Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторно-практические работы

Целевая установка, определение содержания и порядка работы учащихся, управление техническими устройствами, руководство работой учащихся, контроль и подведение итогов

Выполнение заданий иллюстративного или исследовательского характера; обработка результатов, формулирование выводов: а) под руководством преподавателя; б) по письменной инструкции; в) самостоятельно деятельностью учащихся; контроль; подведение итогов. Такое вычленение основных компонентов многогранной деятельности, преподавателя будет способствовать целенаправленному рассмотрению вопросов организации и методики преподавания.

С понятием метод обучения тесно связано и другое понятие – прием обучения, или методический прием.

Под методическими приемами обычно понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода. В процессе обучения как методы, так и приемы переплетаются; сочетания методов разнообразны. Один и тот же вид работы выступает как метод, или как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех же случаях, когда наглядное пособие — основной источник знаний, демонстрация его является методом обучения. Как уже отмечалось, в системе методов, классифицируемых по характеру познавательной деятельности учащихся, в качестве приемов обучения выступают методы, классифицируемые по источникам знаний.

Общее рассмотрение методов обучения, их основных функций еще не дает ответа на вопрос о том, какие методы и методические приемы необходимо выбрать преподавателю для проведения конкретного урока и в какой последовательности их применять. Решение этой задачи зависит от многих факторов.

При выборе методов и приемов обучения необходимо прежде всего помнить, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если, во-первых, не способствуют активизации учащихся, т. е. побуждению их к активной мыслительной деятельности, и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания изучаемого материала.

Оба требования тесно связаны: учащиеся не могут быть активными на уроке, если не понимают изучаемого материала, но они не смогут и осознать его без активного участия в учебном процессе. Эти требования играют важную роль не только в обучении, но и в воспитании, развитии познавательных способностей учащихся.

Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов – их разнообразие. Разнообразие педагогических средств учебного процесса – не самоцель. Чтобы рационально строить учебный процесс, нужно знать, какие обучающие и развивающие функции может выполнить каждый метод. Недостатки в знаниях, умениях и умственных действиях учащихся порождаются нередко не ошибками в реализации того или иного метода, а нару­шением оптимального соотношения используемых методов.

Различные методы требуют включения в процессе усвоения различных органов чувств: слуха (рассказ, объяснение, беседа), зрения (демонстрация наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов, работа с книгой), осязания и мускульных ощущений (лабораторно-практические работы, разборосборочные работы и т.п.). По-разному влияют методы на развитие внимания, самостоятельности, сообразительности, способностей к анализу, синтезу, абстрагированию, переносу навыков и т.п.

Таким образом, каждый метод имеет специфическую область применения. И разнообразие методов и методических приемов нужно не для преодоления монотонности и скуки на уроке, как считают некоторые преподаватели, а для решения многообразных дидактических и воспитательных задач.

Анализ практики работы училищ профтехобразования показывает, что многие преподаватели ищут способы построения урока, методы и приемы обучения, которые побуждали бы учащихся к активной самостоятельной познавательной деятельности. Но нередко эти поиски превращаются в «моду» на уроки определенного типа, на те или иные методические приемы, что означает замену старых схем новыми и непременно приводит к формализму на уроке.

Педагогические исследования и передовой педагогический опыт убедительно свидетельствуют, что нет и не может быть универсального, самого эффективного метода или методического приема, который сразу обеспечит успех. Речь должна идти о модернизации имеющегося в педагогике арсенала приемов, методов и средств обучения, об усилении их активизирующего влияния на учебно-познавательную деятельность уч-ся. Успех возможен только при комплексном, комбинированном применении различных методов обучения с учетом их дидактических возможностей и конкретных учебно-воспитательных задач.

Таким образом, в распоряжении преподавателя, по существу, неограниченный арсенал педагогических средств для эффективного осуществления учебного процесса. Причины многих ошибок и недостатков в работе преподавателей объясняются не тем, что педагогическая наука и практика чего-то не открыли, главное – что уже найденное, добытое опытом не стало еще достоянием всех. Это, конечно, не отрицает необходимости поиска принципиально новых решений.

Методы, методические приемы постоянно развиваются и совершенствуются в соответствии с развитием педагогики, дидактики и частных методик.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практические методы. Деятельность учащихся | Вопрос 3. Методы проблемно-развивающего обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.