КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.5. Внимание и память
1. Понятие памяти. Виды, свойства и особенности. 2. Процессы памяти. 3. Понятие внимание. Виды внимания, свойства.
1. Понятие памяти. Виды, свойства и особенности.
Память – это форма отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, позволяющая накапливать информацию не теряя при этом прежних знаний сведений и навыков. Виды Памяти: 1. По характеру психической активности: § Двигательная память – на движения – это основа формирования различных практических и трудовых навыков. Признак хорошей двигательной памяти – это физическая ловкость человека. § Эмоциональная память – на пережитые чувства, выступающие в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действий, которые вызывали отрицательные переживания. Способность сочувствовать, сопереживать людям основана на эмоциональной памяти. § Образная память – память на представление картин природы и жизни, а также звуки, запахи и вкусы бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. § Словесно-логическая память – на слова, понятия, формулы, играет основную роль в усвоении знаний. 2. По характеру целей деятельности: § Непроизвольная память – информация запоминается сама собой, в ходе выполнения деятельности, без специального заучивания. § Произвольная память – информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов. 3. По продолжительности закрепления и сохранения материала: § Кратковременная память – обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин.) Ограничение по объему (7 + – 2) § Долговременная память – обеспечивает длительное сохранение информации и бывает двух типов. - долговременная память с сознательным доступом, - закрытая долговременная память (под гипнозом) § Оперативная память – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности.
2. Процессы памяти:
1) Запоминание – может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной, в соответствии с этим различают: - Непроизвольное (Механическое) – основывается на единичных, временных связях, которые отражают внешнюю сторону явлений. Этим объясняется преимущественное запоминание бессмысленного, запоминание не имеет постоянной цели и не требует волевых усилий. - Произвольное (Логическое) – зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала, осуществляется с постоянной целью. 2) Сохранение – удерживание информации 3) Забывание – ликвидации информации 4) Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала; может протекать преднамеренно и непреднамеренно, состоит из: a) узнавание – появление знакомости при повторном восприятии. b) воспоминание – в отсутствии восприятия объекта. c) припоминание – наиболее активная форма воспроизведения прошлого опыта, путем волевых усилий во многом зависит от поставленных целей и задач (между событиями, предметами и фактами устанавливаются временные нервные связи, которые называются ассоциацией. Ассоциации м.б. по смежности, по сходству и по контрасту) d) реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно забытого. 3. Внимание. Виды внимания, свойства. Упорядоченность психической жизни человека достигается благодаря такому свойству психики как внимание. Внимание – направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, которые имеют для личности определенную значимость. С физиологической точки зрения, внимание – есть не что иное, как нервная деятельность коры больших полушарий (ее опред.участка) головного мозга, в данный момент и при данных условиях обладает оптимальной возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбудимости. Виды внимания: · Непроизвольное – внимание, возникающее без всякого намерения человека, не требует волевых усилий, без заранее поставленных целей. · Произвольное – это внимание, требующее сознательную постоянную цель и волевые усилия. · Послепроизвольное – возникает на основе произошедшего, но развивается после него, носит целенаправленный характер и снимает напряжение. Свойства внимания: · Сосредоточение внимания – удерживание внимания на одном объекте или 1 деятельности, при отвлечении от всего остального. · Устойчивость – длительное удерживание внимания на объекте или какой-либо деятельности. · Объем внимания – количество объектов, которые человек охватывает одновременно (у детей от 2 до 5 предметов, у взрослых от 3 до 7) · Распределение внимания – одновременное внимание к 2 и более объектам или видам деятельности. · Переключение – перемещение внимания с одного вида объекта на другой.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |