КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевая группавопросов — общие правовые основы регулирования,в которой можно выделить две подгруппы
Общие правовые основы регулирования. Система и механизм регулирования. Законодательное регламентирование в отдельных сферах территориального развития. Региональное нормотворчество. Недостатки системы регулирования. Рационализация территориальной структуры хозяйства представляет важнейшую сферу его государственного регулирования при переходе к рынку и поэтому требует твердой и отлаженной законодательно-нормативной базы, регламентирующей его цели, задачи, механизмы1. 1.Задачи и условия территориального регулирования. Эти вопросы (за небольшим исключением) решаются не только в специальных законодательно-нормативных документах, а и в актах федерального уровня о стратегии социально-экономического развития, приватизации государственной собственности, задействовании регуляторов и инфраструктуры рынка и т. д. Законодательно-нормативные документы федерального уровня официально публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Прежде всего речь идет о правительственных программах развития экономических реформ. Последние из них - среднесрочные программы Правительства на 1997—2000 гг. и на 1999-2000 гг. и долгосрочная стратегия на 10-15 лет. Важное значение имеют Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия устойчивого развития, Энергетическая стратегия, Генеральная схема расселения и др. В них изложены принципиальные нормативные установки: о совершенствовании региональной политики; о повышении роли регионов в проведении реформ, переносе их центра тяжести на территории; о разработке прогнозов по территориям; об определении наиболее эффективных предприятий в регионах; об обязательном учете социальных последствий преобразования региональной экономики и т. д., а также параметры перспективного развития. Важное значение имеют утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Территориальное развитие регулируется также Налоговым и Бюджетным кодексами и Государственным бюджетом. Федеральный закон о бюджете на очередной год исходит в качестве экономической основы из плановых целевых установок государства, вытекающих из народнохозяйственного прогноза, о росте ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства, повышении инвестиционной активности, росте реальных денежных доходов населения и т. д. Это правовая основа бюджетного регулирования как разновидности прямого экономического регулирования регионального развития, о котором уже говорилось. Учет территориального принципа в руководстве экономикой вытекает из существа Конституции Российской Федерации, закрепляющей федеративное устройство государства. Активное воздействие на результативность хозяйствования, внутри- и межтерриториальных пропорций и связей оказывают формы собственности, регулируемые законодательством. Установлен классификационный перечень объектов и предприятий, относящихся к различным видам государственной собственности (федеральной, региональной). Фиксируются нормы, предусматривающие обеспечение органами власти и управления субъектов Федерации на всей территории России свободного перемещения товаров и услуг, капитала, денежных средств и т. д. (Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1992 г. «О едином экономическом пространстве 94 рСФСР»и др.). Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности гарантируются Конституцией РФ (ст. 8). 2. Полномочия, права и средства государственного регулирования и контроля за размещением и региональным развитием производительных сил, предоставленные федеральным, региональным и местным органам власти. Они вытекают из положений Конституции о единой системе государственной власти, о предметах ведения Федерации, о предметах совместной компетенции Федерации и ее субъектов, о статусе и полномочиях органов местного самоуправления (ст. 5, 71, 72, 130-133). Более конкретно эти вопросы решаются специальными законодательными актами. Так, первоначально полномочия краевых и областных органов законодательной и исполнительной власти отражены в Федеральном законе от 5 марта 1992 г. Компетенция и права республик в составе Федерации закреплены «Федеративным договором» (1991 г.). Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены общие принципы решения вопроса. Введением закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (16 октября 1999 г.) определены система властных структур в регионах и принципы их деятельности. Федеральный закон от 11 декабря 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» определяет общие принципы и основные задачи функционирования этих организаций, их отношения с федеральными, региональными и местными органами власти. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. образовал федеральные округа для государственного территориального управления. На нижнем таксономическом уровне действуют Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и утвержденные 15 декабря 1999 г. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Вторая группа вопросов законодательного регламентирования — система и механизмы регулирования - включает три подгруппы: 1. Система научно-проектных обоснований и организация работ по региональному развитию производительных сил. Этот круг вопросов еще недостаточно подкреплен нормативно-законодательными документами. В частности, отсутствует Федеральный закон о территориальном регулировании (планировании). Отдельные решения Президента и Правительства касаются разработки Комплексного прогноза развития и размещения производительных сил, порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и т. д. К ним относятся: Федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития (20 июля 1995 г.), Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1 апреля 1996 г.), постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г., утвердившее порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, и от 7 декабря 1996 г. о совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов, имеющие важное значение как документы по организационно-правовому обеспечению регионального прогнозирования и программирования. Отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения регулирует Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 7 мая 1998 г.). Градостроительная документация включает Генеральную схему расселения на территории РФ и схемы градостроительного планирования развития частей страны, комплексные схемы территории административных районов, генеральные планы городских и сельских поселений и т. д. Решение ряда вопросов территориального и отраслевого проектирования регламентирует установленный Госстроем России порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации (29 октября 1993 г.). 2. Права и обязанности юридических и физических лиц при выборе вида и дислокации деятельности предприятий. Законом установлено, что каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право начать и вести ее путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия, самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством и договорами, и т. д. При этом государство гарантирует право заниматься предпринимательством, равное право доступа всех субъектов хозяйствования на рынок, равные условия деятельности, независимо от вида собственности и организационно-правовых форм производства и т. п. (Закон РСФСР от 31 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). Примерно так обстоит дело с правами и обязанностями по отношению к инвестиционной деятельности (Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Однако прямо и непосредственно о правах и обязанностях юридических и физических лиц при выборе места хозяйственной деятельности и размещении предприятия речь не идет; подразумевается, что неограниченность выбора вида хозяйствования автоматически означает свободу определения его местонахождения. На выбор влияет установленное законом наличие льгот и гарантий инвесторам (предоставленных не только федеральной, но и региональными властями). Новое законодательство в отличие от прежнего устанавливает такие льготы и гарантии по всей территории России, а не только выборочно (свободные экономические зоны). Использование иностранного капитала регулируется Федеральными законами от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции», а также Таможенным кодексом. Разрабатывается Закон «О концессиях». В рассматриваемых документах установлены некоторые ограничения при создании и реорганизации предприятий. Так, все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов, до их утверждения подлежат общей и экологической экспертизе. Она проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капиталовложений («Об инвестиционной деятельности...»). При возможных нежелательных экономических, социальных, демографических и иных последствиях, затрагивающих интересы населения территории, требуется согласование с соответствующим региональным органом власти. 3. Порядок и механизм решения вопросов регионального развития, регистрации и лицензирования хозяйственной деятельности. Законодательством установлены различные формы и методы такого регулирования: на основе государственных (федеральных, инвестиционных, региональных и т. д.) программ; прямого управления государственной собственностью; системы налогов с дифференцированием ставок и льгот и т. д., о чем говорилось в предыдущем параграфе. За годы реформ принято множество решений о государственной поддержке отдельных отраслей, регионов и предприятий в специальных или общефедеральных программах, президентских указах, правительственных постановлениях. Законодательство сочетает принципы задействования рыночных регуляторов и директивно-распределительных документов - о целевом выделении централизованных капиталовложений, материальных и финансовых ресурсов государственным предприятиям, стройкам и т. д. Например, еще Закон РФ от 15 июля 1992 г. «О субвенциях регионам» регламентировал предоставление этого вида финансовой помощи территориям на покрытие из федерального бюджета и внебюджетных фондов доли текущих и инвестиционных расходов в целях сближения региональных уровней социально-экономического развития. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены три формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Федерации (см. главу 8). Ряд правовых актов устанавливает режим благоприятствования в инвестиционной деятельности, развитии внешнеэкономических связей, при формировании межпроизводственных и межтерриториальных союзов и т. д. (Закон «Об инвестиционной деятельности...», «Положение о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в Российской Федерации», утвержденное Правительством РФ от 6 ноября 1992 г. и) К этой же группе относятся нормативные документы о компенсационных и стимулирующих мерах государственной поддержки хозяйственной и социальной сфер в районах Российского Севера (Закон РФ от 19 февраля 1993 г. и др.). Имеющий прямое отношение к местонахождению хозяйственной деятельности и ее увязки с региональным комплексом порядок государственной регистрации предприятия регулируется Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 34), установившим, что это праводеяние осуществляется районными, городскими (районами в городах) органами власти по месту учреждения предприятия, для чего учредитель представляет необходимые документы (заявление, устав и пр.). Этим Законом (ст. 36) определяется и порядок выдачи теми же органами разрешения (лицензии) на участие в хозяйственной деятельности, когда оно требуется. Действует «Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территориях краев, областей, автономных образований, городов федерального значения», введенный Постановлением Правительства от 27 мая 1993 г., согласно которому льготные условия лицензирования предоставляются на определенные виды деятельности, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения территорий. Третья группа вопросов - законодательное регламентирование в отдельных сферах территориального развития охватывает огромное количество законодательно-нормативных актов, касающихся порядка эксплуатации природных ресурсов и охраны природы, использования трудовых ресурсов и социальной поддержки населения, реализации научно-технического и производственного потенциала, а также регулирования капитального строительства в связи с территориальным развитием. Сюда, например, относятся: Закон «О недрах» (15 июля 1992 г.), Закон «О соглашениях о разделе продукции» (30 декабря 1995 г.), Водный кодекс Российской Федерации (16 ноября 1995 г.), Лесной кодекс Российской Федерации (29 января 1997 г.), Закон «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 г.), Закон «Об охране атмосферного воздуха» (4 мая 1999 г.), Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000гг., новый Земельный кодекс Российской Федерации и др. Наряду с общерегулирующими издано большое количество нормативных актов, относящихся к отдельным регионам. Кроме федерального законодательства социально-экономическое развитие регионов регулируют законодательно-нормативные акты, принятые регионами — субъектами Федерации,, например: о системе органов управления на своей территории; о порядке подготовки, финансирования и реализации планов, проектов и программ регионального и местного значения; участии территориальных администраций в управлении собственностью предприятий и организаций (посредством контрольного пакета акций и т. п.); активизации в регионе инвестиционной деятельности; оказании финансовой поддержки предприятиям за счет территориального бюджета; адресной социальной помощи населению; организации местного самоуправления и его бюджетном устройстве и т. д. Процесс формирования системы государственного регулирования регионов еще не завершен. В этой области не изжиты существенные недостатки, особенно в отношении косвенного регулирования. Налоги высоки, собираемость их неполная, не упорядочена система льгот, для регионов они вообще ликвидированы. Ввиду малочисленности налоговых льгот и распространенности их только на субъекты хозяйствования, а не на территории, роль основных налогов (НДС. налог на прибыль) в регулировании регионального развития невелика. Государственная поддержка слабо стимулирует развитие регионов. Кредиты коммерческих банков слишком дорогие, предприятия даже с нормальным финансовым положением с трудом могут ими воспользоваться. Долгосрочные кредиты, особенно необходимые под инвестиции, коммерческие банки, как правило, не предоставляют. Государство обременено огромным внутренним и внешним долгом. Все это пагубно отражается на программах развития регионов, не дает возможности быстро и надежно оживить хозяйство. Система регионального и всего территориального (включая «размещенческое») регулирования имеет пробелы. Формы прямого и косвенного регулирования не привязаны жестко к типам регионов, не дифференцированы в зависимости от степени их депрессивности, отсталости и т. д. В поддержке развития нуждающихся регионов слабо используются меры структурно-производственной перестройки. Пример. Ежегодно большие сложности вызывает «северный завоз» товаров из-за его огромных объемов и затрат. Последние же вызваны значительным количеством «лишних людей» на Севере по причине гипертрофии отраслей, перерабатывающих добываемое сырье вместо вывоза в более благоприятные районы. Государство могло бы экономить немалые средства на создании на Севере инфраструктуры, если бы на договорной основе с фирмами проводило такую структурную реконструкцию. Не отработаны механизмы регулирования межрайонных транспортных грузопотоков, выбора района и пункта размещения объектов хозяйствования, учета региональной специализации хозяйства и т. д., что нарушает интересы не только государства, но и производителей и потребителей товаров (связанные с этим обстоятельством дополнительные издержки обычно перелагаются на потребителей через цену товаров и услуг). Так, ликвидация схем нормальных грузопотоков и отсутствие обоснованных железнодорожных тарифов приводит к тому, например, что уголь по договорам везут в Армению из Красноярского края, а «КамАЗ» получает металл из Караганды при крупном производстве проката нужных сортаментов по соседству на Урале. Если перерасход текущих транспортных затрат еще может возместить потребитель (у которого часто нет выбора при неналаженном рынке), то кто выделит капиталовложения на развитие железных дорог вследствие перегрузки из-за нерациональных рыночных грузопотоков? Получается, что государство. Государственное регулирование экономики регионов до сих пор не имеет четкого, завершенного организационного механизма. Этот вопрос нуждается в серьезном изучении. Частично он решается созданием системы федерального межрегионального управления — федеральных округов.
Тема «Региональные прогнозы и программы» Назначение региональных прогнозов, их содержание и особенности. Методический арсенал прогнозирования. Комплексные территориальные схемы, исследования по региональным прогнозам. Государственное регулирование рыночной экономики опирается на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на прогнозы разносрочного экономического развития. Региональные экономические прогнозы — это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного периодов, вытекает из долговременности территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологический и другие аспекты), большого влияния макроэкономической политики на регионы. Региональные средне- и долгосрочные проектировки в комплексных прогнозах (схемах) развития и размещения производительных сил, схемах экономического и социального развития и финансового состояния регионов и т. п. дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной экономики, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда. Государственные прогнозы проходят законодательную апробацию, например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т. д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, (К сожалению, их разработка в последнее время фактически прекращена и остро требует возобновления.) отраженную в нормативных актах, договорах и т. п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер. При подготовке прогнозных материалов руководствуются общими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных предпосылок (факторов). Обоснование перспективных направлений совершенствования региональной структуры национального хозяйства проводится исходя из стратегических целей и задач с учетом влияющих на их реализацию факторов. Для этого вырабатывается соответствующая система качественных и количественных характеристик. В ней отражаются особенности перехода к рыночным отношениям и интеграции России в мировое хозяйство при стабилизации ее экономического развития: формирование и эффективное использование производственного потенциала, воздействие нового геополитического положения, состояние окружающей среды, необходимость коренных организационно-рыночных преобразований и т. д. Принимается во внимание большая разнотипность российских регионов, территориальная дифференциация социально-экономических параметров. Этот прогноз закладывается в основу совершенствования межрегиональных пропорций и связей национального хозяйства и реализуется с помощью административных и экономических регуляторов. Региональные прогнозные разработки отличаются рядом специфических особенностей. Для них характерны относительно узкий круг прогнозируемых параметров, меньшая достоверность и устойчивость в сравнении с экономическими планами (при сравнительно широком механизме реализации), более общие показатели на верхнем (федеральном) уровне и конкретные, детальные на нижеследующих (субъектов Федерации). В этих прогнозах отражена специфика регулирования рыночной экономики — сочетание механизма саморегуляции с административно-правовыми началами планомерности. Мировая практика показывает распространенность конъюнктурных краткосрочных прогнозов развития регионов. Вместе с тем все больше проявляется интерес к выявлению средне- и долгосрочных тенденций экономического роста для определения наиболее выгодных сфер вложения капитала и расширения мировых рынков. При этом обычно исходят из оценки первичных ресурсов производства и общественного спроса, особенно платежеспособного спроса населения (с него и начинают прогноз). Методический арсенал региональных прогнозов довольно широк. При обосновании прогнозных показателей используются основанные на современной теории региональной экономики и комплексного размещения производства традиционные и новейшие методы экономического и технико-экономического анализа. Надо заметить, что они могут отражать не только чисто количественные, но и качественные методические приемы, обозначать направления и способы реализации региональной стратегии и тактики. Указанный подход весьма распространен в схемах развития и размещения производительных сил, в других территориально-прогнозных разработках и соответствующих методических материалах1. Прямые методы прогнозирования опираются на закономерности изменения состояния данного объекта, косвенные — выводят его изменение из других явлений и процессов. Проектировки на перспективу помимо факторного анализа могут базироваться на целевом (нормативном) или генетическом (экстраполяция) методах. Рыночная экономика из-за ее неустойчивости затрудняет использование целевого подхода, однако интерес к нему сохраняется как на уровне страны, так и регионов. Ибо при регулируемом рынке важное значение приобретают национальные и региональные цели, приоритеты и стандарты, достижение которых не только желательно, но нередко и крайне необходимо. Все же «рыночные» региональные прогнозы во многом сводятся к выявлению возникших и зарождающихся тенденций развития. При этом следует различать долговременные стратегические цели и тенденции и ближайшие, требующие неотложных мер. Системный подход в региональном прогнозировании затрагивает прежде всего отношения страны и региона. В прогнозе можно идти дедуктивным путем, от общего к частному, от национального хозяйства к экономике отдельного региона (с использованием преимущественно целевого метода). На практике в рыночных условиях более удобен индуктивный путь, от региона, его собственных предпосылок и тенденций развития (с применением в основном генетического подхода). Обоснование строится по расчетной «цепочке»: отбор эффективных отраслей — определение темпов их роста — дополнение вспомогательными производствами, включая инфраструктуру, — формирование целостного районного комплекса и оценка его эффективности — механизм реализации. В основе концепции (замысла) развития региона всегда находятся его приоритетные, узловые проблемы. Районы Центра призваны прежде всего использовать свои уникальные интеллектуальные, информационные и высокотехнологичные ресурсы для развития отечественного научно-технического, наукоемкого потенциала. В Восточной Сибири узловая проблема — формирование эффективного комплекса топливно-энергетической, лесной и энергоемких отраслей промышленности на базе дешевых канско-ачинских углей, ангаро-енисейской гидроэнергии, рудных и лесных богатств для укрепления российского стратегического потенциала сырьевых и конструкционных материалов. Традиционные и новые методы исследования региона «снизу» применяют, когда отсутствуют предварительные прогнозы по отраслям и по саране в целом (обычно так и бывает в рыночной экономике). В этих случаях исходят из прогноза основных факторов региональной динамики (трудовые ресурсы, производственные фонды, природные богатства и т. д.). Учитываются ключевые установки политического и экономического курса государства (нередко подкрепленные определенными стимулами), оценки ситуации в важнейших отраслях и в других регионах. Уже первая сводка таких проектировок по всем регионам дает определенную общую «картину» территориальной структуры национального хозяйства. Пользуясь ею, вносят коррективы и проводят новую сводку проектировок, т. е. вторую итерацию, и т. д. Ныне эти операции на современных ЭВМ проводят весьма оперативно и достоверно. Распространенным обобщающим способом прогнозирования является разработка сценариев будущего с вариантной проработкой на альтернативной основе, с использованием вероятностного подхода (т. е. с учетом предполагаемого воздействия тех или иных факторов). Некоторые авторы предлагают включать в сценарии схемы (матрицы) взаимодействия экономических, социальных, научно-технических и других интересов, возникающих при решении региональной проблемы1. Так, можно построить сценарий трех вариантов территориально- отраслевой структуры экономики страны: 1) при опережающем развитии отраслей топливно-энергетического комплекса. 2) при форсировании отраслей машиностроения и высоких технологий; 3) при доминировании отраслей потребительского комплекса. По каждому сценарию в разных регионах произойдут специфические структурные преобразования. Гипотетически при третьем сценарии хозяйственный комплекс Урала должен сильно «сжаться», а Северного Кавказа — «распрямиться», при втором - наоборот, а первый сценарий — это экономика колониального типа. «Окончательные» (рекомендуемые) государственные прогнозы, в отличие от научных, одновариантны. Указанные концептуальные методические подходы формализуются, реализуются в количественных методах, технических приемах расчетов. Они используются в разных комбинациях, подразделяясь на четыре основные группы: - методы экспертных оценок, в том числе метод Дельфи — выявление совпадающих оценок при автономном опросе экспертов; - методы экстраполяции (использование генетического подхода); - графический способ, метод математических функций; прием, основанный на соотношении с эталоном и корреляционных связях; способ географических аналогов; сюда же примыкает сравнительно-оценочная методика с помощью индексов — территориальных (база - средний уровень по стране) и динамических (база — уровень отчетного периода); - нормативный метод (конкретизация целевого и сценарного подходов); - балансовый и оптимизационный методы, включая экономико-математическое моделирование. Прогнозные расчеты параметров динамики и структуры экономики строятся обычно на основе факторного метода определения вначале влияния отдельных, а затем всех воздействующих факторов (например, рост производства в зависимости от увеличения производительности труда и численности работников и т. п.). Учитывая специфику современной рыночной экономики, ее регулирование государством, рекомендуется оценку результатов регионального развития производить по трехкритериальной системе показателей - коммерческой, региональной и межрегиональной (народнохозяйственной) эффективности. Эффективность какой-либо формирующейся отраслевой составляющей территориального комплекса можно выявить из результатов предстоящих территориальных сдвигов размещения отрасли с учетом региональных различий основных показателей (капиталовложений, заработной платы, производительности труда и т. д.) Важнейшим научным регионально-прогнозным документом является схема экономического и социального развития и финансового состояния региона (региональная схема). Она служит прогнозом научно-рекомендательного характера, исследует наиболее важные социально-экономические проблемы республики, края, области, автономного округа. Схема обосновывает мобилизацию местных ресурсов, пути выхода из кризиса, стабилизации экономики и социальной сферы с учетом интересов населения региона и стоящих перед страной текущих и долговременных задач. В ней содержатся предложения о выделении программных проблем и разработке целевых программ по данному региону (в настоящее время схемы не разрабатываются). Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах — природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т. д. Данные долгосрочного прогноза должны закладываться в основу подготовки прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, а последние - в основу краткосрочных прогнозов и программ. Региональный аспект прогнозирования отражается в правительственных программах углубления экономической реформы, стабилизации и развития экономики России. Методы общего и регионального прогнозирования в условиях рыночной экономики еще нуждаются в обсуждении и дополнительной разработке. В 90-е годы проведен, главным образом силами СОПСа и его соисполнителей, ряд капитальных исследований по прогнозам регионально-экономического развития. Комплексный прогноз развития и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000 г. с более детальной проработкой показателей на 1994—1995 гг., наряду с вопросами, которые ранее рассматривались в составе генеральных схем (предпосылки развития регионов, развитие и размещение межотраслевых комплексов, региональные экономические, социальные и экологические проблемы), охватил и новые проблемы. Это пути обеспечения России отдельными видами природных ресурсов, добыча которых сконцентрирована в бывших союзных республиках; оценка влияния на размещение производительных сил рыночных факторов (цены на топливо и энергию, транспортные тарифы, конкурентоспособность предприятий) и т. д. Наибольшее внимание уделено прогнозам социально-экономического развития регионов (охвачены все субъекты Федерации), причем особо рассмотрены перспективы регионов различных проблемных типов. Работа базировалась на материалах 40 отраслевых схем и более чем 50 схем субъектов Федерации. В исследованиях по сводным комплексным схемам развития и финансового состояния отраслевых комплексов, комплексным схемам экономического и социального развития и финансового состояния регионов, входящих в межрегиональные ассоциации, а также по прогнозированию территориального развития России до 2000 г. особое внимание уделялось новому направлению региональной экономики — финансовому аспекту территориального развития. Анализировались и прогнозировались возможности отраслей повысить в перспективе инвестиционную активность за счет собственных источников финансирования. По регионам оценивались возможности расширения налоговой базы и увеличения доходов региональных бюджетов за счет мобилизации местных ресурсов. Был сделан прогноз региональных товарных рынков. Региональный аспект прогноза развития России на 1996-2000 г. и на 1996—2005 гг. обосновал сырьевой, потребительский и постиндустриальный сценарии развития России, ориентированные на различные отраслевые приоритеты и существенно различающиеся по характеру воспроизводства. За основу принят комбинированный вариант, согласно которому до 2000 г. действует сложившаяся тенденция сырьевой направленности развития экономики, а в последующем на первый план начнут активно выдвигаться отрасли потребительского комплекса. К концу прогнозируемого периода появятся условия для успешного развития прогрессивных машиностроительных и химических производств. В рамках комплексного проекта «Анализ и прогнозирование социально-экономического развития и состояния финансов в двухуровневой системе: федеральный центр — субъекты Федерации» (среди его основных разработчиков — ИЭ и ОПП СО РАН) велась работа над моделью материально-финансового баланса Российской Федерации и региональной макромоделью оценки и прогнозирования направлений экономической политики. Работа реализует «управленческий» вариантный подход к определению финансовых показателей регионов. С этой целью определяется система индикаторов экономического развития регионов и система управляющих показателей (размер тех или иных налогов, нормативы амортизационных отчислений и т. п.). Разработанные модели адаптируются к базам данных, построенным в системе национальных счетов. Тема исследования нацелена на формирование полнокровных прогнозов территориального развития с взаимоувязкой краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ориентировок и определением механизма согласования территориального аспекта развития Федерации с прогнозами ее субъектов. Тема «Система расчетных методов изучения и обоснования регионального развития»
Задачи регионального развития, как правило, решаются на трех стадиях: научные исследования (разработка территориальных схем - прогнозов и т. п.), текущее и перспективное государственное прогнозирование и планирование (подготовка государственных прогнозов, комплексных планов, целевых программ и т. д.), технико-экономическое проектирование (разработка проектов строительства, расширения и реконструкции предприятий, схем и проектов районной планировки и др.). На стадиях научных исследований и государственного планирования (прогнозирования) решение задач регионального развития в принципе должно проходить три этапа обоснования: размещенческо-отраслевой, районно-комплексный и сводный (межрайонный, межотраслевой). Соответствующие три организационные структуры территориального планирования и регионально-экономических исследований и выполняют свою функциональную роль. В централизованной плановой экономике эта система практически строится сверху вниз от сводной (высшей ступени), в децентрализованной рыночной - наоборот1. В отличие от СССР в новой России система еще не сложилась, действует не полностью и нерегулярно.
Экономические методы включают конструктивные расчеты (балансовые, технико-экономические, нормативные) и экономико-статистический анализ (исчисление индексов, корреляционный анализ, графоаналитический метод). Основные приемы — разработка территориальных материальных, синтетических, межотраслевых балансов, определение сравнительной эффективности отдельных вариантов внутрирайонного размещения предприятий и развития районных комплексов. Эти приемы анализа различаются по степени точности: приближенные (традиционные) и точные (новые) методы. Чаще применяются два вида экономико-математических моделей — балансовые и оптимизационные (точные методы). Первые разрабатываются на основе усовершенствования традиционного балансового метода и строятся в виде системы шахматных таблиц, в которую входят балансы затрат и выпуска продукции, капитальных вложений, трудовых затрат, природных ресурсов. Широко известны, например, межотраслевые и межрайонные балансы производства и распределения продукции. Оптимизационные модели разработаны в развитие метода технико-экономических расчетов и предназначены для решения задач по определению наилучшего варианта развития и размещения предприятий, отраслей, территориальных комплексов. В оптимизационном программировании исходные условия задачи и ход решения могут быть представлены в табличной (матричной) или графической (сетевой) форме. Экономико-математическое моделирование основано на системном подходе и использует принцип поэтапности. Общая система территориальных экономико-математических моделей строится в соответствии с указанным выше членением процесса территориального регулирования на функциональные блоки, что позволяет принимать рекомендуемые решения для различных уровней развития экономики. Она включает: локальные модели - модели развития и размещения отраслей и развития районных комплексов и глобальную — оптимальную территориальную (межрайонную межотраслевую) модель народного хозяйства страны. Для социально ориентированной рыночной экономики (как и плановой) общим признаком оптимального (наилучшего) размещения производства — критерием оптимальности — теоретически является максимум народнохозяйственной эффективности, т. е.
наибольший возможный рост производительности общественного труда и удовлетворения потребностей общества. Конкретной формой выражения этого критерия (целевой функцией) на практике, как правило, выступает минимум суммарных затрат при достижении намечаемых (прогнозируемых) объемов производства по стране. При построении различных прикладных локальных моделей для рыночной экономики приоритет отдается критерию получения максимальной прибыли. Согласно теории оптимального планирования, сумма частных (локальных) оптимумов не дает общего (глобального) оптимума т. е. от объединения отдельных «оптимальных предприятий» не получится оптимального комплекса района (вопреки распространенным утверждениям специалистов-отраслевиков). Это можно проиллюстрировать следующим простым примером различных вариантов формирования районных комплексов. Допустим, что стоимость 1 т продукции отрасли А в первом районе составляет 2 усл. ден. ед. во втором - 6 усл. ден. ед., продукции отрасли Б — соответственно 4 и 9 усл. ден. ед. Условимся, что каждый район может производить по состоянию ресурсов всего 2 млн. т продукции. Предположим, должны быть удовлетворены потребности по 2 млн т -продукции А и Б третьего (потребляющего) района, куда перевозка 1 т из первого и второго районов обходится одинаково (поэтому транспортные затраты не учитываются). Нетрудно убедиться, что при этих условиях самым выгодным вариантом является второй, который предусматривает снабжение потребляющего района всей продукцией А из второго района и всей продукцией Б из первого (общие затраты составляют 20 млн усл. ден. ед.). Однако при этом суммарные отраслевые издержки по продукции А (12 млн усл. ден. ед.) будут выше, чем если бы эта продукция полностью или частично (1 млн т) вывозилась из первого района (4 и 8 млн усл. ден. ед.). Будут больше по сравнению с другими вариантами и общие затраты по первому району (8 млн против 4 и 6 млн усл. ден. ед.). Решая экономико-математические задачи, оптимальный вариант выбирают из числа допустимых, т. е. удовлетворяющих принятым ограничениям. К последним относятся исходное состояние территориальной системы (например, производственные мощности предприятий, прогнозируемый спрос на продукцию), возможности использования дефицитных ресурсов (трудовых, капиталовложений и т. д.), экономические связи объектов. При комплексном обосновании территориальной структуры национального хозяйства отражаются масштабы, пропорции и взаимосвязи экономики важнейших районов и центров, участие государства и отдельных регионов в общетерриториальном разделении труда. Имеются в виду прежде всего пропорции в развитии экономики Европейской части и Востока, а также отдельных крупных районов в составе указанных макроэкономических зон, в значительной мере определяющие экономический потенциал и эффективность всего народнохозяйственного комплекса. Стыкование важнейших разделов комплексного прогноза развития и размещения производительных сил должно осуществляться с учетом последовательной взаимоувязки размещения всех отраслей производства между собой, развития в единстве всех экономических районов и регионов - субъектов Федерации. Необходимы проверка соответствия намечаемых масштабов развития отраслей и потенциальных возможностей (ресурсов) районов их размещения, а также учет влияния развития крупных производственных комплексов (например, металлурго-машиностроительных и т. д.) в отдельных районах на рационализацию размещения по стране соответствующих отраслей (черной металлургии, машиностроения и т. д.). Наукой давно ведутся поиски применения экономико-математических методов для оптимизации территориальных пропорций и связей (А. Г. Гранберг и др.[10]. Речь изначально шла о территориальной (или межрайонной межотраслевой) модели, корреспондирующей с моделями размещения отраслей и моделями развития районов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |