Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие контроллинга

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Блицопрос

1. Потребность в безопасности относится к вторичным по­требностям (да/нет).

2. Гигиенические факторы, если они достаточные, не дают развиться чувству неудовлетворенности (да/нет).

3. Любые действия руководства и менеджеров предприятия в значительной мере влияют на формирование у работников ожидания (да/нет).

4. Теория справедливости советует менеджерам держать в тайне заработки работающих на фирме сотрудников (да/ нет).

5. В условиях России доминирующий способ вознаграждения – деньги (да/нет).

6. Гибкий график можно рассматривать как форму вознаграж­дения и удовлетворения социальных потребностей (да/нет).

 

Тестовые задания

1. В какой из содержательных теорий мотивации потребности располагаются в определенной иерархической схеме?

a) Герцберга.

b) Маслоу.

c) Мак-Клелланда.

d) Все ответы неверны.

2. «Люди выполняют работу на том уровне, который соответ­ствует их ожиданиям. Если говорить людям, что ВЫ от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и таким образом мотивировать их». Какой теории соответствует данный тезис?

a) Теории справедливости.

b) Теории ожиданий.

c) Концепции партисипативного управления.

d) Всем теориям одновременно.

3. Интерес к труду можно вызвать:

a) наделив работника властью, необходимой для выполне­ния им своих обязанностей и задач;

b) регулярным делегированием прав как способа постановки работнику новых задач и приобретения нового опыта;

c) служебной ротацией, то есть перемещением работников для временного выполнения различных задач внутри подраз­деления;

d) все ответы верны.

 

Контроль – это процесс установления отклонения от предусмотренных ве­личин и действий людей в хозяйственной деятельности.

Контроль называют также обратной связью. Воз­действуя на объект управления, получают информа­цию о новом состоянии. На основании этой информации принимают новые решения и осуществляют но­вые воздействия.

Функцию контроля выполняет каждый руководи­тель, это неотъемлемая часть его должностных обя­занностей. Объектом контроля выступает организация. Внутри организации контролю подвергаются проходя­щие в ней процессы и отдельные элементы системы [4].

Формы контроля очень разнообразны. Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдения с использованием различных конт­рольно-измерительных приборов. Для контроля за денежными средствами применяют финансовые и бух­галтерские документы. Своих подчиненных менеджер может контролировать в форме письменных отчетов о работе или проводить регулярные совещания и обсуждения проблем, возникающих в фирме или у отдельных ра­ботников.

Виды контроля:

- предварительный;

- текущий;

- итоговый (заключительный).

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Само планирование и со­здание организационной структуры позволяют осуще­ствить предварительный контроль. Строгое соблюде­ние правил и процедур при выработке планов, четкое написание должностных инструкций, эффективное до­ведение формулировки целей до подчиненных – все это способ убедиться, что планы будут реализованы, а структура будет работать так, как задумано.

Текущий контроль осуществляется непосредствен­но на стадии хозяйственного процесса. Его объектом являются подчиненные, а субъектом – их начальни­ки. Задача этого контроля – своевременно выявить и скорректировать отклонения, возникающие в ходе ра­боты, от заданных параметров. Текущий контроль ос­новывается на обратных связях.

Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Фактически полученные резуль­таты сравниваются с установленными ранее. Несмот­ря на то, что вмешаться в работу уже нельзя, этот кон­троль необходим. Он показывает, каких результатов добились люди, вскрывает упущения и недостатки в работе. Роль этого вида контроля заключается в сле­дующем:

- он дает информацию для дальнейшего планиро­вания;

- способствует мотивации.

В процедуре контроля выделяются такие этапы:

1) выработка стандартов и критериев;

2) сопоставление с ними реальных результатов;

3) принятие необходимых корректирующих действий.

В качестве стандартов используются цели, кото­рые являются конкретными, поддаются измерению и имеют временные границы. Такие цели разрабатыва­ются в форме показателей результативности. Эти по­казатели позволяют сопоставить реально сделанную работу с запланированной [4].

Второй этап процесса контроля состоит в сопос­тавлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. Необходимо иметь в виду, что контроль должен быть экономически эффектив­ным, то есть преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Это достигается использованием метода управления по принципу исключения. Суть его в том, что система кон­троля должна срабатывать только при наличии замет­ных отклонений от стандартов. Для этого руководство решает важную задачу – устанавливает масштаб до­пустимых отклонений. Если обнаруживаются откло­нения, которые не выходят за рамки этого масштаба, то такие отклонения не вызывают тревоги.

В обеспечении эффективности контроля важно до­вести до сведения соответствующих работников орга­низации как установленные стандарты, так и дос­тигнутые результаты. Информация должна быть точ­ной, поступать вовремя, а стандарты поняты сотруд­никами.

На третьем этапе менеджер определяет, какие дей­ствия необходимо предпринимать. Такими действия­ми могут быть:

- невмешательство в работу (ничего не нужно пред­принимать);

- устранение отклонений;

- изменение стандартов в результате их пересмотра.

В первом случае фактические результаты совпада­ют со стандартами. Во втором следует установить причины отклонений и добиться возвращения к пра­вильным действиям. Это происходит через измене­ние некоторых внутренних переменных. Третий слу­чай предусматривает пересмотр планов, а следователь­но, и стандартов.

Реко­мендации по повышению эффективности контроля:

- установить осмысленные стандарты, восприни­маемые сотрудниками;

- обсуждать с сотрудниками ожидаемые резуль­таты;

- устанавливать жесткие, но достижимые стан­дарты;

- избегать чрезмерного контроля;

- вознаграждать за достижение стандарта.

Для того чтобы предприятие имело возможность добиться крупных успехов и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее передовые, прогрессивные методы работы. К числу таких новаций относится практика внедрения контролинга [4].

Контролинг – совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы [1].

Если сравнивать контролинг и контроль, то в принципе контролинг ближе к предварительному контролю.

Главная цель стратегического контролинга – создание такой системы управления, которая позволит «отслеживать» движение предприятия к намеченной цели своего развития. Для этого фиксируются качественные и количественные цели предприятия. Качественные – начиная с анализа информации о внешних и внутренних условиях его функционирования. Количественные – с разработки системы плановых показателей. Перечень показателей, характеризующих количественные цели фирмы, при проведении антикризисного управления может быть поставлен как структура оборота, структура и величина расходов, отношение прибыли к капиталу, структура и объем инвестиций и т.д.

В систему функций контролинга входит:

- формирование системы планирования, объединение частных целей и отдельных планов в едином целостном плане предприятия;

- участие в составлении отчетности, особенно за счет внедрения системы информационного ее обеспечения;

- удовлетворение потребностей руководства предприятия в информации и необходимой отчетности, прежде всего, по расходам, накоплениям, состоянию финансовых средств и инвестиций;

- разработка и предоставление руководству предприятия системы корригирующих мер при превышении расходов по установленным планом позициям;

- анализ причин допущенных отклонений, подготовка альтернативных решений и рекомендаций по устранению сложившихся трудностей.

Основная задача контролинга включает 3 этапа.

1. Определение целей. Предвидение реального положения предприятия на рынке на перспективу, согласование оперативного и стратегического менеджмента.

2. Управление целями – это:

- поиск «узких мест» в работе фирмы;

- анализ отклонений от намеченной стратегической программы;

- своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке.

3. Достижение целей обеспечивается эффективным оперативным менеджментом, хорошей мотивацией труда работников, разработкой и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее [1].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессуальные теории мотивации | Анализ конкурентной позиции предприятия. SWOT анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.