Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.3. Познавательные процессы. Сознание

Случайные ошибки выборки могут быть

Способы статистического наблюдения (в зависимости от источника сведений)....

Перепись населения по организационной форме относится к

1. Специально- организованному наблюдению

2. Сбору сведений по формам Федерального государственного статистического наблюдения

3. Непосредственному наблюдению

4. Сплошному наблюдению

Верный ответ 1

1. непосредственное наблюдение

2.отчетность

3.опрос

4.документальную запись

5.специально организованное наблюдение

Верный ответ 1,3,4

6.Организационные формы статистического наблюдения:

1.отчетность

2. непосредственное наблюдение

3.специально организованное наблюдение

4.регистр

5.выборочное наблюдение

Верный ответ 1,3,4

7.Виды несплошного статистического наблюдения:

1.выборочное наблюдение

2. обследование основного массива

3.монографическое

4.текущее статистическое наблюдение

5.специально организованное наблюдение

Верный ответ 1,2,3

8.Сплошному статистическому наблюдению присущи ошибки:

1.случайные ошибки репрезентативности

2.случайные ошибки регистрации

3.систематические ошибки регистрации

4.систематические ошибки репрезентативности

Верный ответ 2,3

1. учтены и исключены

2. учтены, но не исключены

3. исключены, но не учтены

4.не учтены и не исключены

Верный ответ 2

10. Систематические ошибки наблюдения - это…

1. искажение (в сторону роста или снижения) данных наблюдения относительно фактических данных совокупности

2. ошибки, возникающие в результате неполного учета единиц совокупности

3. ошибки в виде опечаток, описок, округлений.

4.ошибки опроса

Верный ответ 1.

1. Понятие о сознании.

2. Историческое развитие сознательной деятельности.

3. Этапы формирования сознания.

4. Отличие сознания от психики человека.

5. Человек как субъект. (Психология субъектности)

 

1.

Сознание – это высший уровень отражения человеком действительности. В филогенезе сознание развивалось и стало возможным только в условиях активного воздействия на природу в условиях трудовой деятельности.

Социально историческими условиями возникновения сложной сознательной деятельности человека является также употребление и изготовление орудий труда, а также возникновение языка.

 

Сознательное отражение в отличие от психологического отражения, свойственного животным – это отражение предметной действительности. Наиболее полную характеристику сознания дает Леонтьев А.Н. в книге «Деятельность. Сознание. Личность.».

Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем чертам:

1) сознательная деятельность не обязательно связана с биологическими мотивами,

2) сознательная деятельность не обязательно определяется наглядными впечатлениями от среды,

3) Большинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатом его собственной деятельности. Все это приобретается через усвоение общественно-исторического опыта поколений.

А.В. Петровский выделил в структуре сознания 4 основные психологические характеристики:

1) сознание есть совокупность знаний об окружающем мире, т.о. в структуру сознания входят все познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение)

2) в сознании закрепляются различия субъекта и объекта. Только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди других живых существ способный к самопознанию.

3) Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально.

4) В структуру сознания входит определенное отношение человека к среде, т.е. мир чувств.

 

Бессознательное – первое упоминание у Платона, однако 1-ое международное совещание, посвященное этой проблеме, состоялось лишь в 1910 году в Бостоне США. Еще тогда ученые осознали, что бессознательное это фактор, который надо учитывать при анализе различных вопросов поведения, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношений людей.

Новая эра в изучении бессознательного началась с появлением трудов З. Фрейда.

В настоящее время выделяют 2 направления в разработке этой проблемы:

1) Различные теории психоанализа

2) Теории неосознаваемой психологической установки.

Современные представления о бессознательном позволяют раскрыть следующее положение:

«В зоне ясного осознания находят отражение лишь малая часть сигналов, которые поступают из внешней и внутренней среды организма. Остальные сигналы используются организмом на подсознательном уровне. Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят:

1) Психические явления, которые возникают во сне.

2) Ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями.

3) Движения ставшие автоматизированными.

4) Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.

 

2.

Историческое развитие сознательной деятельности.

 

Различают несколько этапов развития:

1. Психика животных и предков человека.

2. Стадное поведение.

3. Сознание разумного человека.

4. Сознание человека родового общества.

5. Появление самосознания.

 

Сознание – особый род психики, который присущ только человеку.

У животного есть психика, но нет сознания. Можно точно указать основные черты сознания человека, ставшие результатом общественного труда его самого, его предков.

Человек может представлять и мыслить будущие результаты своей деятельности. Он выбирает пути, план действия сознательно, а животные только приспосабливаются к природе. Возможность планирования или предвидения будущих результатов деятельности, объясняется тем, что человек обладает языком. Он может словесно планировать свои действия, общаясь с другими людьми с помощью языка, он обогащает свое сознание. В отличие от психики животных, в психике человека выражается отношение к общественным условиям существования, т.е. человек как личность может развиваться только в обществе людей. В отличие от животных человек может быть завистливым.

Т.О. человеческое сознание представляет собой высший продукт, организованный материей человеческого мозга.

Все важные качества человеческой психики развиваются и поддерживаются в условиях существования, в обществе себе подобных, в процессе общения с ними, в ходе совместной трудовой деятельности. Когда человек в силу каких-либо обстоятельств ок5азыывается исключенным из человеческого общества, то у него постепенно отмирают важные свойства его сознания, и он перестает быть человеком.

В связи с усложнением нервной системы под влиянием жизни и образа жизни живого существа, происходит его приспособление к окружающему миру. В зависимости от уровня развития его нервной системы и психической деятельности различают 3 типа поведения животных:

1) Инстинкты.

2) Навыки.

3) Интеллектуальное поведение – простейшие мыслительные операции, которые основаны на установлении связи между предметами.

 

3.

Этапы формирования сознания.

В развитии сознания от рождения до зрелого возраста выделяют 5 этапов:

I. От рождения до 1 года.

Бодрствующее сознание. Появление выбора наиболее удовлетворительных ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции на окружающую среду, первые элементы сознания. Ребенок может оценить наиболее приятную для него ситуацию. В этом возрасте описаны своеобразные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери. Хотя он не спит, глаза его открыты, и мимика ребенка показывает удовлетворение.

II. От 1г. до 3 лет.

Предметное сознание. На этом этапе в функции сознания главную роль играют непосредственно впечатления действительности. Сознание ребенка обогащается представлениями о предметах и явлениях, объем которых увеличивается, когда ребенок начинает ходить. С появлением речи возникают обобщения и элементы абстрактного мышления. На этом этапе ребенок еще не улавливает взаимосвязи реальных событий с прошлым и будущим. Он живет только настоящим. Ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, и в его речи еще отсутствует местоимении «я»

III. От 3 до 9 лет.

Индивидуальное сознание. Появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды.

IV. От 9 до 16 лет.

Коллективное сознание. Характерны представления об объектах и пространстве, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими событиями.

V. От 16 до 22 лет.

Общественное социальное сознание. Сознание подростка приобретает новые качества. Приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Достигается сознательная зрелость.

 

4.

Отличие сознания от психики человека.

 

1) Сознание определяет разумное, целенаправленное поведение человека.

2) Сознание определяет понимание законов объективного мира.

3) Сознание определяет развитие речи и абстрактного мышления.

4) Сознание определяет наличие самосознания (способность признавать себя отрицательной, либо положительной личностью), умение управлять собой.

 

5.

Человек как субъект. (Психология субъектности)

 

Субъект – творец собственной жизни, распорядитель душевных и телесных способностей.

Человеческий индивид не рождается, а становиться субъектом в процессе общения и деятельности.

Субъектность – многообразие психологических способностей и механизмов, которые представлены в таких психических явлениях как разум, чувства, побуждения, воля, способности и характер человека.

Прежде всего, речь идет о человеке как о разумном существе.

Разум человека – это фундаментальное отличие человека от животного. Благодаря разуму, человек познает мир. Существует 2 уровня познания:

1) Чувственный – познание с помощью органов чувств, вследствие чего у человека складывается образ или картина окружающего мира. В психологии чувственное познание субъекта представлено в качестве ощущения и восприятия.

2) Рациональный уровень познания – к нему относится мышление человека, память внимание воображение.

 

Тема 1.4. Ощущение и восприятие

(чувственный уровень познания).

1. Понятие об ощущении и восприятии. Виды и свойства восприятий и ощущений.

2. Чувствительность и пороги.

3. Эмоциональный фон и взаимодействие ощущений и адаптации.

4. Апперцепция и установка.

5. Когнитивный диссонанс.

1.

Понятие об ощущении и восприятии.

 

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

 

Характерные особенности ощущений:

· сиюминутность

· непосредственность

· познание отдельных качеств и свойств предметов и явлений

 

В реальной жизни трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда переживаются, как свойства того или иного целостного предмета или явления. Ощущения входят в структуру большого сложного психологического процесса – восприятия.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие требует:

· выделение из всего комплекса воздействующих признаков основных, ведущих, с одновременным отвлечением от несущественных.

· объединения групп основных признаков и сопоставления воспринимаемого с прошлым опытом

· включения двигательных компонентов: ощупывания предметов, проговаривания звуков.

Свойства восприятия:

 

1) Предметность – выражается в отнесении сведений полученных из внешнего мира к определенному предмету или явлениям объективной действительности.

2) Целостность – образы восприятия представляет собой предметно оформленные структуры.

3) Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру.

4) Константность – воспринимаем окружающие предметы как относительную const по форме, цвету, величине и т.д. Если бы восприятие не обладало константностью, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы не узнавали бы того, что было известно ранее.

5) Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением и пониманием сущности предмета т.к. сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, отнести к определенной группе и обобщить в слове.

6) Избирательность – заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, зависит от интересов и установок личности.

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом, в основе которого лежат условные рефлексы, временные нервные связи которых образуются в коре г/м, при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира.

 

Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом.

Ощущение – это начальный источник всех наших знаний о внешнем мире и состояниях нашего организма. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на наши органы чувств, называются раздражающими, а воздействие раздражителей на наши органы чувств называются раздражением (физический процесс).

Раздражение вызывает в наших тканях возбуждение: нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (это психологический процесс).

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психологическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологический механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов (анализаторов = зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный-тактильный)

Анализатор состоит из 3 частей:

1) периферический отдел – рецептор

рецептор – это воспринимающая часть анализатора, выполняет функцию трансформации внешней энергии в нервный процесс.

2) афферентные чувствительные нервы – проводят возбуждение в нервные центры

3) корковые отделы анализатора – отвечают за переработку нервных импульсов приходящих из периферических отделов.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействий.

Виды ощущений:

1. Интероцептивные – сигнализируют о состояниях внутренних процессов организма. Это наименее осознаваемая группа ощущений, а по происхождению наиболее древняя.

2. Пропреоцептивные – рецепторы, находящиеся в мышцах и суставах, сухожилиях связках. Возбуждение, которое возникает, вызывает ощущение движения + ощущение равновесия.

3. Экстерорецепторы

a) Контактные ощущения – возникают при непосредственном воздействии раздражителей (вкусовые, осязательные)

b) Дистантные ощущения – раздражители действуют на некотором расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные).

 

Свойства ощущений:

1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов. Например, слуховые (высота, тембр, громкость),

зрительные (цветовой тон, насыщенность, светлота)

2) Интенсивность – количественная характеристика ощущений, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3) Длительность – временная характеристика ощущений определяется временем действия раздражителя, состоянием органов чувств,

4) Пространственная локализация раздражителя – характеризуется тем, на какую часть тела воздействует раздражитель.

 

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителей других анализаторов органов чувств (Кравков).

 

Сенсибелизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, их упражнения.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения характерного для других анализаторов.

2.

Чувствительность и пороги.

Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной величины. Минимальная величина раздражителя вызывающая едва заметные ощущения, называется нижним порогом чувствительности. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом существует обратно-пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется верхним порогом чувствительности.

Особенно влияет на повышение чувствительности характер деятельности человека, вид его деятельности.

3.

Эмоциональный фон и взаимодействие ощущений и адаптации.

Организм оценивает поступившую через органы чувств информацию по простой, но надежной «да-нет»-ной системе (приятно-неприятно). Цвета, запах, вкусы, звуки, прикосновения, температура, еще до анализа, до рассуждения оказывает на человека непосредственное эмоциональное воздействие. Потом только пойдут оценка, включатся исключения и противоречия: «приятно, но вредно», «красиво, но опасно» и т.д.

Все ощущения приятны и неприятны, все они имеют эмоциональный фон. Особенно сильна эмоциональная власть запахов (не существует общепринятой классификации запахов и теоретического воздействия запахов на организм человека, описать запах очень трудно).

Адаптация – это приспособление органа чувств к действующему раздражителю.

Адаптация – это строго психофизиологическое явление. Существует:

- эмоциональная адаптация (иногда опасна)

- социально-психологическая адаптация

4.

Апперцепция и установка.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической деятельности.

Установка – внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности.

5.

Когнитивный диссонанс.

 

В жизни каждого человека установки играют определенную роль, возникают они совершенно незаметно, то в виде традиций, то в виде обычая, в виде привычки, то в форме присоединения к мнению окружающих. Порой такие установки заслоняют от человека реальные факты и события. Выработавшиеся в детстве установки могут определить не только то, что и как надо видеть, но они во многом обусловливают все виды восприятия. Формируют глубинный своеобразный вариант картины мира, и в этот мир легко входит только то, что соответствует его законам, те впечатления которые им противоречат, нередко видоизменяются или вообще отбрасываются. Когда человеку приходится воспринимать какую-то несовместимую с его внутренними убеждениями информацию, то у него возникает неприятное переживание психологического дискомфорта, которое называется когнитивный диссонанс, и дальше он сознательно или несознательно старается выйти из этого тревожного состояния: новая информация либо отбрасывается, либо как-то обесценивается.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ошибки наблюдения и способы их устранения | Тема 1.5. Внимание и память
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.