Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Методы проблемно-развивающего обучения




Такие важные качества, как самостоятельность и активность, должны постоянно формироваться у учащихся при использовании всех методов и форм организации обучения. Однако можно особо выделить такие в этом отношении методы, как самостоятельные наблюдения учащихся, учебно-производственные экскурсии, решение производственного технических задач, лабораторно-практические работы выполнение домашних заданий (в особенности по производственному обучению).

Самостоятельные наблюдения учащихся как метод производственного обучения организуются при длительном изучении явлений и процессов производства в естественных условиях.

Наблюдения ведутся учащимися по специальным заданиям мастера. Они могут длиться в течение часа, части или полного рабочего дня, всего периода производственного обучения на предприятии. Организуются они в таком порядке: формулировка и постановка мастером вопросов, которые надо выяснять при наблюдениях; указания о порядке наблюдений; проведение наблюдений и оформление их результатов.

После выполнения учащимися задания мастер проводит групповую беседу, в которой подводит итоги работы. В процессе беседы мастер предлагает учащимся объяснить явления и процессы, сформулировать определенные выводы, отвечает на возникшие у них вопросы. В конце беседы учащиеся с помощью мастера формируют выводы и записывают их в тетради.

Учебно-производственные экскурсии являются одним из видов организационных наблюдений учащихся за производственными процессами под руководством мастера в естественных условиях. Экскурсии оказывают значительное педагогическое влияние на учащихся в плане развития интереса к профессии, помогают ознакомлению с содержанием профессиональной подготовки.

Учебно-производственные экскурсии могут иметь различное назначение в зависимости от задач, которые ставятся при их организации и проведении (общеознакомительные, изучение конкретных процессов производства, изучение современных средств техники, заключительные по изучению конкретных разделов программы или периодов обучения и т.д.)

Подготовка учащихся к экскурсии предполагает разъяснение мастером цели экскурсии, подчеркивание того, на чем следует сосредоточить внимание, что записать и зарисовать в процессе экскурсии, целесообразно также давать учащимся различные задания. Особо тщательно надо проинструктировать учащихся о соблюдении требований безопасности и правил поведения во время экскурсии.

В конце каждой экскурсии подводятся итоги: обобщение и систематизация материала экскурсии; задания учащимся на дом для обработки данных наблюдений; обсуждение отчетов учащихся (письменных или устных) и оценка их; организация выставки материалов экскурсии.

Решение производственно-технических задач. Для развития познавательной активности учащихся большое значение имеют производственно-технические задачи, которые можно разделить на три основные группы:

- выполняющие функции закрепления знаний (воспроизведение изученного, первичная систематизация фактов, понятий, формирование навыков);

- способствующие овладению методами логического мышления и опытом творческого мышления (самостоятельная аналитико-синтетическая работа: сравнение, обобщение, оценки, выводы, углубление знаний, уточнение, конкретизация, систематизация);

- требующие применения полученных знаний (выполнение самостоятельных работ, овладение умениями, обработка навыков).

Лабораторно-практические работы имеют большое значение для развития у учащихся навыков самостоятельных наблюдений, а также выполнение несложных экспериментов, прививают интерес к к самостоятельным исследованиям, связанным с профессиональной деятельностью.

Лабораторно-практические работы включают вводную часть, выполнение работы, заключительную часть, оформление письменного отчета.

Домашние задания по производственному обучению играют существенную роль в воспитании самостоятельности учащихся, в развитии их технического мышления.

Домашние задания по производственному обучению могут разрабатываться мастерами производственного обучения под руководством председателя методической комиссии. При выдаче домашних заданий мастер разъясняет учащимся их содержание, практическое значение и наиболее рациональные способы выполнения.

Совершенствование форм и методов – это не столько разработка и применение новых (хотя и это возможно и необходимо), сколько постоянное повышение степени активности учащихся в каждой применяемой форме производственного обучения, при реализации каждого метода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.