Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Методы производственного обучения




Под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и уч-ся при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний.

Процесс обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Успешно выполнить свою задачу преподаватель может только в том случае, если овладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и; передовой практикой, будет систематически совершенствовать мастерство.

Чтобы лучше использовать методы обучения, преподаватель должен представить их себе в определенной системе. Однако в дидактике нет еще единой общепризнанной классификации методов.

Наибольшее применение в педагогической практике получили, методы обучения, классифицируемые по источникам знаний: сло­весные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой и др.), наглядные (демонстрация наглядных пособий, видеофильмов, диафильмов, наблюдения и др.), практические (упражнения, лабораторно-практические работы и др.). Они будут приняты за основу при раскрытии методики и организации преподавания специальных и общетехнических предметов.

За последние годы педагогической наукой разработана система методов обучения, в основу классификации которых заложены уровни познавательной деятельности учащихся. Такая система методов находит применение в практике педагогической деятельности преподавателей-новаторов средних профтехучилищ. Эти методы обучения можно объединить в две основные группы: репродуктивные и поисковые.

Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) характерны тем, что с их помощью учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем. Их применение обеспечивает ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений и навыков. Но вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, слабо способствуют развитию мышления. При преимущественном применении они ведут к формальному усвоению знаний, а порой к зубрежке учебного материала. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность. Наиболее эффективно они применяются в тех случаях, когда содержание учебного материала имеет преимущественно информативный характер и является сложным для того, чтобы учащиеся смогли осуществить самостоятельный поиск знаний. Эти методы применяются также тогда, когда у учащихся отсутствуют опорные знания для решения проблемных ситуаций, когда они предшествующим обучением еще не приучены к самостоятельному решению проблемных задач.

Поисковые методы (частично-поисковые, исследовательские, проблемное изложение) предполагают последовательное и целена­правленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и умения. Применение поисковых методов (их иногда называют проблемными) позволяет успешно развивать навыки творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности уча­щихся. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному освоению знаний. Вместе с тем они не могут стать единственно применимыми в практике учебного процесса, несмотря на то, что их большие достоинства могут склонить к этому преподавателей. Дело в том, что применение этих методов требует значительно больших затрат времени на изучение учебного материала, чем при репродуктивном изучении, а также специальной подготовки учащихся к поисковой деятельности, а от преподавателя требуется весьма высокое педагогическое мастерство.

С применением проблемно-поисковых методов изучают, как правило, материал, связанный с выявлением причинно-следственных и других связей между явлениями, процессами, фактами. Они используются также в тех случаях, когда изучаемый материал не является принципиально новым и его содержание доступно для самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Подразделение методов обучения на репродуктивные и поиско­вые в зависимости от степени познавательной активности учащихся вызвано общей тенденцией к усилению развивающей функции учебного процесса в связи с повышением общего теоретического уровня содержания обучения. Эта классификация методов более новая, современная по сравнению с делением методов по источникам познания.

Выделяются также методы обучения, классифицируемые по нескольким различным основаниям:

1 группа методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· словесные, наглядные, практические (аспект передачи и вос­приятия учебной информации);

· индуктивные и дедуктивные (логический аспект);

· репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

· самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2 группа методы стимулирования и мотивации учения (интереса к учению; долга и ответственности в учении).

3 группа методы контроля и самоконтроля в обучении (устного; письменного; лабораторно-практического).

Однако наличие различных классификаций не означает противопоставления методов друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют названия методов, которые стали применяться за последнее время: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, поисковые упражнения, самостоятельные наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения. В такой направленности и будут раскрыты методы обучения в последующих главах книги. Поскольку методы обучения – это приемы и способы осуществ­ления учебного процесса, т. е. преподавания и учения, каждый метод следует рассматривать с двух сторон – деятельности преподавателя и деятельности учащихся. Покажем это применительно к методам обучения, классифицируемым по источникам знаний

Деятельность преподавателя складывается из следующих основных компонентов: целевая установка; определение содержания и порядка деятельности учащихся; собственно деятельность преподавателя (устное изложение, постановка вопросов, управление техническими средствами, выполнение опы­тов, демонстрация трудовых приемов и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.