрократические;

2) адаптивные (органические).

Бюрократические структуры характеризуются вы­сокой степенью разделения труда, развитой иерархи­ей управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала.

Простейшим вариантом бюрократической струк­туры является функциональная (классическая, или тра­диционная). Она создается в результате объединения аналогичных производственных и хозяйственных функций. В этой структуре, прежде всего, уделяется внимание эффективному выполнению функций внут­ри подразделений, а не обеспечению конечного ре­зультата.

К структурам бюрократического типа относят и ди­визиональную структуру. При такой структуре деление организации на блоки происходит:

- по видам товаров и услуг;

- по группам покупателей;

- по географическим регионам.

Более гибким типом организаци­онных структур являются адаптивные структуры. Разделяют два типа адаптивных структур: проектные, матричные и конгломераты.

Проектные организационные структуры – это вре­менные структуры, создаваемые для решения конк­ретной задачи.

Матричная организационная структура является вариантом проектной и образуется путем наложения проектной на постоянную для организации функцио­нальную структуру.

Преимуществами матричной организационной структуры является ее гибкость, которая отсутствует в функциональной структуре, большая возможность координации работ.

Под организациями конгломеративного типа по­нимают организации, у которых в различных отделе­ниях наблюдаются различные структуры: функцио­нальная, проектная, матричная и др. [4].

Решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего зве­на. Задача ру­ководства организации заключается в том, чтобы ис­пользовать ту структуру, которая наиболее соответству­ет целям организации и наилучшим образом позволя­ет взаимодействовать с внешней средой.

Управленческую структу­ру обычно изображают в виде схемы. Если на схеме помимо структурных отражены и производственные подразделения, и их взаимосвязь, то она представляет собой организационную структуру предприятия.

Горизонтальные связи в структуре управления но­сят характер согласования и, как правило, являются одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи под­чинения, которые необходимы при наличии иерархич­ности управления (наличии нескольких уровней уп­равления). Помимо этого, связи в структуре управле­ния могут носить линейный и функциональный ха­рактер.

Линейные связи отражают движение управленчес­ких решений и информации между линейными руко­водителями, то есть лицами, отвеча­ющими за деятельность организации или ее подразделе­ний.

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Можно выделить следующие основные структуры управления:

-линейная;

-линейно-функциональная (штабная);

-матричная.

Линейная структура носит такое название потому, что все ее элементы находятся на пря­мой линии подчинения, от верхнего уровня до само­го нижнего (рис. 2). Члены организации каждой из низших ступеней управления находятся в отношении непосредственно линейного подчинения к руководителю следующего более высокого уровня; складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали. Эта структура наиболее простая, имеет преимуще­ства:

- четкая система взаимных связей, следователь­но, четкость и оперативность управления;

- явно выраженная ответственность.

Недостатки линейной структуры:

- трудно приспосабливается к новым целям и задачам;

- отсутствуют звенья по пла­нированию и подготовке решений;

- характерна для малых предприятий.

С ростом фирмы у ее руководства возникает необходимость в привлечении специальных экспертов. Это могут быть эксперты при президенте фирмы – совет­ники, референты, юридические службы, службы ох­раны труда, независимые контрольные органы. Если они подключаются к работе фирмы, ее структура ста­новится линейно-штабной [4].

 

 

Рис. 2. Линейная (простая) структура управления

 

При этой структуре функциональные органы нахо­дятся в подчинении линейного руководителя. Их рас­поряжения отдаются производственным подразделени­ям только после согласования с ним. Линейный руководитель вос­принимает потоки информации от подчиненных под­разделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды.

Линейно-функциональная структура до сих пор используется организациями во всем мире (рис. 3). Многолет­ний опыт ее использования показал, что она наибо­лее эффективна там, где аппарат управления выпол­няет редко меняющиеся задачи и функции. Но чем крупнее производство и разветвленнее аппарат управ­ления, тем сложнее координировать работу линейно­му руководителю. Кроме того, в структуре нет проч­ных связей между функциональными службами, в результате чего наблюдается плохое взаимодействие и параллелизм в работе [2].

 

 

Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления

 

Для предприятий со сложной деятельностью, действующих на нестабильных рынках, когда часто возникает потребность в реализации различных проектов, используется матричная структура управления (рис. 4).

Достоинствами данной структуры являются: представление относительно равных прав управляющим среднего звена во внутрифирменной конкуренции за ресурсы и внимание; способствует кооперации между подразделениями.

Недостатки матричной структуры проявляются в том, что она сложна в управлении из-за разграничения компетенции в принятии управленческих решений; трудно определять и поддерживать адекватный баланс между двумя линиями управления; значительны затраты времени, вызванные необходимостью координации решений, что вызывает соответствующее увеличение административных расходов.

 

 

Рис. 4. Матричная структура управления

 

Рассмотренные виды структуры управления явля­ются традиционными и относятся к иерархическому типу структур (или бюрократическому). Принципы их построения были сформулированы еще в начале ХХ в.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Делегирование полномочий | Содержательные теории мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.