Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные организации

Тема 2.10. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. ТЕОРИЯ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Социальные организации, коллективы, малые группы. Динамика группы.

Личность и группа (организация). Теории поведения человека в группе, формирование группового поведения. Персональное развитие в организации: социализация, социальный контроль, социальная стратификация. Поведенческий маркетинг. Организационное поведение в системе международного бизнеса.

Проблемы социальных организаций. Бюрократия.

Организаторский талант менеджера, как умение правильно расставить кадры, осуществить подбор команды. Командо - построение в коммерческой организации, работа в команде. Корпоративная стратегия.

 

Понятие социальной О. в широком смысле характеризует способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. Разнообразные механизмы социальной О., охватывающие все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняют интегративную функцию и обеспечивают управление действиями индивидов со стороны социальной системы. Эти механизмы, во-первых, через социализацию и усвоение индивидами норм и ценностей, господствующих в данной социальной системе, создают условия и предпосылки участия людей в общественных отношениях и, во-вторых, через социальный контроль и систему санкций призваны влиять на индивида таким образом, чтобы направленность и характер выбираемых им действий не выходили за рамки допустимого в данной системе.

В более узком смысле социальная О. — это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий. Характерной особенностью таких развитых О. является наличие в них специализированного персонала, прошедшего соответствующую подготовку и выполняющего функцию управления.

Становление капитализма приводит к разрушению традиционных, возникающих и функционирующих, как правило, стихийно форм регуляции социальных отношений. Этот процесс особенно усиливается с переходом к государственно -монополистическому капитализму. Постепенно возникают новые, более или менее осознанно конструируемые типы О. Важнейший показатель этого процесса — быстрый рост числа и размеров различных О., всесторонне регламентирующих жизнь отдельного индивида и опосредующих межличностные контакты. Развитие крупных О. — объективная потребность современного общественного производства. Однако, она вступает в противоречие со стихией общества, построенного на частнособственнической основе. Усиление роли О. в условиях капитализма ведёт к тому, что конкурентная борьба, происходящая на уровне гигантских О., вызывает особенно разрушительные социальные и экономические последствия. Прогрессирующее разделение труда, усложнение технологических процессов, концентрация производства и образование крупных О., а также усиливающаяся и принимающая всё более изощрённые формы эксплуатация трудящихся сопровождаются значительным ростом административно-управленческого персонала, появлением у него множества новых функций и резким повышением требований к эффективности его организаторской деятельности.

Первые исследования в области социальной О. носили сугубо прикладной и нормативный характер и имели целью рационализацию организационной и управленческой деятельности. Ф. Тейлор (США, 1911) положил начало изучению оптимальных способов распределения административных функций и ответственности между звеньями управленческого аппарата.

Немецкий социолог М. Вебер предложил идеальную модель бюрократии — предельно рационализированной системы управления и руководства — и сформулировал принципы, на которых должны строиться отношения в такой системе. В этих исследованиях акцентировалась формальная сторона социальной О.: необходимость строгой регламентации отношений между работниками и фиксации их в спец. предписаниях.

В конце 30-х гг. рядом исследователей (Ч. Барнард, Ф. Рётлисбергер и У. Диксон) было установлено влияние неформальных, личностных отношений между работниками на эффективность и производительность труда. Складывающаяся спонтанно неформальная О., основанная на прямых контактах между работниками, является неизбежным и существенным дополнением формальной. На почве этих исследований, выявляющих социально-психологический аспект проблемы, возникла доктрина «человеческих отношений» как стиля поведения управляющих в их отношениях с подчинёнными, рационализировавшая управление производством.

В послевоенный период круг проблем, затрагиваемых в исследованиях социальной О., непрерывно расширяется: изучаются потоки информации, используемой для выработки решений, механизм выдвижения, принятия и изменения целей, а также расхождения между действительными и декларируемыми целями О., критерии эффективности неприбыльных О., проблемы внутриорганизационного конфликта и изменения О., мотивация деятельности управленческого персонала и т.д.

Новейшие тенденции в области социальной О. связаны с широким внедрением вычислительной техники и новых методов обработки информации и принятия решений (моделирование, линейное и динамическое программирование, теория игр и решений, системный анализ и т.п.), а также с конструированием целевых О. для выполнения специализированных социальных, научно-технических и военных программ.

В современной социологии (У. Уайт, Д. Рисмен и др.) подвергается критике воздействие современной О. на индивида, усиливающее его отчуждение. Особенно резко против О. выступают идеологи «новых левых» (Г. Маркузе, франкфуртская школа и т.д.). Эта критика вскрывает ряд действительных противоречий О.

В трудах в.И. Ленина всесторонне освещены такие принципиальные теоретические проблемы О. и управления, как принципы демократического централизма, единоначалия в партийном и государственном руководстве, контроль за деятельностью аппарата управления и борьба с бюрократическими тенденциями.

 

Гражданин – любой член общества, обладающий гражданством.

Гражданство – постоянная, политико-правовая связь физического лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лидер и коллектив - социально психологический климат | Типология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.