КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Специальные модели исследования операций транспортного типа
Методы их решения: нахождение опорного решения транспортной задачи
Общая постановка транспортной задачи состоит в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из т пунктов отправления А1, А2,..., Ат в n пунктов назначения В1, В2,..., Вп. При этом в качестве критерия оптимальности обычно берется либо минимальная стоимость перевозок всего груза, либо минимальное время его доставки. Рассмотрим транспортную задачу, в качестве критерия оптимальности которой взята минимальная стоимость перевозок всего груза. Обозначим через Сij тарифы перевозки единицы груза из i -го пункта отправления в j - й пункт назначения, через ai — запасы груза в i - м пункте отправления, через bj — потребности в грузе в j - м пункте назначения, а через Xij — количество единиц груза, перевозимого из i - го пункта отправления в j - й пункт назначения. Тогда математическая постановка задачи состоит в определении минимального значения функции (2.16) при условиях () (2.17) () (2.18) (;) (2.19) Поскольку переменные xij ( ; ) удовлетворяют системам линейных уравнений (2.17) и (2.18) и условию неотрицательности (2.19), обеспечивается доставка необходимого количества груза в каждый из пунктов назначения, вывоз имеющегося груза из всех пунктов отправления, а также исключаются обратные перевозки. Всякое неотрицательное решение систем линейных уравнений (2.17) и (2.18), определяемое матрицей X = (xij) ( ; ), называется планом транспортной задачи. Будем называть любой план перевозок допустимым, если он удовлетворяет условиям (2.17), (2.18), т. е. все заявки удовлетворены, все запасы исчерпаны). План X*= (xij) ( ; ), при котором функция (2.16) принимает свое минимальное значение, называется оптимальным планом транс портной задачи.
Обычно исходные данные транспортной задачи записывают в виде таблицы (табл. 2.12).
Таблица 2.12
Очевидно, общее наличие груза у поставщиков равно, а общая потребность в грузе в пунктах назначения равна единиц. Если общая потребность в грузе в пунктах назначения равна запасу груза в пунктах отправления, т. е. = (2.20) то модель такой транспортной задачи называется закрытой. Если же указанное условие не выполняется, то модель транспортной задачи называется открытой. Для разрешимости транспортной задачи необходимо и достаточно, чтобы запасы груза в пунктах отправления были равны потребностям в грузе в пунктах назначения, т. е. чтобы выполнялось равенство (2.20). Число переменных хij в транспортной задаче с т пунктами отправления и п пунктами назначения равно пт, а число уравнений в системах (2.17) и (2.18) равно n+m. Так как мы предполагаем, что выполняется условие (2.20), то число линейно независимых уравнений равно n+m-1. Допустимый план будем называть опорным, если в нем отличны от нуля не более т+п-1 базисных перевозок, а остальные перевозки равны нулю. Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно в точности n+m-1, то план является невырожденным, а если меньше — вырожденным. Для определения опорного допустимого плана существует несколько методов например, метод северо-западного угла и метод минимального элемента. Как и для всякой задачи линейного программирования, оптимальный план транспортной задачи будет опорным и допустимым планом. Ввиду исключительной практической важности транспортной задачи и специфики ее ограничений (каждая неизвестная входит лишь в два уравнения систем (2.17) и (2.18) и коэффициенты при неизвестных равны единице) для определения оптимального плана транспортной задачи разработаны специальные методы. Один из них — метод потенциалов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |