Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология

Оказывающие воздействие на государство,

Негосударственные, традиционные, формальные, неформальные: кооперации, ассоциации, объединения, сообщества, союзы, гильдии, фонды; общественные (творческие, научные, спортивные, ветеранские, женские, молодежные, конфессиональные) организации;

социальные группы (корпоративные: профессиональные: профсоюзы, армия, бюрократия;

пара -профессиональные (по соседско-общинному контексту): выпускники; территориальные землячества,);

группы досуга (отдыха, хобби, культура, спорт): фан -клубы, любители пива;

микро -статы: дополнительная работа.

 

По стратифицированному политическому полю (А.И. Юрьев, В.А. Ганзен, Masters R).

Национал – культурная база: клубы, патриотические организации; культурно – воспитательные общества, движения; монархические центры и союзы; клерикальные партии.

Дискриминационно – протестантская база: партии дискриминируемых меньшинств; ветеранские организации; благотворительные фонды; гуманитарные и экологические движения; анархисты.

Военно – промышленная база: фронты противостояния, сопротивления; военно – спортивные союзы; профессиональные ассоциации; научно – промышленные общества.

Социал – демократическая база: демократические партии; социалистические партии; транснациональные партии; радикальные партии.

 

Возникновение (всегда: спонтанные, стихийные, ситуационные). Масштаб. Временная зрелость. Интегрированность. Общность цели (удержание личности от полной деградации и девиантности), задач, норматики (сфокусированная, расфокусированная), социальная роль (четкая, новая, традиционная, социально - одобряемая), статус, поведение, установки, стиль, групповые выгоды. Цивилизованность.

Сложные – простые; изменчивые – постоянные; формальные – неформальные; публичные, легитимные, правовые - теневые, кулуарные, келейные, сектантские (андеграунд); детерминированные, идентичные - размытые; информированные – не информированные; идеологизированные - апатично-индифферентные; стереотипные; рациональные, прагматичные – эмоциональные, моральные.

Автономность. Контактность внутри группы, сплоченность, организованность. Структурированные (иерархичность, дифференциация ролей в группе, степень осознания вклада в группу, интенсивность связи индивида и всей совокупности) – не структурированные.

Типологические группы - самый низкий, элементарный уровень связи, члены группы имеют общие (один или несколько) социально-психологические признаки. Группа не выступает как социально-психологическое единство, представляя собой сумму индивидов или первичных групп.

Идентификационные сообщества (элита, граждане, общинники, криминал), макрогруппы - осознают свою принадлежность к ней, подразделяя окружающих на «своих» и «чужих». Существует групповое сознание.

Солидарные консорциумы (собственники, распорядители, наемники, акционеры, вкладчики) – члены группы обладают разработанной системой представлений о целях своей группы на макросоциальной арене. По Г.Г. Дилигенскому.

 

Лит.: Абульханова – Славская А.В., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М., 1989.

Фром. Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

Грушин Б.А. Массовое сознание.

Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистического общества. – М., Политиздат, 1986.

 

Группы социальные, относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие Г.с.

Английский философ Т. Гоббс в книге «Левиафан» дал первое чёткое определение группы как «...известного числа людей, объединённых общим интересом или общим делом», и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические и частные и др. (см. Избранные произведения, т. 2, М., 1964, с. 244). В дальнейшем этот термин использовался для характеристики экономических и политических Г. с. английскими экономистами, французскими историками и социалистами-утопистами. Во 2-й половине 19 в. австрийский социолог Л. Гумплович объявил биологическую расу основной социальной группой. Американский социолог Ч. Кули в начале 20 в. считал важнейшими «первичные группы» (семья, соседские и дружеские компании); в современной буржуазной социологии этот подход разработан в теориях малых групп [Э. Мейо, Я. Морено, Дж. Хоманс (США) и др.]. Для большинства буржуазных теорий Г. с. характерно отсутствие классового анализа социально-групповых процессов. Характеризуя разработку проблемы Г. с. в буржуазной социологии, В. И. Ленин писал: «Само по себе это понятие слишком еще неопределенно и произвольно: критерий различения “групп” можно видеть и в явлениях религиозных, и этнографических, и политических, и юридических и т. п. Нет твердого признака, по которому бы в каждой из этих областей можно было различать те или иные “группы”» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 428—29).

Марксизм выработал историко-материалистический подход к Г. с., суть которого заключается, во-первых, в применении к группам принципа историзма: существуют не группы общества вообще, а группы исторически определённого общества, характер и роль которых меняются вместе со сменой общественно-экономических формаций. Во-вторых, было доказано, что в условиях классового общества основными Г. с. являются классы: они оказывают определяющее воздействие на все области общественной жизни, на поведение всех других Г. с., каждая из которых выделяется по своему специфическому признаку. Этот материалистический принцип лежит в основе научного анализа Г. с.

Качественная характеристика Г. с. предполагает и определённое количественное измерение: различают большие, средние и мелкие Г. с. Большие Г. с. — это совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодёжь, пенсионеры) и др. Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с др. членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Различают две основные стадии развития больших групп: спонтанная (например, «класс в себе») и организованная («класс для себя»); на второй стадии многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и сплачиваются в организации, имеющие целью осуществление интересов данной большой группы.

 

Другой вид Г. с. образуют малые группы семья, первичные производственные ячейки (бригада), соседские общности, дружеские компании, школьный класс и т. п. Специфическим признаком малой группы являются непосредственные контакты её членов. Каждая малая группа обладает определённой структурой, складывающейся под влиянием как внешней среды, так и внутригрупповых межличностных отношений, и выражающейся в системе статусов (позиций) и ролей членов Г. с. Наиболее высокий статус имеет лидер группы. Различаются формальные и неформальные малые группы: первые функционируют в соответствии с заранее установленными (обычно — официально фиксированными) положениями, инструкциями, уставами; вторые складываются на основе личных симпатий и антипатий. В формальной малой группе также складываются неформальные отношения между её членами и успех её функционирования во многом зависит от соответствия друг другу формальной и неформальной структур группы.

Производственные объединения работников одного предприятия и территориальной общности (жители одной деревни, города, района) можно назвать средними (или локальными) группами. Территориальные общности являются спонтанными групповыми образованиями.

Различные Г. с. не образуют строгой иерархии, но взаимно влияют друг на друга. В условиях классово-антагонистического общества поведение всех групп (этнических, демографических, малых и др.) определяется борьбой классов, поэтому вся система Г. с. оказывается по своей сути конфликтной. Напротив, в условиях социализма развивается однородность основных Г. с., что не исключает существования социально-групповых различий и противоречий. Важную роль в их преодолении призвано сыграть социальное планирование на всех уровнях: от общества в целом до первичных ячеек различных групп.

Лит.; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Ленин В. И., Великий почин, Полн. собр. соч., 5 изд.,т. 39; Щепаньский Ян, Элементарные понятия социологии, пер. с польск., М., 1969; Homans G., The human group, N. Y., 1950; Cartwright D., Zander A., Group dynamics, 2 ed., L., 1960; Hahn E., Soziale Wirklichkeit und soziologische Erkenntnis, B., 1965.

 

Пример. Молодежь. Сформирована как идея силы, которая сама может прорваться из старого (косного, иерархизирпованного) в новое. Молодая Италия (Польша, Германия, Ирландия) – группы, движения, которые к 60 – 70 г.г. ХХ в. впитались в структуру обществ, институты, мотивы, утратив идеологию молодости, оставив эпизодические феномены. Россия: задержанное общество с геронтократической нормой - за молодых сходят 40-летние. Вспыхивала в 60-х, в начале перестройки. Нет даже студенческого движения. Отношение к стране, власти, реформам совпадает с мнением взрослых. Выражены поколенческие, дружеские связи. Раздроблена на группы: центр и периферия. К Жириновскому в 2 раза больше симпатий, чем к Немцову. Путин объединяет как «общий шеф», общая обида, что нас в мире не уважают. Практика понта (блефа): «Я здесь главный». Образовательный бум. Сдвиг от традиционных интеллигентских дипломов к прибыльным. Сферы быстрой реализации: бизнес, масс -медиа, околополитический PR. Занятие не лидерской, а обслуживающей лидерскую, позицию. Борис Дубин, социолог.

 

Пример. Средний класс. Автономность от государства (только налоги). Буржуазность, инициатива, предприимчивость. В повседневной, хозяйственной деятельности следовать правилам рационального экономического поведения, скрупулезного соизмерения затрат и результатов труда. Материальный достаток: выживание, сопротивление неблагоприятным обстоятельствам, сохранить дело, воспроизвести материальное положение, развитие. Цена успеха: глубокие знания и подготовка, трудоголики – работа «в меру», игра на «любом поле», тяжелая, не привлекательная, рисковая, в ущерб семье, досугу. «Игроки», «бурлаки», «бюджетники», А.А. Возмитель, Институт социологии РАН. В СССР был более значим, чем теперь, потому что пирамида предполагает равномерное распределение управленческих функций. Нынешний средний слой в России это: распорядители, сохранившие возможности высокого уровня жизни, за счет взяток (ГИБДД, МВД, ЖЭК, муниципалитет); распорядители, получившие пакеты акций, недвижимость; владельцы новых профессий.

Не элитное большинство может объединяться по территориальному признаку, так как лишено не только собственности, работы, но и стабильности в краткосрочной перспективе. Уровень горизонтальной солидарности крайне низок. Разрушены возможности для кооперации (по некоторым оценкам, на десятилетия).

 


Коллектив (социалистический) (от латинского collectivus — собирательный), одна из важнейших ячеек общества; относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. К. сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентаций и норм деятельности.

В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художественной самодеятельности и др. Основное место в обществе принадлежит трудовым К., среди которых важнейшими являются производственные К.

С развитием общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам типа.

Главными функциями К. являются: предметная — непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует; социально-воспитательная — обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его организационную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (например, бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредственные отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в том числе и на их отношение к труду, установление оптимального отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования К.

В каждом К. наблюдается определенная степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными техническим прогрессом, законом перемены труда, демографическими и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Некоторые К. периодически изменяют свой состав (учебные заведения, армейские подразделения). Существуют также временные К. (например, К. строителей ГЭС).

Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых общественных организаций — партийных, комсомольских, профессиональных и др., которые призваны активно влиять на деятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, противодействовать возникновению местничества, так называемого коллективного эгоизма.

Положение и ценность человека в К. определяются преимущественно его личными качествами и способностями, от которых зависит в значительной степени и характер его отношений с др. членами К. Каждый человек обычно принадлежит к нескольким К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различные способности.

Оценка К. — могучий стимул деловой и общественной активности индивида, побуждающий его к постоянному совершенствованию, способствующий развитию коллективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен сопоставлять свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям коллективной дисциплины. Отдельный индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В этом случае индивид имеет право и морально обязан выступить против большинства членов своего К. в интересах общества, а, в конечном счете, и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрастающей общественной активности индивида и его требований к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательность его членов.

В развитом обществе возрастает соответствие интересов общества, трудового К. и индивида.

К. играют огромную роль в формировании мировоззрения, воспитании отношения к труду и сознательной дисциплины, преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центральных задач — всё более широкое вовлечение трудящихся в управление производством и обществом.

 


Малая группа, социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс).

М. г. складываются во всех сферах деятельности человека. Если М. г. представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую М. г. называют формальной. Если же М. г. возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной. В рамках формальной М. г. могут складываться одна или несколько неформальных групп.

Состояние М. г. характеризуется прежде всего её сплочённостью, то есть степенью единства поведения членов группы при возможности выбора этого поведения. Поскольку в М. г. всякое поведение преломляется через межличные отношения, обобщённым показателем сплочённости М. г. служит её структура и величина симпатий и антипатий её членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами (см. Социометрия). Различаются сильно сплочённые, слабо сплочённые и разобщённые М. г. Чем больше позитивных выборов (симпатий) получает тот или иной член группы, тем выше его статус в группе.

М. г. оказывает важное влияние на развитие личности. Уже в раннем детстве человек оказывается членом нескольких М. г. (семья, игровые группы), через которые происходит его первоначальное приобщение («первичная социализация») к ценностям, нормам и правилам поведения в обществе; на этом основании такие группы называются первичными. По мере развития личности меняется характер и число М. г., членом которых является индивид; в современном обществе взрослый человек одновременно является членом семьи и трудовой группы, а также нередко членом нескольких общественных организаций, имеет компанию друзей и т. д. В различных М. г. индивид имеет различный статус, причём невысокий статус в одних видах групп может компенсироваться более высоким статусом в других М. г., что весьма важно для формирования общего позитивного самочувствия индивида; в противном случае может развиваться склонность к асоциальным формам поведения. При этом индивид иногда включается в антиобщественные М. г. (хулиганские компании, воровские шайки).

Наряду с внутренней структурой, придающей М. г. относительную самостоятельность, М. г. обладает внешней структурой, выражающей её зависимость от более крупных социальных групп и организаций.

Необходимо, чтобы коллективистские отношения сотрудничества и взаимной помощи пронизывали все сферы и уровни деятельности членов общества и превращали М. г. в сфере труда в первичные трудовые коллективы, где непосредственно сочетаются интересы общества, коллектива и личности.

Социологи объявляют М. г. «обществом в миниатюре» (Г. Зиммель), а первичные группы — фундаментом всей общественной структуры (Ч. Кули).

См. также статью Группы социальные и литературу при ней.

 

Чем Вы руководствуетесь в тех надеждах, которые возлагаете на других? С какого рода людьми Вам трудно иметь дело? Какой тип начальника Вам больше всего подходит? Лояльны ли Вы к недостаткам прежних начальников? Возьмут ли они Вас на работу снова? (Вы забываете и хорошее и плохое – из чего же формируется Ваш жизненный опыт?) Создайте рабочую группу, в том числе, и из непрофильных специалистов. Кому Вы непосредственно подчиняетесь (можно ли с ними встретиться)? Кто у Вас в подчинении (можно ли с ними встретиться)? Что изменится, если этот человек будет работать не на нас, а на конкурента? Взяли ли бы Вы данного работника на работу снова (на прежнее место работы)?

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальные организации | Персональное развитие в организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.